"Поиграй со мной!"
консультация

Баженова Татьяна Витальевна

Подвижная игра, как средство гармоничного развития ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigray_so_mnoy.docx224.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Поиграй со мной»

https://i.ytimg.com/vi/H17Dz1y9IUo/maxresdefault.jpg

Подвижная игра, как средство гармоничного развития ребенка

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка – он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр:

1. Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

2. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Такие игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. Особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

3. Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

4. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий:

каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

5. В играх типа «Жмурки» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

Подвижные игры в условиях семьи

     Роль семьи бесспорна в физическом развитии детей, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. При этом, совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Следовательно, родителям необходимо систематически заниматься физической культурой с детьми, помогать им приобрести двигательный опыт.

     В условиях семьи проведение игр имеет свою специфику. Она выражается как в подборе игр, так и в методике их проведения. Родителям не следует чрезмерно опекать детей во время игр. Постоянный надзор родителей, бесконечные замечания детям, излишняя страховка лишают игру самого ценного качества — непосредственности, а детей — свободы действий, в результате чего интерес к игре утрачивается.

    Обязательно необходимо подготовиться к проведению игры: выбрать место, приготовить красочный инвентарь, играющим распределиться на равноценные команды. Игры следует постепенно усложнять, не допуская, чтобы они надоедали детям. Эффективная организация игры возможна лишь в тех случаях, когда дети хорошо понимают ее содержание и правила. Вначале игра осуществляется по упрощенным правилам, которые по мере овладения игрой усложняются. Не нужно много времени тратить на объяснение игры — дети с нетерпением ждут ее начала. Замечания можно делать по ходу игры или в перерыве. Следует останавливать внимание детей на технических приемах и тактике игры. Объяснение игры следует проводить по следующей схеме: название игры, роль играющих и их места, ход, цель и правила игры. Рассказ должен быть кратким, последовательным и доступным Важным моментом в играх является распределение играющих на команды. Водящий определяется по жребию — чаще всего путем «считалок».

     Игра завершается подведением ее итогов, выявлением ошибок. Это имеет большое воспитательное значение и приучает детей к самооценке.

Играем дома и на улице

«Попрыгунчики»

На полу чертят круг (можно сделать из шнура), величина которого зависит от числа играющих и размеров помещения, но чем он больше, тем лучше. Все игроки, кроме одного, становятся вне круга, около его черты. Оставшийся входит внутрь круга; он старается осалить кого-нибудь из остальных игроков, которые пытаются встать внутри круга, перепрыгнув через черту. Осаленный становится в круг вместо водящего, который входит в состав стоящих вне круга.

Перед началом игры уславливаются, как перепрыгивать через черту круга: обеими ногами или на одной правой/левой.

«Шаг назад»

Вам понадобится корзина для игрушек или коробок и небольшой легкий мяч. Игроки по очереди забрасывают мяч в корзину. Попавший — делает шаг назад  и снова бросает. И так до первого промаха. Затем ход переходит к другому игроку. В результате выигрывает тот, кто с самого дальнего расстояния закинет мяч в корзину.

«Зеркало»

  Название игры говорит само за себя. Играют  2 человека. Один является отражением другого. Игроки становятся друг напротив друга.

Один игрок показывает несложные движения, а другой  — повторяет их зеркально.

Разумеется, перед началом игры следует обратить внимание ребенка на то, как отображаются наши действия в зеркале. И, желательно, предварительно потренироваться.

«Прыжки»

С помощью изоленты (можно применить другие способы) изображаем на полу квадраты. Взрослый прыгает по квадратам,  а ребенок – повторяет. Игра динамичная и веселая.

«Черепашьи бега»

Стать черепахой легко. Просто встаньте на четвереньки и положите на спину подушку. Попросите ребенка сделать то же самое. А дальше вы можете либо просто путешествовать по дому вместе, либо устроить настоящие черепашьи бега. И тогда вы сможете узнать, какая черепаха быстрей. Главное правило — не терять подушку.

«Доставка шарика»

В этой игре игроки должны перенести шарики от старта к финишу как можно быстрее.

Казалось бы, что перенести шарик проще простого. Но задача усложняется, если не трогать его руками. Пусть игроки проявят сообразительность, чтобы переместить шарик в другой конец комнаты, не касаясь приэтом его руками. А способы могут быть самые разные:можно пинать шарик ногами, толкать локтями, лбом и другими частями тела. Самое главное — не дотрагиваться до шарика руками.

«Найти прищепки»

Понадобятся бельевые прищепки.

В то время как все покидают комнату, ведущий остается и закрепляет прищепки на различных предметах. Затем в комнату входят остальные игроки. Их задача состоит в поиске этих прищепок.В результате кто больше найдет – тот и победил. Играть можно и в вдвоем. Разумеется, задача ищущего в таком случае будет состоять в поиске всего количества прищепок.

«Игра — ходилка с кубиком»

Вырезать круги из листов А4. На четырёх кругах делаются надписи: +2, +1, -2, -1. Ещё на двух — делаются метки: зеленая икрасная. Можно дать возможность ребенку придумать еще какие-нибудь правила.

Раскладываются круги дорожкой в пределах комнаты. Обозначаются «старт» и «финиш».

Ход игры:

Игроки поочереди бросают кубик и делают ходы, двигаясь по дорожке. .

Если игрок становится на круг с цифрой, то он перемещается на столько клеток, сколько показывает цифра. Если она со знаком «+», то перемещение осуществляется вперед. Если со знаком «-«, то назад.Если участник становится метку зеленого цвета, то он приобретает право дополнительного хода. Если метка красного цвета, то игрок пропускает ход.Побеждает тот, кто первым добраться до финиша

«Необычная рыбалка»

Возьмите любой таз. Насыпьте в него разных игрушек. Игроки усаживаются на стульчики около таза. По команде «Марш» игроки начинают вытаскивать игрушки при помощи ног и складывать в отдельные емкости. Рекомендуется включить веселую музыку. Когда музыка закончится — игра завершается.

После этого начинается подсчет «трофеев».В результате, кто больше поймал — тот и победил.

«Бег наперегонки»

Бегать от одной стороны двора до другой можно сотней разных способов: на одной ноге, на трех ногах, задом наперед, крабьей походкой, самой быстрой походкой, самой медленной, самой средней. Пусть дети по очереди называют стиль бега.

«Прыжки через скакалку»

Двое игроков держат скакалку: один – за один конец, другой за второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее, а один игрок прыгает через нее, стараясь не задеть скакалку.

«Собачка»

Игроки перебрасывают мяч друг другу, пока игрок в середине пытается поймать его. Как только он поймает мяч, бросающий игрок оказывается в середине. С маленькими детьми вы можете кидать по очереди.

«Футбол»

В футбол или его уменьшенную версию можно играть с детским мячом. Отработать удары по воротам, обводку и захват.

Уважаемые родители, ждем от вас обратной связи – фото подвижных игр в кругу семьи, с родными и друзьями!!! И конечно же будем рады, если вы пополните нашу копилку новыми интересными подвижными играми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграй со мной!

"Взаимная игра матери и ребёнка открывает область, которую можно назвать «общей землёй». Это место, способное стать символом доверия и союза". Д.В.Винникотт...

Памятка для родителей "Поиграй со мной мама"

Игры для детей раннего возраста  на профилактику эмоционального и нервно-мышечного напряжения...

Конспект практикума для родителей: "Мама, в выходной поиграй со мной"

Этот конспект является продуктом образовательного долгосрочного проекта: "Вижу, слышу, чувствую",   который  посвящен  проблеме компенсации недостатков зрения путем развития сохранных а...

Консультация для родителей «Поиграйте со мной!»

Очень хорошо, если в семье есть традиция.Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье....

Консультация для родителей: Поиграй со мной мама!

Поиграй со мной мама!Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, ваше внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психичес...

консультация для родителей "Папа, мама, поиграйте со мной, пожалуйста..."

  Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.    В эти игры можно играть дома, на кухне, по дороге в детский сад, в транспорте, во время прогулки...