Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Архарова Светлана Сергеевна

В картотеке представлены игры на развитие:

- зрительного восприятия;

- слухового восприятия;

- тактильно-двигательного восприятия;

- обоняния;

- вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensornomu_razvitiyu.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

 для детей раннего возраста

Дидактические игры на различение цвета

Дидактическая игра «Цветные кубики»

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Материал: крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета.

Ход игры.

Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3–4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...». Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать.

Дидактическая игра «Мозаика»

Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Материал: коллекция крышек фрутоняня.

Ход игры.

Взрослый предлагает детям выложить из крышек несложные предметы, например, цветок, флажок, домик по образцу.   Затем интересуется, какого цвета крышки дети использовали.

Дидактическая игра «Цветные мячики» 

Цель: закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Материал: разноцветные мячики, корзины.

Ход игры.

Первые две пары взрослый группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке ребенка.

Дидактическая игра «Разноцветные крышки»

Цель: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки разного цвета фрутоняня, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Ход игры.

Взрослый предлагает детям разложить крышки в ячейки по цветам.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить детей подбирать пары крышек на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: коллекция крышек фрутоняня.

Ход игры.

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть крышки. Затем малышу надо подобрать пары одинаковых крышек. Можно уточнить у него, какого они цвета.

Дидактическая игра «Оденем куклу»

Цель: учить различать цвета.

            Материал: варежки красного и синего цветов.

Ход игры.

Взрослый предлагает одеть кукле варежки. Дает 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть ребенку.

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).

Материал: 4 цветка (красный, синий, желтый, белый). 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы.

Ход игры.

Взрослый расставляет цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.

Дидактическая игра «Катание цветных шариков»

Цель: различать и называть основные цвета, развивать координацию движений рук.

Материал: воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зелёные) и шарики тех же цветов (по 3 шарика каждого цвета).

Ход игры.

Прокатывание шарика через воротца такого же цвета.

Дидактические игры на различение формы

Дидактическая игра «Разложи крышки по форме»

Цель: закреплять знание геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал), развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки разного цвета фрутоняня, игровое поле с нарисованным кругом, квадратом, треугольником, овалом.

Ход игры.

Взрослый предлагает детям разложить крышки по контуру геометрических фигур.

Дидактическая игра «Подбери крышку к коробочке»  

Цель: подбор предметов по образцу.

Материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная,     треугольная) и соответствующие им крышки.

Ход игры.

Взрослый, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом, опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого ребенок выполняет это задание.

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: учить находить непохожую на остальные геометрическую фигуру.

Материал: карточки с изображением трёх геометрических фигур, одна из которых отличатся от двух других.

Ход игры.

Показать карточки и предложить ответить на вопрос: «Какая фигура здесь лишняя?». Если возникнут затруднения, объяснить, какая фигура лишняя.

Дидактическая игра «Почини одеяло»

Цель: закрепление знания геометрических фигур.

Материал: вырезанное из картона «одеяло» с прорезанными отверстиями в виде геометрических фигур.

Ход игры:

Предлагается взять соответствующую прорези фигуру и закрыть «дырку», починить одеяло.

Дидактическая игра «Катится – не катится»

Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом, шаром.

Материал: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогай. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

Дайте ребенку по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец).

Ход игры.

Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Взрослый показывает фигуру и предлагает ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Материал: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, салфетка.

Ход игры.

На столе под салфеткой несколько геометрических фигур. Взрослый поднимает салфетку и просит назвать, что под салфеткой. Затем фигуры вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается одна фигура. Ребенка просят назвать, какой фигуры не стало.

Дидактическая игра «Круг, квадрат»

Цель: учить группировать предметы по форме.

Материал: картонные круги и квадраты одного цвета.

Ход игры.

Взрослый показывает геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее предлагает разложить фигуры по своим местам и активизирует речь ребенка вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

Дидактические игры на различение величины

Дидактическая игра «Строители»

Цель: сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самая высокая, ниже, еще ниже, самая низкая (и наоборот).

Материал: набор разноцветных крышек фрутоняня.

