Развитие пальцевого праксиса
консультация

Волкова Наталия Александровна

В консультации представлены упражнения для развития пальцевого праксиса . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие пальцевого праксиса 16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Но это не так или не совсем так.

Всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки, но результат не радует, и сдвига в развитии речи не происходит.

И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и не занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

В чем же секрет пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как проводить их так, чтобы получать результат?

Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК они проводятся с малышом. И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование - это когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо сделать неосвоенное, непривычное действие.

Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку и много раз ее собирает- это не новое действие, оно уже не развивает!

Главный  принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И только потом идем дальше к освоению новых движений, усложняем, изменяем инструкцию, добавляем новые, непривычные действия.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей.

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин.

3.Игра с изюмом – сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

4.Нанизывание колец на стержни 2 пирамидок  (развитие соотносящих движений рук.

5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки), озвучьте ребенку сюжет и он будет увлечен.

7.Сортировка мелких предметов– очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным.

8.Пересыпание.Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9.Использование столовых приборов– ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10.Разворачивание завернутого в фольгу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет.  

11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

12.Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ   принципом соединения деталей).

13. Изготовление поделок, работа с глиной и пластилином.

14. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка, синельной проволоки.

15.Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

16.Перелистывать страницы книги по одной.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки

20.Волчки.Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

21.Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

22.Прокатывание шариков. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

23. Катание карандаша между ладошками.

24. Пальчиковые народные игры.

Вот как много вариантов развития мелкой моторики, главное играть не молча, а разговаривать с ребенком, придумывать сюжет, проявлять фантазию и тогда развитие речи и мышления не заставит себя ждать)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В настоящее время  доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детя...

Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.

Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...

программа коррекционной работы по стабилизации психоэмоционального развития ребенка и развитию ручного праксиса

в данной программе раскрыт авторский подход к проблеме развития ручного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыты направления работы по стабилизации психоэмоциональн...

Развитие пальцевого моторного праксиса у детей с ОВЗ.

   Один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, - развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и...

Развиваем пальцевый праксис

В жизни человеку необходимы точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, выполнять различные бытовые и прочие действия. Тренировка пальцев рук у детей способствует развитию речи. По...

Консультация для родителей «Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида являетс...