Развитие пальцевого праксиса
консультация
В консультации представлены упражнения для развития пальцевого праксиса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие пальцевого праксиса | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.
Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Но это не так или не совсем так.
Всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки, но результат не радует, и сдвига в развитии речи не происходит.
И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и не занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.
В чем же секрет пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как проводить их так, чтобы получать результат?
Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК они проводятся с малышом. И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх моторное планирование. Что это такое?
Моторное планирование - это когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо сделать неосвоенное, непривычное действие.
Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку и много раз ее собирает- это не новое действие, оно уже не развивает!
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И только потом идем дальше к освоению новых движений, усложняем, изменяем инструкцию, добавляем новые, непривычные действия.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей.
1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин.
3.Игра с изюмом – сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержни 2 пирамидок (развитие соотносящих движений рук.
5.Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки), озвучьте ребенку сюжет и он будет увлечен.
7.Сортировка мелких предметов– очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным.
8.Пересыпание.Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
9.Использование столовых приборов– ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10.Разворачивание завернутого в фольгу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет.
11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
12.Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей).
13. Изготовление поделок, работа с глиной и пластилином.
14. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка, синельной проволоки.
15.Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
16.Перелистывать страницы книги по одной.
17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки
20.Волчки.Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
21.Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
22.Прокатывание шариков. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
23. Катание карандаша между ладошками.
24. Пальчиковые народные игры.
Вот как много вариантов развития мелкой моторики, главное играть не молча, а разговаривать с ребенком, придумывать сюжет, проявлять фантазию и тогда развитие речи и мышления не заставит себя ждать)))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пал...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детя...
Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.
Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...
программа коррекционной работы по стабилизации психоэмоционального развития ребенка и развитию ручного праксиса
в данной программе раскрыт авторский подход к проблеме развития ручного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыты направления работы по стабилизации психоэмоциональн...
Развитие пальцевого моторного праксиса у детей с ОВЗ.
Один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, - развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и...
Развиваем пальцевый праксис
В жизни человеку необходимы точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, выполнять различные бытовые и прочие действия. Тренировка пальцев рук у детей способствует развитию речи. По...
Консультация для родителей «Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника
Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида являетс...