Ход игры.

Нужно построить башни: из 2-х красных крышек, из трех синих, из четырех белых крышек, из пяти зеленых крышек, из шести оранжевых крышек. «Высокая - низкая башня», «длинная – короткая дорожка», «широкая – узкая тропинка», создавая при этом игровые ситуации: кошка пробежит по длинной дорожке, собака - по короткой.

 

Дидактическая игра: «Нанизывание больших и маленьких бус»

Цель: учить чередовать предметы по величине.

Материал: бусины двух величин одинакового цвета и формы, тонкие шнур.

Ход игры.

Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Взрослый берёт вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитку одну за другой. Ребенок затем делает по образцу.

Дидактическая игра: «Соберем башенку»

Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Материал: башенка.

Ход игры.

Взрослый собирает башенку: «Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше, еще меньше». После этого ребенок сам разбирает и собирает свою башенку. Взрослый напоминает, что надо выбирать всё время самое большое колечко из оставшихся, и нанизывать на стержень. В случае затруднений или ошибок предлагается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине.

Дидактическая игра «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

Материал: яблоки (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин.

Ход игры.

Взрослый показывает дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку.

Дидактическая игра «Какой мяч больше?»

Цель: учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Материал: большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры.

Взрослый просит принести большой мяч. Если ребенок ошибается, объяснить и показать разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

Дидактическая игра «Поручения»

Цель: учить различать и называть игрушки, а также выделять их размер.

Материал: Большие и маленькие игрушки.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания: большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; покатай куклу в большой машине; поставь маленькую собаку возле куклы; построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких; возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; возьми большую собаку и посади ее в большую коробку; собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

Сенсорные игры на изучение целостного образа предмета

Дидактическая игра «Парные картинки»

Цель: формирование целостного образа предмета; обучение подбору одинаковых изображений; развитие внимания.

Материал: парные карточки с изображениями знакомых детям игрушек или предметов (можно использовать карточки из лото).

Ход игры.

Взрослый раскладывает на столе перед ребенком в ряд один набор картинок. Затем предлагает ребенку одну карточку из другого комплекта и просит подобрать картинке пару. В случае затруднения взрослый показывает, как можно подбирать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой из картинок в ряду и сравнивая изображения. Правильно подобранные картинки кладут рядом. Затем взрослый предлагает найти пару другой картинке.

Дидактическая игра «Подбери пары одинаковых картинок»

Цель: обучение подбору одинаковых изображений; развитие внимания.

Материал: картинки.

Ход игры.

В з р о с л ы й. На столе лежат картинки. У меня есть такие же картинки. Вот тебе карточка — посмотри внимательно и найди такую же картинку на столе. Вот мяч, и вот мяч. Теперь найдем парочки для других картинок.

При повторении игры взрослый перемешивает между собой парные картинки и просит ребенка подобрать пары картинок самостоятельно — сложить их в ряд по две одинаковые картинки. Количество картинок в комплектах можно постепенно увеличивать от 2–3 до 5–8.

 

Дидактическая игра «Похожие картинки»

Цель: формирование целостного образа предмета; обучение подбору похожих изображений; развитие внимания.

Материал: парные карточки с изображениями предметов, различающихся по одному признаку — величине, цвету, форме или количеству.

Ход игры. Игра проводится аналогично игре «Парные картинки» — взрослый предлагает ребенку подобрать пары похожих картинок. После того, как пары картинок подобраны, взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривают их, взрослый выделяет, чем картинки похожи, а чем различаются.

Дидактическая игра «Собери целое!»

Цель: формирование целостного образа предмета; обучение сбору целого предмета из отдельных частей и деталей; уточнение представлений о предметах; развитие мышления.

Материал: сборно-разборные игрушки и их изображения.

Ход игры.

В з р о с л ы й. Ой! Машинка сломалась… Что же делать? У нас есть картинка. Давайте посмотрим, какая должна быть машинка и соберем ее! Ура! Машинка снова целая — можно ехать! Би-би!.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Дидактическая игра «Разложи по размеру»

Цель: определение размера наполнителей на ощупь.

Материал: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п

Ход игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.

Дидактическая игра «Угадай, из чего сделан предмет»

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Взрослый просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

Дидактическая игра «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с ребенком ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай не жалей,

Брызни в поле пуще -

Станет травка гуще.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

Дидактическая игра «Догадайся, что за предмет»

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Материал: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).

Правила игры: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Взрослый просит ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.

Дидактическая игра «Подарки для мишки» (игры с природным материалом)

Цель: развивать тактильные ощущения; умения выбирать предметы одной фактуры на ощупь (шишки, желуди); активизировать словарь шишка, желудь, шершавая, гладкая.; употреблять существительные во множественном числе: шишки, желуди.

Материал: корзинка с шишками и желудями, миски, игрушки медвежонка и свинки.

Ход игры: появляется медведь с корзинкой, говорит:

-Дома я один сидел.

Ох, устал от скуки!

Надоело мне скучать,

Надо свинку мне позвать.

Будем шишки разбирать

С желудями играть.

Взрослый спрашивает, что у медведя в корзинке. Сказать, что у него все вперемешку, свинка любит желуди, а шишки не любит. Появляется свинка, очень огорчается. После предлагает ребенку разобрать шишки и желуди и разложить их по мискам. Ребенок разбирает шишки и желуди, взрослый называет качество предмета на ощупь: шишка-шершавая, желудь-гладкий.

Дидактическая игра «Любимые игрушки»

Цель: развивать тактильные ощущения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь.

Материал: плюшевый мишка, резиновая уточка, пластмассовая кукла.

Ход игры:

Взрослый предлагает сравнить игрушки, по очереди обследуя их.

-Кукла какая: твердая или мягкая? –твердая, пластмассовая

- Уточка какая? - гладкая, резиновая

-Мишка какой? - плюшевый, мягкий.

Дидактическая игра «Найди на ощупь»

Цель: упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры, активизировать в их речи слова мягкий, твердый, формировать умение находить мягкие и твердые предметы по образцу, на ощупь, слову взрослого.

Материал: поднос с предметами: камешки, каштаны, деревяшки, кусочки ткани, меха, ваты.

Ход игры.

Взрослый берет камешек и спрашивает, что это и какой он, можно ли его мять.

Предлагает ребенку найти камешек, потрогать его.

Дальше те же действия совершают с другими предметами.

Усложнение: 

- ребенку предлагается взять с подноса твердый или мягкий предмет.

- предметы прячутся в мешочек, теперь ребенок должен на ощупь определить мягкий или твердый предмет.

Дидактическая игра «Прячем руки»

Цель: развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Материал: крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

Ход игры.

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.

Дидактическая игра «Найди свою игрушку в мешочке»

         Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

Материал: игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры.

Взрослый вместе с ребенком прячет в «чудесный мешочек» игрушки. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек.

Дидактическая игра «Круглое и квадратное»

Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Материалы. Чудесный мешочек; кубики и шарики.

Ход игры.

В начале игры предложите ребенку внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышу ощупывать предметы с закрытыми глазами.

Затем сложите предметы в чудесный мешочек и предложите достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь и т. д.

В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.

Дидактическая игра «Тёплый – холодный»

      Цель: развивать тактильные ощущения.

Материал: тазики с водой различной температуры, лед.

Ход игры.

Предложить подержать в руках кусочек льда.

- Что чувствуешь?

Затем опускание пальчиков в тазики с водой различной температуры и определение, где теплее, где холоднее.

Дидактическая игра «Вязкий – липкий»

        Цель: развивать тактильные ощущения.

Материал: желе, тесто, глина, пластилин

Ход игры.

Предложить ребенку опустить пальчики в варенье.

- Что почувствовал?

Затем соприкоснуться пальчиками, намазанными вареньем.

Варианты:

  • Опустить пальчики (руку) в желеобразную массу, размазать желе по столу, стеклу.
  • Помять кусочки глины, пластилина, теста.
  • Оставить отпечатки.

Игры на развитие вкуса

Дидактическая игра «Вкусная вода»

Цель: развитие восприятия и дифференциации основных вкусов; знакомство с названиями вкусов — соленый, сладкий, кислый.

