картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensorike.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                Приложение № 5

 

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольного возраста

 

«Подбери пару»

Цели: закрепить знания основных цветов, их названий; сформировать совместные действия со сверстниками.

Оборудование: бумажные варежки с рисунками разного цвета по количеству детей.

Педагог вместе с детьми находит чьи – то следы, которые ведут к мешку. В нём лежат варежки разного цвета для зайчат, но они все перепутались. Надо помочь найти пару, а то зайчата огорчаются

«Собери картинку»

Цели: закрепить знание цвета, формы, умение по образцу из частей собирать целое; активизировать словарь.

Оборудование:  разрезные и целые картинки овощей (огурец, помидор, морковь и т.д.), фруктов  (яблоко, апельсин, виноград и т.д.).

Дети собирают овощи и фрукты.

«Разноцветные бантики»

Цель: Учить распознавать предметы по цветам (красный, жёлтый, зелёный, синий).

Воспитатель показывает малышам кукол в разноцветных платьях и сажает их на стол.

«Посмотрите, дети, - говорит воспитатель, - какие у нас интересные гости. Давайте их сделаем чуточку красивее. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у неё платье? (Красного). В коробке для каждой куколки у нас лежат бантики, такого же цвета как платья. Какой бантик подойдёт красному платью (красный). Воспитатель прикалывает бантики к платью соответствующего цвета.

На следующем занятии можно предложить подобрать под цвет зонтики, шляпки, сумочки.

«Разноцветные фонарики»

Цель: упражнять малышей в запоминании цвета (красного, жёлтого, синего, зелёного), учить соотносить название цвета с предметом.

Воспитатель показывает детям шкатулку и говорит: «Кто знает, что лежит в моём волшебном сундучке? А в нём лежит фонарик. Какого цвета? (красного). Что ещё в сундучке? Ещё фонарик. Назовите, какого он цвета. (И так извлекает все фонарики). Давайте поиграем: спрячем их, и будем искать.

Малыши ищут цветные фонарики, берут по одному и подходят к воспитателю. Она их расспрашивает: «Где был фонарик? Какого он цвета? Итак, мы нашли много – много разноцветных фонариков все они разные: синие, зелёные, жёлтые, красные. Поднимите их вверх – и будто зажглись весёлые огоньки, стало наряднее, светлее. Теперь опустите фонарики – вот ваши огоньки и погасли».

«Весёлые фигуры»

Цель: Формировать у детей действиям с кружочками, квадратиками, треугольниками ; учить различиям между формой и размером фигурок; учить раскладывать фигурки по ячейкам.

Оборудование: фигурки, вырезанные из картона: 3 – 4 кружочка разного размера, квадратики, треугольники. Решетки – ячейки для этих фигур – с отверстиями, соответствующими размеру фигурок.

Воспитатель просит малышей собрать все кружочки, потом все квадратики, затем треугольники. После воспитатель говорит: А теперь собираем фигуры по размеру. Сначала все большие, потом маленькие кружочки. Вначале закрепить действия с кружочками, а затем с квадратиками, потом с треугольниками. И только потом переходить к комбинации всех фигур.

Заключительный этап – размещение фигур в решетках – тоже можно проводить этапами.

На следующем занятии дети размещают в решетки одновременно фигуры разной формы и разного размера.

«Укрась бабочку»

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,          о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку»

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка   мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы        ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду,  поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по шесть квадратов всех цветов.     « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята  ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены ). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Полянка

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца                         ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ) . Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?                    ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол  картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия  ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:

укрепление и развитие ме й моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.  После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними:  «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с  участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок

«Коробочки»

Цель. Обучение сличению предметов по цвету, развитие моторики рук.

Материал. Четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками основных цветов (или изучаемых), прищепки тех же цветов (по3-4 штуки).

Ход.

Ребёнок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.

На донышке в коробке

Огонёк горит.

Какие брать прищепки

он нам говорит.

Ты выбирай, не путай,

Внимательно смотри,

Такую же по цвету

Прищепку прицепи.

