Материал к родительскому собранию "Воспитание культуры поведения"
статья (старшая, подготовительная группа)

Аникаева Наталия Владимировна

Материал к родительскому собранию "Воспитание культуры поведения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал к родительскому собранию

на тему:  «Воспитание культуры поведения»

Дети являются гордостью своих родителей. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только во внешней красоте, но и как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому сбольшой остротой встают вопросы нравственного воспитания детей. Общество уже достаточно настрадалось от утраты морали, совести,  наглости и хамства. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Что же такое “культура поведения” – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. 

В содержании культуры поведения детей условно выделяются следующие компоненты: 

  • культура деятельности,
  • культура общения,
  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

Рассмотрим каждый из компонентов.

Культура деятельности. Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в образовательном учреждении в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Детям необходимо прививать умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после трудовых поручений.

Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель может объяснять детям: “Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно”. Также необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения детей.

В игре мы формируем  нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях, уроках – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову педагога, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.    

Культура общения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, которые основанны на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Это предполагает:

- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции;

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, сохраняя спокойный тон.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в образовательное учреждение, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с педагогами и другими работниками учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие же   важные нравственные качества взрослые хотят видеть в детях?

Это - вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность. 

Ребенок, который испытывает  радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. Общительный ребенок быстрее находит место в образовательном учреждении.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало.

Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться точного и четкого выполнения действий.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагог должен быть для них образцом.

Навыки у детей быстро становятся прочными, если   постоянноих заакреплять в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения.. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редкои то только в форме осуждения воспитателем и другими детьми негативного поступка.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: « Культура поведения, правила и привычки».

Ход мероприятия(звучит тихая музыка родители располагаются в группе)-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. Вот и прошёл ещё один учебный год, ваши дет...

материал к родительскому собранию "Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников"

   Хотите воспитать своего ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близ...

Презентация для родительского собрания "Культура поведения детей старшего дошкольного возраста"

Даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой вст...

Родительское собрание "Культура поведения - показатель воспитанности"

Цель: Показать  родителям  важность ознакомления детей младшего дошкольного возраста с основными нормами и правилами культуры поведения. Задачи:1 Расширить представления роди...