Материал: растворы в стаканчиках: сладкий (сахар), соленый (соль), кислый (лимонная кислота); игрушки для обыгрывания — мишка, рыбка, зайчик.

Ход игры.

Предложите малышам попробовать поочередно одинаковую по виду, но разную по вкусу воду. Назовите вкус воды, попросите малыша запомнить. Также можно использовать не только словесные, но и другие обозначения вкуса — предметы или их изображения. Например, конфета — сладкий вкус, лимон — кислый вкус, соленый огурец или рыбка — соленый вкус. Когда малыш запомнит основные вкусы и их названия, предложите найти стаканчик с водой заданного вкуса, пробуя воду в разных стаканах по очереди. Можно дать другое задание — возле каждого стаканчика положить картинку с обозначением соответствующего вкуса. Эту игру можно обыграть: попросите малыша найти для мишки-сладкоежки сладкую воду, для зайки кисленькую, а для рыбки — соленую.

Дидактическая игра «Что бывает такого вкуса?»

 Цель: развитие восприятия и дифференциации вкуса; закрепление знания названий вкусов - соленый, сладкий.

Материал: сахар, соль.

Ход игры.

Дайте малышу попробовать на вкус немного сахара. Затем вместе вспомните, что еще бывает такого вкуса — конфета, зефир, варенье, чай, пирожное, мед и т.д. (конечно, для проверки предположения, эти продукты можно пробовать). В следующий раз предложите малышу попробовать немного соли и поищите на кухне разные соленые продукты — суп, соленая рыба, котлета, соленый огурец, овощной салат и т.д.

Продолжая игру, можно предложить малышу попробовать на вкус муку или крахмал, отметив, что у них нет выраженного вкуса — эти продукты пресные.

Дидактическая игра «Варим обед»

Цель: развитие восприятия и дифференциации вкуса, а также его отсутствия; закрепление знания названий вкусов или их отсутствия — соленый, сладкий, кислый, безвкусный (пресный).

Материал: прозрачные контейнеры с крышками, наполненные белыми сыпучими веществами: соль, сахар, лимонная кислота, мука или крахмал (нет вкуса).

Ход игры.

Взрослый предлагает детям попробовать разные вещества в баночках, которые похожи на вид — все белого цвета, но разные на вкус. Он объясняет и показывает, как можно взять щепотку вещества и попробовать на вкус, затем называет вкус.

В з р о с л ы й. Это соль, она соленая. А это сахар, он сладкий. Сейчас мы попробовали лимонную кислоту — она кислая. А это крахмал, у него нет выраженного вкуса, он безвкусный. Затем организуется сюжетная игра, в ходе которой, используя игрушечную посуду, «варят» обед для кукол. В ходе игры взрослый дает ребенку задания типа: «Найди соль для супа», «Найди сахар для чая» и т.п. Так как баночки одинаковые и вещества похожи между собой, дети ищут нужное, пробуя на вкус.

В этой игре желательно подробно обсудить, в каких случаях в кулинарии (и не только) применяют соль, сахар и лимонную кислоту.

Дидактическая игра «Что ты выпил?»        

 Цель: развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных напитков.     Материал: напитки — вода, чай, какао, молоко, компот, томатный сок, лимонад и др.; фруктовые соки — яблочный, апельсиновый, виноградный, ананасовый, вишневый и др.; одноразовые пластиковые стаканчики небольшого размера; коктейльные трубочки.

Ход игры.

Взрослый на глазах у ребенка разливает по стаканчикам несколько разных напитков и называет их, при этом напитки по внешнему виду и вкусу должны быть хорошо знакомы ребенку. Затем взрослый предлагает по очереди попробовать один из напитков с закрытыми глазами (можно через трубочку) и определить, какой напиток он сейчас выпил — назвать его, или показать соответствующую картинку.

Дидактическая игра «Попробуй, угадай и сравни!»

 Цель: развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных ягод и фруктов, сухофруктов, орехов.

Материал: ягоды, фрукты, овощи, орехи, предметные картинки с изображениями ягод, фруктов и сушеных фруктов, орехов.

Ход игры. Ребенок пробует на вкус фрукт с закрытыми глазами, затем должен определить фрукт на вкус и назвать его, либо показать соответствующую картинку.

Аналогично игра проводится с ягодами, отдельно с орехами, отдельно с сухофруктами.

Дидактическая игра «Любимые сладости»

Цель: развитие восприятия вкуса; дифференциация на вкус различных сладостей. Материал: различные сладости.

Ход игры.

Такую игру интересно провести во время одного из детских праздников, в тот момент, когда на столе много различных сладостей. Детям предлагают попробовать с закрытыми глазами различные сладости. Детям предлагают попробовать, определить на вкус и назвать сладость, либо показать ее среди других.

В з р о с л ы й. Сегодня у нас замечательный праздник — «День сладкоежки»! Самый большой сладкоежка — тот, кто пробовал и знает большее количество разных сладостей. Давайте устроим соревнование — будем определять вкус сладостей с закрытыми глазами. Вот такое вкусное соревнование.

Игры на развитие обоняния

Дидактическая игра «Ароматные Цветочки»

Цель: развитие восприятия обоняния.

Материал: капсулы в виде цветочка с отверстиями из-под яиц киндер-сюрприза с головкой чеснока, кусочком солёного огурца, зёрен кофе, долькой лимона, кусочеком бородинского хлеба.

Ход игры.

Поочерёдно давайте ребёнку нюхать каждую баночку. Пусть определит по запаху, какие продукты-невидимки в них находятся.

Дидактическая игра «Найди пару» (разновидность предыдущей игры)

Ребенок должен найти цветочки с одинаковым запахом.

Дидактическая игра «Прятки с запахами»

Договоритесь, какой продукт вы будете прятать. Например, мандарин. Пусть ребёнок выйдет за дверь, а вы снимите кожуру с мандарина и спрячьте его так, чтобы от него шёл аромат. Не стоит прятать его далеко, чтобы ребёнок не потерял интерес.

Дидактическая игра «Что, каким бывает?»

Цель: развитие восприятия обоняния.

Материал: картинки и баночки с ягодами, фруктами, овощами.

Ход игры.

Перед ребенком лежат картинки. Малыш определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.

Игры для развития слухового восприятия

Дидактическая игра «Звени, колокольчик»

Цель: учить определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу

Материал: колокольчик.

Ход игры: ребенок с закрытыми глазами, взрослый тихо отходит и звенит колокольчиком. После этого ребенок открывает глаза и бежит ко взрослому.

Дидактическая игра «Разноцветные шумелки»

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Материал: пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны).

Дидактическая игра «Кто что услышит?»

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.

Ход игры:

Взрослый за ширмой звенит в колокольчик, стучит в барабан, бубен, играет на дудочке и т. д. Ребенок отгадывает, каким предметом произведен звук.

Дидактическая игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: учить соотносить звук с образом звучащей игрушки; учить показывать на картинке звучащую игрушку; учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием).

Материал: настольная ширма, две (три) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.

Ход игры: 

Взрослый: «Кто это пришел к нам в гости? Давайте послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед ребенком. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек.

- Послушайте, как мяукает кошка: мяу-мяу! Послушайте, как лает собака: ав-ав!

- Послушайте, как пищит мышка-пи-пи!».

Ребенок повторет звукоподражания.

Взрослый прячет игрушки за ширмой, перед ребенком выкладываются изображения игрушек. За ширмой взрослый произносит звукоподражания, ребенок показывает, кто кричал.

Упражнение «Что звучит?»

 Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц. Когда ребенок научился хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

Игра «Пошуршим, постучим»

 Цель: развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы: различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).

Ход игры:

Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.

Игра «Громкий — тихий барабан». 

Цель: развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Материал: барабан или бубен.

Ход игры:

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.

Игра «Мишка ТОП-ТОП».

 Цель: развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).

Ход игры.

Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...

Картотека "Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

КартотекаДидактические игры по сенсорному воспитаниюдетей раннего возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...