«Зубастики»

Цель .Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал. Четыре прищепки основных цветов (по3-4 штуки), силуэты из цветной бумаги (помидор, огурец, груша, слива).

Ход.

-Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Называют цвета прищепок. Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.

Красный зубастик ест помидор.

Жёлтый - за грушей полез за забор.

Синий ест сливу: вот молодец!

Зелёный зубастик ест огурец.

  «Разноцветный заборчик»

  Цель. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов,   рназвитие моторики рук, ориентация верх-низ.

   Материал. Полоски картона 5*15 см, 6-8 прищепок двух цветов на   рребёнка.

   Ход.

  Каждому ребёнку раздаются по 6-8 прищепок двух цветов.

  Дети должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепляя их к верхней полоске картона,  (другой вариант – к нижней).

«  «Платочки»

   Цель. Закрепление понятий «большой - маленький», «большая-   ппоменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние  ццветов, развитие моторики рук.

  Материал. Два квадрата из картона (платочки) разного размера, по 10 пприщепок разного цвета и размера.

   Ход.

   На два платочка-квадрата большого и маленького надо прищепить пприщепки так, чтобы на большом платке были большие кисти, а на   ммаленьком - маленькие.

«Шаль с бахромой »

   Цель. Закрепление понятий «большой - маленький», «большая-поменьше» прищепка. Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

 

   Материал. Два квадрата из картона (шаль), 10*10 см размера, по 10    пприщепок разного цвета и размера.

  Ход.

Детям предлагается украсить шаль бахрамой, чередуя прищепки: большая – маленькая.

  цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста                                                              ««Рыбка»

  Ход игры:

  Взрослый: Отгадайте загадку.

П  лаваю под мостиком

И  виляю хвостиком.

  Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где  у       у рыбки глазик?

  Дети показывают глазик

  Взрослый: А где у нее ротик?

  Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

  Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

  Дети показывают хвостик и плавники.

  Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

  Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

                     «Ёжик»

  Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

  На спинке иголки, длинные, колкие.

  А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

   Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа).           пПравильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

  Дети показывают.

  Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

  Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, н а которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к    кк спинке ежика прищепки.

  Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).    

                        Ой!  Какой ежик стал колючий!

                                        «Ёлка»

  А вот новая загадка.

  Колкую, зеленую срубили топором.

  Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

  Дети. Это елочка.

  Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не   плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

  Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники.        дДети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее  ииголочки.

  Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

  Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета  ллучики у солнца?

  Дети. Желтого.

  Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни,   жёлтое, высвети.

Игра-шнуровка .

  Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки,     утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует       рназвитию точности глазомера, координации и последовательности ддействий.

  Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, ччасто такая игра успокаивает ребенка.

  В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание"    уусловных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для рразвития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути ппредмета".

  Ловкость рук я развиваю

   Со шнуровкою играю.

  Тренирую логику

   И мелкую моторику!

  Игры с крышками

   «Светофор», «Мишка».

  Цель:

   Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать          ццветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

   Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

   Обогащать словарный запас.

   Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети   рзаскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их ггорлышкам.

  Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к    ссоответствующим по цвету горлышкам.

                                                                                                     Приложение   №6     д             ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

     по сенсорному воспитанию

детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,, Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному  признаку )

,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить ,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

,, Какая фигура лишняя?,,( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

,,Сравни предметы по высоте,,

,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

,,В какую коробку?,,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

,,Дальше - ближе,,(предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

,,Какого цвета не стало?,,

,,Какого цвета предмет?,,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

,,Собери  гирлянду,,(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

,,Какие цвета использованы?,,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

,,Уточним цвет,,( учить различать и называть близкие цвета

            Игры на развитие тактильных ощущений

   

       «Чудесный мешочек»

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

      «Определи на ощупь»

     В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (    ппуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на оощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

      «Платочек для куклы»

 (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

   

  Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

      «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

      Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

      «Узнай фигуру»

      На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

     «Догадайся, что за предмет»

      На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

      «Найди пару»

      Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

  «Найди ящичек»

      Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

      Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

      «Что в мешочке»

   

  Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

     

«Найти предмет указанной формы»

      Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

      «Из каких фигур состоит машина?»

      Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

      «Коврик»

   

   Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

      «Найди предмет такой же формы»

      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

      «Какая фигура лишняя?»

      Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

      Варианты:

      — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

      «Составь целое из частей»

      Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

      Варианты:

      — составить конструкцию по памяти, по описанию;

  • составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

      «Определи правильно»

      Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление

понятия величины

      «Сравни предметы по высоте»

      Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

      «Палочки в ряд»

      Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

      Варианты:

      — детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

      «Самая длинная, самая короткая»

      Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая,длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

      Варианты:

      — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

      «Пирамидки»

      Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и пперепутаны на столе.

      «Матрешки»

      Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

      «Разноцветные кружки»

      Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

      Варианты:

      — собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

     «Разложи по размеру»

      Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

      Варианты:

      — дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

      «Расставь по порядку»

      Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

   

  «В какую коробку?»

  Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

      «Дальше — ближе»

      По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения

на закрепление цвета

      «Какого цвета не стало?»

      Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

      «Какого цвета предмет?»

   

   Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

      Варианты:

      — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

      «Собери гирлянду»

      Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

      «Сплети коврик из цветных полосок»

      Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

      «Сложи радугу»

      Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

      «Неразлучные цвета»

   

  Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

      «Какие цвета использованы?»

      Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

      Варианты:

      — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками

«Уточним цвет предмета»

      Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др.  Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.

 

   Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный —      ррозовый, синий — голубой и др.


                                                                                                           Приложение № 3

   ИГРА – ЗАНЯТИЯ «Помоги куклам найти свои игрушки»

Программное содержание:

1.  Закрепить у детей знания об основных цветах: красный, желтый, синий.

2.  Учить подбирать предметы по цвету.

3.  Воспитывать внимание, усидчивость.

4.  Активизировать словарь детей словами: блюдце, шарики, красный, синий, желтый.

Материал к занятию:

мешочек, большой мишка, 3 куклы, одетых в однотонные платья красного, синего и желтого цветов, 3 блюдца и шарики тех же цветов, что и платья у куклы, подбор стихов о куклах.

Предшествующая работа:

Занятия по ознакомлению с цветом; дидактические игры с шарами различных цветов; занятия по конструированию с кубиками различных цветов.

Ход занятия:

-    Ребята, кто-то к нам стучится в дверь. Вы посидите, а я посмотрю. (Из-за двери раздается рычание). Вношу мишку с мешком за плечами.

-    Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Миша)

-    Правильно, к нам пришел мишка.

-    Он говорит ребятам: «Здравствуйте!» (Здравствуй, Миша!)

-    Посмотрите, какой он большой!

-    Какой, ребята, Миша? (большой)

-    Посмотрите, что нам принес Миша? (мешок)

-    Правильно, мешок. Давайте посадим Мишку на стульчик и посмотрим, что лежит в мешке? (Да)

-    Только нужно сидеть на стульчике красиво, не шуметь, а то мешок не откроется.

-    Я буду Вас звать по одному, и Вы будете доставать то, что лежит в мешке. Хотите? (Да)

-    Пойдем ко мне Кристина. Вынимай то, что лежит в мешке. (Кристина вынимает куклу в красном платье с красным бантом)

-    Кто это? (кукла)

-    Представляю куклу в стихотворной форме: Красный бант на голове, Красненькое платьице.

Куклу Таню нарядила, Кукле очень нравится.

-    Какого цвета платье? Какого цвета бант? (красного)

-    Правильно красного. Давайте куклу посадим на стульчик и посмотрим, что еще есть в мешочке.

-    Подойди ко мне, Катя К. Вынимай из мешка то, что там есть. (Катя вынимает куклу в синем платье, с синим бантом)

-    А это кто, ребята? (Тоже кукла)

-  

  Я так же представляю детям куклу с помощью четверостишия: К нам пришла в синеньком платье,

С синим бантом кукла Катя С нами вместе поиграть, С нами петь и танцевать.

-    Какого цвета бант? Какого цвета платье? (синего)

-    Правильно, синего. Давайте ее посадим рядом с куклой Таней, в красном платье. (Давайте)

-    Ребята, но ведь еще что-то лежит в мешке, который нам принес Мишка. Настя иди,     достань. (Настя вынимает еще одну куклу, но в желтом платье, с желтым бантом)

-    Я снова представляю куклу в стихотворной форме: Желтенькое платьице,

   Лента желтая в косе. Кто не знает Машеньку? Машу знают все.

-    Какого цвета у Машеньки платье? Какого цвета бант? (желтого)

-    Правильно, желтого. Мы и эту куклу посадим около кукол Кати и Тани.

-    Куклы сидят в ряд. Посмотрите ребята, каких красивых кукол нам принес Мишка, а        когда они вместе, как красиво, будто солнышко яркое светит.

-    У каждой куклы есть свои игрушки: шарики, но они все перепутались и нам нужно помочь куклам отыскать игрушки.

-    Ребята, поможем куклам? (Да)

-    На этом столе стоят коробочка с шариками красного, синего и желтого цветов. Нужно шарики разложить в блюдца соответствующих цветов. Поставить блюдца с шариками около кукол, платья у которых таких же цветов.

-    Иди ко мне, Миша. Возьми из коробки синий шарик и положи в синее блюдце.

-    Какого цвета, Миша, у тебя шарик? (синего)

-    Ребята, а в какое блюдце Миша положил шарик? (в синее)

-    Правильно, синее.

-    Иди ко мне, Кристина. Возьми один шарик из двух оставшихся. Как ты думаешь, какого цвета этот шарик? (желтого)

-    Правильно, ребята? (Да)

-    Молодец, Кристина, этот шарик желтого цвета. А теперь положи его в желтое блюдце.

-    Ребята, правильно ли Кристина положила шарик? (Да). Какого цвета блюдце? (желтого)

-    А теперь, подойди ко мне Артем. Возьми шарик красного цвета и положи его в красное блюдце.

-    Какого цвета у тебя, Артем, шарик? (красного)

-    Ребята, в блюдце какого цвета положил Артем красный шарик? (красного)

-    Молодцы ребятишки, правильно разложили шарики по блюдцам. А теперь ко мне подойдет Катя, возьмет синее блюдце с шариками и отнесет его к кукле в синем платье, с синим бантом.

-    Ребята, какого цвета Катя взяла блюдце? (синего)

-    К кукле в каком платье она отнесла блюдце? (в синем)

-    Молодцы!

-    Настя, подойди к столу и возьми красное блюдце. Как ты думаешь, к какой кукле нужно отнести это блюдце? (к кукле в красном платье)

-    Правильно, молодец.

-  

  У нас осталось еще одно блюдце, желтого цвета. К кукле в каком платье нужно отнести это блюдце с шариком? (в желтом)

-  

   Правильно, ребята. И сделает это Настя.

-    Настя, какого цвета шарик, блюдце и платье на кукле? (желтого)

-    Молодец, иди, отнеси это блюдце кукле.

-    Вот какую «большую» работу мы с Вами, ребята, проделали. Куклы остались довольны и Мишка тоже, потому что ребята правильно выполняли задания.

-    А теперь Мишка хочет с Вами поиграть. Будем играть? (да)

-    Беру Мишку в руки, говорю слова: Мишка косолапый

Манит деток лапой,

Приглашает всех гулять,

В догонялки поиграть...

Дети убегают, Мишка их «догоняет», играем 2 раза.

-    Молодцы ребята, хорошо играли. Мишка не мог Вас догнать. А теперь ему пора домой, а кукол он оставит Вам, чтоб Вы могли с ними поиграть.

-    Хотите поиграть с куклами? (Да)

-    Но, сначала давайте Мишке скажем «спасибо», (спасибо)

До свидания, Миша, приходи к нам еще, нам было очень интересно и весело с тобой. (До свидания

 

 

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...

КАРТОТЕКА дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

КАРТОТЕКАдидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Дидактическая игра является одним из основных средств сенсорного развития ребенка раннего возраста. Дидактические игры развивают интерес детей в сравнивании, классификации и уточнении их собственных з...