Семейные традиции
проект

Маринцева Лариса Анатольевна
Самое главное в жизни ребенка – его семья. Воспитанием ребенка, как правило,
занимаются родители: мама и папа. Но в наше время родители редко бывают дома с
детьми. Чаще всего дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое
влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и
компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания,
не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание
создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим
ценностям и любви к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynye_traditsii.docx52.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО — РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРОЕКТ ГРУППЫ № 5

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

      Воспитатель:

Маринцева Лариса Анатольевна

Паспорт проекта

Вид проекта: Творческий.

Тип проекта: Коллективный, открытый.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: 01.10.2020- 31.05.2021 г.

Участники: воспитанники группы № 5, педагоги, РОДИТЕЛИ

Форма проведения: подгрупповая, групповая

1.1. Введение

Пояснительная записка

   В моей группе большее количество детей растут в не полных семьях. Дети часто делятся своими проблемами и переживаниями.  Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.

Когда я спрашивала у ребят, есть ли у них  в семье традиции, они задумывались. У меня возникли вопросы:

  • Что такое семейные традиции?
  • Какое значение имеют традиции в семье?
  • Действительно ли традиции могут сделать семью крепче и в такой семье вырастают порядочные, добрые, жизнерадостные люди, любящие свою семью, свою Родину?

Актуальность проекта

Самое главное в жизни ребенка – его семья. Воспитанием ребенка, как правило,

занимаются родители: мама и папа. Но в наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у меня возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.

1.2. Стратегия проекта

  Проблема проекта: почему дети так слабо владеют информацией о своих ближайших родственниках: маме, папе, сестрах, братьях, бабушках и дедушках – о своей СЕМЬЕ, и совсем не владеют информацией о семейных традициях

   Цель нашего проекта – : помочь детям понять значимость семьи; познакомить с семейными традициями; показать ценность семьи для каждого человека; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

    Объектом данного проекта являются дети

    Предметом – .проводимые мероприятия

 Задачи проекта:

  •   Расширить и углубить знания детей о семье, семейных ценностях (что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи);
  •    Воспитывать доброе, заботливое отношение и любовь к семье;
  •  Привлечь и вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта;
  •    Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать словарь, делиться своими знаниями.

Принципы реализации проекта

1. Принцип доступности: Учет  индивидуальных особенностей детей, адаптированность материала;

2. Принцип систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил;

4. Принцип дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил поведения в семье.

5. Принцип результативности предполагает получение положительного результата в семейных отношениях взрослых и детей;

6. Принцип сотрудничества педагогов с родителями предполагает положительное формирование у детей понятия : семья –самое ценное для человека.

Участники проекта 

Дети, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-организатор.

Предварительная работа:рассматривание семейных фотоальбомов; чтение и разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, отгадывание загадок о семье; беседы о семье и семейных традициях; просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов «Жили-была мама», «Если бы я был моим папой», «Бабушка, научи!», «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот» и др; чтение детских рассказов Н.Носова, С.Маршака, А.Толстого, сказок Г.-Х.Андерсана, Ш.Перро; изготовление подарков к различным праздникам; сюжетно-ролевые игры «Семья», «В гости к бабушке», «Дочки-матери» и др.

Оборудование и материалыпрезентации о семье, детские проекты, магнитофон, фонограмма песни о семье,  мультфильмы, фотоальбомы.

Работа с родителями:

  •    Сбор информации о семье;
  •    Консультации
  •    Оформление мини-проекта;
  •    Фотовыставка «Моя семья!»

Ожидаемые результаты:

  •    У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
  •    У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;
  •    Дети научатся «защищать» свои мини-проекты о семье;
  •    Получение положительного эмоционального отклика от совместной деятельности.

Обобщение результатов:

  •    Оформление стенгазет «Мой папа (дедушка) самый лучший» (приобщенная к празднику «23 февраля» и «Больше всех на свете я мамочку (бабушку) люблю!» (к празднику «8 Марта»);
  •  Выставка детских работ «Моя большая и дружная семья»;  «Мой вечер в кругу семьи», «Новый год в кругу семьи», «Мой выходной с родными», «Мамин портрет», «Папин портрет»;

План реализации проекта:

I этап –  информационно-подготовительный:

  •      Чтение (прослушивание) рассказов, стихотворений, просмотр мультфильмов и т.д.;
  •       Проведение сюжетно-ролевых игр;
  •       Подготовка материала для творческой деятельности;
  •      Сбор различной информации по данной теме;
  •       Анкетирование
  •       В непосредственно-образовательной деятельности дети отражали полученные знания в рисунках, аппликациях.

