Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья

Дмуховская Наталья Леонидовна

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx54.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

https://o-krohe.ru/images/article/orig/2017/08/razvivayushchie-igry-dlya-detej-do-goda-65.jpg 

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие», «чувство») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное развитие –  развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форма, цвет, размер, положение в пространстве)

Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха.

Сенсорное развитие также включает в себя развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Наблюдая за новорожденным, у которого есть только инструменты познания мира – это органы чувств, но нет навыков их использования, взрослые понимают, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться.

В первые (младенческие) годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка. Восприятие ребенком мира в основном является чувственным, то есть он изучает все на вкус, слух, цвет и запах, поэтому все старается затащить в рот и попробовать на вкус. Восприятие происходит от простого к сложному, и каждый последующий этап базируется на предыдущем опыте.

Сенсорное развитие длится не один год и условно делится на два этапа. Сенсорное развитие детей раннего возраста и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Первый этап длится с рождения до трех лет, второй с трех до семи.

Задачи сенсорного воспитания состоят в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях обогащается сенсорный опыт ребенка.

Сенсорное воспитание осуществляется через различные формы работы:

-совместная деятельность;

-игры–экспериментирования;

-непосредственно-образовательную деятельность;

-прогулка;

-развлечения.

Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание».

Благодаря центру сенсомоторного развития происходит:

-Стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние)

-Развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности;

-Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, памяти);

-Создание положительного эмоционального фона.

Все программы развития и обучения выделяют игру как ведущую деятельность, так сенсорная игра может интегрировать с любой образовательной областью.

Методика проведения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, рассматривании используемых дидактических пособий. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям, по окончании необходимо подвести итоги.

Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные и вкусовые.

Выделяют следующие виды сенсорных восприятий:

  • зрительное
  • слуховое
  • осязательное
  • обонятельное
  • вкусовое

Зрительное восприятие.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которого осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Целостное представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования, то есть целенаправленного его рассматривания.

Например: игра «Малыши и краски», её цель учить детей различать основные четыре цвета, геометрические фигуры и понятие «большой – маленький».

Применяя на практике дидактические игры могу утверждать, что адекватное зрительное восприятие формы, величины, положения в пространстве предметов, возникает только на основе многократного применения на практике различных способов:

-соотнесение предметов между собой;

-сравнение;

-вычленение признаков.

Слуховое восприятие.

Это умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности - это исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие ребенка начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Слуховой аназизатор имеет большое значение для развития речи.

Работу целесообразно строить по направлениям:

  • Развитие восприятия речевых звуков, то есть формирование фонематического слуха;
  • Развитие восприятия неречевых звуков, то есть шумов.

Например: игра « Что происходит в домике», её цель учить детей действовать по звуковому сигналу, научить различать предметы по характерным звукам и шумам.

Тактильно – двигательное восприятие.

Тактильный (от лат.tactilis-осязательный) вид ощущения возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, упругость, плотность и шероховатость, тепло и холод, характерные для предмета признаки.

Органом осязания служит рука. На кончиках фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.

Дидактические игры на развитие тактильно-двигательных ощущений преследуют главную цель – обследование предмета.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому ее используют в развивающих и образовательных ситуациях.

Например: игра «Найди сюрприз», её цель найти предмет и описать его.

Перенос традиционной деятельности на улицу и в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Так игра с песочными наборами и физкультурным оборудованием расположенным на участке дает возможность проследить интеграцию между такими образовательными областями как физическое развитие и познание.

Восприятие особых свойств предметов (обоняние, вкус).

Особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, познаются благодаря совокупной работе анализаторов. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются, и составляется целостное представление, что в дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (по запаху, вкусу).

Например: игра «Определи предмет по запаху», её цель иметь осведомление о различных запахах и уметь их различать их;

Игра «Определи предмет по вкусу», её цель уметь различать предметы по вкусу.

При организации систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию дети успешно называют и показывают основные четыре цвета, форму, величину и другие признаки предметов.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться: 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрёшки учат дифференцировать предметы по величине;  2) организуя весёлые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учёта определённого признака предмета. Кроме этого, следует помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Рекомендации  для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в семье:

  • Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка.
  • Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты

 Рекомендации для родителей по созданию развивающей среды в семье.

    В раннем возрасте в развитии ребёнка важную роль играет насыщенность окружающей его среды. Желательно чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.

    Необходимы игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы. Развивающую среду необходимо пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами – вкладышами, шнуровками и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...