II этап – внедренческий

Проводимая работа

1 занятие

  • Разработка сценария родительского собрания –развлечения «Это важное слово – семья».
  • Рисование «Мой самый лучший день летом в кругу моей семьи»

2 занятие

  • Знакомство с традициями «Гордость за своих предков», «Трудовые династия», «Называть детей в честь кого-то из членов семьи», «Проведение отпусков и свободного времени вместе», «Составление семейного альбома», «Хранение старинных вещей»

3 занятие

  • Праздник , посвященный к «Дню матери» 28 ноября.
  • Изготовление открыток к празднику

4 занятие

  • Беседа «Застолье в кругу семьи и наше фирменное блюдо»
  • Загадки на тему «Семья».

5 занятие

  • Беседа «Как мы провели Новогодние каникулы с семьей»
  • Рисование «Моя семья снеговиков»
  • Беседа «Семейные праздники»

6 занятие

  • Работа с родителями : Составление «Мое родословное древо» (выставка работ)
  • Защита детей мини-проектов «Мое родословное древо»

7 занятие

  • Праздник, посвященный к 23 февраля, праздник дедушек и пап
  • Рисование портрета «Я и мой папа»
  • Изготовление памятных открыток к празднику.

8 занятие

  • Праздник , посвященный 8 марта.
  • Разучивание стихов для мам и бабушек, с использованием мнемотехники.
  • Изготовление открыток для мама и бабушек.
  • Беседа «Как вы и ваши близкие поздравили мам и бабушек дома»

9 занятие

  • Разработка консультации для родителей «Семейные традиции».
  • Пословицы и поговорки о семье
  • Рисование «Мой вечер в кругу семьи»
  • Игровое занятие «Как обращаются в семье к друг другу и к вам».
  • Разучивание шуточного стихотворения о семье с использованием мнемотехники «Открываю гороскоп»

10 занятие

  • Видеосъемка «Бессмертный полк», с рассказами детей о своих предках.

III этап – заключительный:

  • Оформление  стенда с семейными фотографиями «Моя большая и дружная семья».

Вывод: в связи с проделанной работой дети получили большой запас знаний о семье и родственных связях, узнали о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям, воспитали желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним, легко владеют информацией (пополнили словарный запас по теме нашего проекта).

Список литературы:

  • «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова Н.В.
  • «Комплексные занятия для подготовительной группы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
  • «Беседы о характере и чувствах» Т.А. Шорыгина
  • «Познавательные сказки» Л.Н. Вахрушева
  • «Конспекты комплексно-тематических занятий для подготовительной группы» Н.С. Голицына.
  • «Вежливые сказки» Т.А. Шорыгина
  • «Беседы о хорошем и плохом поведении» Т.А. Шорыгина
  • «Философия для детей» М.А. Андрианов
  • «Познание» Е.С. Волочкова
  • «Познание , развитие речи» Н.М. Аджи
  • Интернет источники

 Сценарий родительского собрания – развлечения

«Это важное слово – СЕМЬЯ!»

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Я думаю, многие со мной согласятся в том, что семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Несмотря на то, что многие хотят быть независимыми, семья останется приоритетом в жизни каждого человека.

Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом – нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» — владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом – вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:

— Гость на пороге – счастье в … (доме).

– Дом без хозяйки … (сиротка).

– Яблоко от яблони … (не далеко падает).

– Чем богаты, … (тем и рады).

– В гостях хорошо, … (а дома лучше).

Не только о доме, но и о семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.  Вам надо поправить то, что будет неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились верно.

Дом бывает разным. У наших с вами детей есть еще и второй дом, в котором они проводят большую часть дня. И здесь тоже есть свои традиции.

В каждом доме, у каждой семьи есть много фотографий, на которых запечатлены моменты традиции семьи или любимых занятий. А наши дети подготовили выставку рисунков о своей семье, с ней Вы могли ознакомиться.

Вы все, уважаемые родители, получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи.

И мы с удовольствием приглашаем семью…… рассказать о своих увлечениях, традициях и любимых занятиях.

Мы с Вами говорим о традициях. И уже традиционно в феврале в нашей стране отмечается праздник День защитника Отечества, дети не только приготовили подарки своим папам и дедушкам, но ещё и рассказали нам о них и мы предлагаем Вам узнать себя.

Поздравляем

Ну а какой же праздник проходит без конкурсов? А раз мы сегодня говорим о семье, то и конкурсы  у нас семейные.

«Подготовка к празднику» — мама накрывает на стол, папа надувает шарик, ребенок надевает костюм ( чья семья быстрее)

Пословица гласит « Мой дом – моя крепость». Почему так говорят? (ответы детей и взрослых)   У каждой семьи есть своя крепость – свой дом, но не все они идеальны. Сегодня  мы предлагаем участникам построить фасад  идеального дома, где каждый кирпичик  будет что-то значить.

Игра: «Построй дом» (родители с ребенком) – 2 семьи.

Из модулей построить дом. Каждый модуль – кирпичик подписан (здоровье, понимание, любовь,  улыбка, пустые  модули подписывают сами).

Какие вы молодцы, со всеми конкурсами справились.

И по нашей традиции осталось вручить награды нашим самым активным детям и самым отзывчивым родителям (вручение дипломов).

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

А сейчас просим всех к столу. На наше традиционное чаепитие.

Вот и наш праздник подошел к концу, спасибо всем за участие!

                         Консультация для родителей

Как традиции влияют на взаимоотношения в семье и на нравственное и духовное становление личности ребёнка?

Мы, дети,  воспринимаем мир глазами взрослых – наших родителей. Я думаю, что то, как ребенок впоследствии будет относиться к себе, окружающим и к жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет целостность семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в семье в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человек будет в дальнейшем.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни;
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых ребёнок  будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни  смело и уверенно.

Думаю, каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы он ни находился, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. Поэтому в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.  

        

Загадки о семье

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

Бабушке — солнышко, дедушке — стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас... (человека)!

 

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали... (пожилыми)

Он научит вас трудиться,

От души повеселиться,

Всем ребятам он пример!

Кто? — Мой дед... (пенсионер)

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших... (бабушку и деда)

Им горжусь всегда по праву,

Хоть теперь он весь седой.

Кто ж с портрета смотрит браво? —

Это дед мой... (молодой)

С моей бабушкой вдвоем

Мы и спляшем, и споем,

Праздник всем друзьям устроим —

С пирогами стол накроем!

Когда ж гостей мы встретим с ней?

В Праздник... (пожилых людей)

Она лучше всех на свете

Без неё прожить нельзя

Есть она у Маши, Паши

И конечно у меня.

(семья)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…

(семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?

(семья)

Пословицы о семье

Моя семья – мое богатство! 

Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство. Также изречение объясняет нам то, что если у человека нет семьи и родных, то его поистине можно считать бедным.

В поле ни отца, ни матери – заступиться некому.

 Тут «поле» символизирует человеческую жизнь. Все мы с раннего детства знаем, что наши родители – это наша самая главная защита и опора, они никогда не оставят нас в беде, независимо от того, сколько нам будет лет. В высказывании говорится о том, что если у человека нет родителей, то он лишен настоящей защиты и поддержки в жизни.

В родной семье и каша гуще.

Смысл поговорки в том, что у себя дома человеку всегда гораздо лучше, чем где-то. Проводится сравнение с кашей, которая в домашних условиях кажется вкуснее и наваристее.

Вдовец детям не отец: сам сирота. 

Семейные отношения, это не только отношения родителей и детей, это еще и отношения мужчины и женщины, которые создали эту семью. Высказывание подчеркивает важность женщины, жены, мамы в семье.

Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.

Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило. Смысл поговорки в том, что родители любят своих детей несмотря ни на что. Им все равно, как выглядит их ребенок, как он учится – он все равно для них будет самым любимым и самым лучшим. «Дитя хило» значит, что ребенок слабенький, болезненный, нездоровый.

Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.

На свете все найдешь, кроме отца и матери. 

Смысл высказывания в том, что своих родителей мы не выбираем, они даются нам один раз и на всю жизнь, поэтому их нужно ценить, любить и уважать. Также суть изречения в том, что родители всегда должны быть у нас на первом месте потому, что именно благодаря им мы сегодня живем.

Стихи о семье для заучивания наизусть

Воскресенье

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

 Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

 Папа к чаю чашки моет.

 Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

 А в окошко льется песня,

 Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе, Даже если нет блинов.

Автор: Олег Бундур

Дома

 На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

 Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

 Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное —

Домой так и тянет меня.

Моя семья

 На фотографию смотрю

 И с гордостью вам говорю:

 «Знакомьтесь, вот моя семья.

Здесь папа, мама, кот и я.

Без них прожить никак нельзя,

Моя семья-мои друзья!»

Спасибо!

Как жалко, что недели Так медленно летят!

 И что, родившись, дети Не сразу говорят!

 А то бы только-только Я маму увидал,

Как тут же бы, как сразу «Спасибо!» ей сказал.

За то, что я родился! За то, что я живой!

За то, что вместе с папой Идём сейчас домой!

 За то, что дверь откроем И знаем наперёд,

Что мама напевает И нас к обеду ждёт!

Автор: Михаил Яснов

Бабушка и дедушка

Надо бабушку любить,
Надо с дедушкой дружить.
Только вместе всей семьёй
Можно долго нам прожить.
С ними можно поиграть
Или книжку почитать,
И от них, когда захочешь,
Можно новое узнать.

Открываю гороскоп –
У меня глаза на лоб!
Наконец-то наяву
Я узнал, с кем я живу!
Папа – тигр полосатый,
Дядя Федя – кот усатый,
Оказалось, обезьяна
Наша бабушка Ульяна!
Брат – баран, сестра — змея,
Мама – лошадь, я – свинья.
То есть, мы по гороскопу
Зоопарк, а не семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Проект по развитию семейных традиций «Семейные традиции в каждую семью!»

Целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности...