Консультация для родителей с элементами тренинга «Мир взрослых и мир детей»
консультация

Галина Вячеславовна Солопова

Консультация разработана для гармонизация детско-родительских отношений, способствует приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций  у дошкольников, поможет сформировать у родителей безоценочный подход к общению с ребенком, поддерживающий позитивный образ «Я».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_vzroslyh_i_mir_detey.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                Консультация для родителей с элементами тренинга

                        «Мир взрослых и мир детей»

                         

Цели и задачи:

- гармонизация детско-родительских отношений;

- способствовать приобретению практических знаний по развитию положительных эмоций  у дошкольников;

- сформировать безоценочный подход к общению, поддерживающий позитивный образ «Я» у ребенка.

План:

1.  Знакомство и разминка.                                                                                   2.Мини-лекция: «Эмоциональный мир ребенка»

3.Упражнение « Восприятие чувств ребенка»

4. Разбор проблемных ситуаций.

5. Упражнение «Билль о правах»

6. Упражнение «Сказав это – исправьтесь» (родительские директивы, оценки и установки).

7. Основные правила взаимодействия с ребенком в семье.

8. Подведение итогов.

1.Знакомство и разминка.

  Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает.  Сегодня на занятии  вам придется активно работать, принимать участие в игровых упражнениях. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Сегодня мы постараемся создать атмосферу безопасности, доверия и открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

 Выделить и обсудить правила работы в группе.

Сегодня мы рассмотрим проблему  эмоционального благополучия  ребенка ?

   Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Можно представиться и если будет желание, то можно немного рассказать о себе.

( Каждый участник по кругу представляется)

 Упражнение. Продолжим знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение: « Я думаю, что хороший родитель…»

 Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что  хороший родитель:

- уважает личность ребенка

- принимает его таким, какой он есть

- понимает ребенка, понимает его внутренний мир, его чувства

2 . Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о нашей сегодняшней теме.

    Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, спокойно переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

    Жизнь человека насыщенна различными явлениями, предметами, и ничего не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

   Эмоции и чувства- понятия синонимичные, но неравнозначные

   Эмоции – переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражает оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей в данный момент.

Чувство- отражение в сознании человека его отношений  к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.

        Малыш беззащитен перед взрослым. Он открыт навстречу окружающему миру, безгранично верит нам и ждет только хорошего. У ребенка свой мир, у него свои печали и разочарования, ожидания и желания, притязания и ощущение собственности. Ребенок меньше нас по росту, меньше знает, меньше умеет… Но он сильнее чувствует, быстрее разочаровывается, больше расстраивается, так как он очень впечатлительный и менее опытный.

            Для   создания полноценных, удовлетворяющих отношений с ребенком взрослый должен научиться эффективно общаться с ним.  Он должен быть готов:

- прислушиваться к мыслям и чувствам ребенка ( понимать его внутренний мир)

- поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком ( быть правдивым перед ребенком, говорить и рассказывать ему то, что вы чувствуете, ребенок нуждается в искренности ваших чувств.

3. Упражнение «Восприятие чувств ребенка»

           За словами всегда стоят чувства. Внимательно прочитайте каждое высказывание ребенка, стараясь как можно более точно воспринять. Понять чувства ребенка. ( Работа по карточкам). 

    Существуют эмоции -  повышающие жизнедеятельность человека, увеличивающие его силу и энергию, побуждающие его к деятельности

 ( радость, удивление, восторг, восхищение,  удовлетворение и др.)

   Есть эмоции -  снижающие жизнедеятельность людей, ослабляющие их энергию  ( схема). Ребенок, часто или постоянно испытывающий такие эмоции подвержен  разного рода  эмоциональным нарушениям. Эти эмоции разрушают здоровье ребенка.

 4. Упражнение  «Проблемные ситуации».

 Ситуация 1. «Ребенок опрокинул стакан с молоком»

 - ваша реакция? ( родители дают варианты реакций, которые можно фиксировать на доске)

- давайте выделим негативные реакции ( «Какой ты неуклюжий!» и т.п.). Эти реакции  развивают у ребенка страх, неуверенность, тревогу, т. Е. то, что разрушает его личность, его психическое и эмоциональное самочувствие. В этих ситуациях взрослый обращается «К» ребенку. Он придирчив, склонен к критике, угрозам, наказаниям, советам, оценкам. Взрослый лишь реагирует на ситуацию. Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь обращался с вами подобным образом? В  такие периоды вы предпочли бы, чтобы вас выслушали, попытались понять и принять ваши чувства. Ребенок хочет того же самого.

- давайте обсудим позитивные реакции ( например: «Вот полотенце, давай, вытрем стол»). Это разговор «С» ребенком. Взрослый действует. Он прислушивается к тому, что чувствует ребенок, он поддерживает его. Это эффективное, безоценочное общение, которое демонстрирует уважение, понимание и принятие ребенка.

 Ситуация 2. «Ребенок не желает убирать игрушки»

 - ваши позитивные реакции?

5. Упражнение «Билль о правах». Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15—20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы. Необходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка или вспомнить себя в детстве. Группа может оговорить, в каком возрасте будут находиться «дети», которые пишут права, исходя из своих интересов.

6.     Мы воспитываем детей – дети воспитывают нас.

Мы часто исходим из положения, что дети должны   нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

- Чего нельзя допускать в общении с ребенком? ( ответы можно фиксировать на доске, проговаривая почему нельзя)

 грубости

оскорблений

насильственных методов воспитания

игнорировать мнение ребенка

оказывать давление

жестокости

негативные установки- все это нельзя допускать в общении с ребенком именно они могут повлечь за собой трудности в эмоциональном развитии.

       Упражнение «Сказав это – исправьтесь».

      избегать выражений, негативных установок, приводящих к отрицательным последствиям, не говорить ребенку того, чего бы вы на самом деле ему не желали и т.д.

 Подумайте,  к чему может привести высказывание, и исправьтесь.

                         Работа по карточкам.

Подумайте,  какие установки ( возможно из детства) мешают вам жить и не давайте их своим детям.  Воспитывая ребенка необходимо воспитывать себя. Ребенку нужен достойный пример для подражания.

7. Подводя итог нашей работы, обобщая услышанное, давайте выделим основные правила  общения с ребенком в семье, правила  выполняя которые сделают эмоциональный мир ребенка радужным, счастливым, спокойным, веселым. (Ответы родителей. Можно предложить готовую памятку и зачитать правила по кругу)

 8. Подведение итога.

            Помните, что нет готовых рецептов в воспитании, только понимание и внимательное отношение к миру ребенка, уважение и принятие его личности, ваша интуиция, ваша тактичность, ваша любовь даст возможность построить такое общение с ребенком, которое будет приносить всем только радость.

  - Полезна встреча или нет? Чем была полезна эта встреча?

  - Какие чувства вы испытываете сейчас?

  - Ваши пожелания? 

 

                                                                       

                                                                                              Приложения

      Упражнение «Восприятие чувств ребенка»

 « Я больше никогда не буду играть с Мишей. Он злой»

/ злость, гнев, радость/

«А мне совсем не весело! Я ничего не хочу делать»

/плохое настроение, уныние, апатию/

«Посмотри, папа, какую машину я нарисовал!»

/ гордость, удовлетворение за выполненную работу/

«Не надо мне помогать. Я могу сам это сделать. Я уже взрослый!»

/стремление к самостоятельности, чувство своей компетентности/

«Я не когда не буду таким же, как Сережа. Он все делает лучше меня»

/разочарование, обида/

«Я не хочу ходить с длинными волосами - это ведь мои волосы, правда?»

/ стремление к самостоятельности, чувство своей компетентности/  

Возможные ситуации:  « Ребенок не желает самостоятельно одеваться»

                                        « Ребенок закатывает истерику в магазине».

 

       РИТУАЛЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ.

  • ПЕРЕД УХОДОМ В ДЕТСКИЙ САД ПОЛУЧИТЬ ОБЬЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ И НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО ИЛИ ЖЕСТ.
  • ПРИЙДЯ ИЗ ДЕТСКОГО САДА, РАССКАЗАТЬ О СВОИХ УДАЧАХ И ПОЛУЧИТЬ СЛОВА ПОДДЕРЖКИ И УЧАСТИЯ.
  • В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ОБСУДИТЬ ПРОЖИТУЮ НЕДЕЛЮИ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
  • НА НОЧЬ ПОСЛУШАТЬ СКАЗКУ И БЫТЬ ЗАБОТЛИВО УКРЫТЫМ.
  • В СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОЛУЧАТЬ СЮРПРИЗЫ И УСТРАИВАТЬ ИХ ДЛЯ ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.
  • ВМЕСТЕ С ПАПОЙ И МАМОЙ, ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ ВО ВРЕМЯ СВОЕЙ БОЛЕЗНИ ПОСМОТРЕТЬ ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ И ПОПРОСИТЬ У НИХ ЛЮБИМУЮ ЕДУ ИЛИ ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧТО ОЧЕНЬ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

  • ОТ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ЗНАКОВ ПРИВЕТСТВИЯ, ОДОБРЕНИЯ, ЛЮБВИ И ПРИНЯТИЯ У РЕБЕНКА СКЛАДЫВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ; « СО МНОЙ ВСЕ ВПОРЯДКЕ», «Я ХОРОШИЙ». ОТ СИГНАЛОВ ОСУЖДЕНИЯ, НЕДОВОЛЬСТВА, КРИТИКИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ «СО МНОЙ ЧТО-ТО НЕ ТАК», « Я ПЛОХОЙ».
  • ДУШЕВНАЯ КОПИЛКА РЕБЕНКА РАБОТАЕТ ДЕНЬ И НОЧЬ. ЕЕ ЦЕННОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ТУДА БРОСАЕМ.
  • ДАЖЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕТЕ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПОЛНЕНЫ ЛЮБОВЬЮ И НАДЕЖДОЙ.
  • НАУЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА В РАДОСТИ И ГОРЕ.
  • НАКАЗЫВАЯ СВОЕГО РЕБЕНКА, ОСТАВАЙТЕСЬ РЯДОМ С НИМ, НЕ ИЗБЕГАЙТЕ ОБЩЕНИЯ С НИМ.
  • СТАНЬТЕ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЕНКА ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ,  В ПРОЯВЛЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЛЕНАМ СВОЕЙ СЕМЬИ И К ДРУГИМ ЛЮДЯМ.
  • ОБНИМАЙТЕ И ЦЕЛУЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ.
  • НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ С РАВНОДУШНЫМ И БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ЛИЦОМ.
  • ЗАВОДИТЕ СВОИ КРАСИВЫЕ, ДОБРЫЕ И СВЕТЛЫЕ РИТУАЛЫ ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ВАШУ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА ТЕПЛЕЕ И РАДОСТНЕЕ.

ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

                                        Внешние    источники

                СОЦИАЛЬНЫЕ              ФИЗИЧЕСКИЕ

1.Неблагоприятные погодные условия;

2. сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3. скудность питания, его однообразие и плохая организация

4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь- отсутствие режима проветривания;

5. враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продуманно цветовое и световое оформление пространства, отсутствует необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

1.Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности, что проявляется в стремлении взрослых все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2. межличностные отношения детей с другими детьми(отношение к какому-либо из детей как к изгою при попустительстве взрослых, а иногда и с их подачи.

3. интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

4. преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

5. отсутствие понятых, доступных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

   Внутренние  источники

1. привычки негативного поведения как следствие неадекватного воспитания

2. осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности, что способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению негативных черт характера.

3. отсутствии автономности - прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности.

индивидуально-личностные особенности ребенка негативного характера, например трусость или демонстративность .

4. патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.п.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ, ОЦЕНКИ И УСТАНОВКИ.

/ НА ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ  Н.Л. КРЯЖЕВОЙ/

                         к упражнению «Сказав это – исправьтесь»

Негативные

установки

Последствия

Позитивные

установки

-Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

замкнутость, отчужденность, конформность, безынициативность, угодливость, льстивость, стереотипизация поведения

-Будь самим собой, и тогда у тебя будет много друзей!

- Ты копия своего папочки(мамочки)!

неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями

- Папа у на такой замечательный!

- Мама у нас умница!

- Не кричи так! Оглохнешь!

повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

-А давай пошепчемся на ушко…

- Ты просто грязнуля  и замарашка!

страхи, неизбежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

- Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

-Да подожди ты!

Вечно ты не вовремя!

 скрытность, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенности.

- Если хочешь, я  тебе могу помочь.

- Никогда не сноси обиды, давай сдачи!

агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность

-Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

-Ты плохой- обижаешь маму! Вот уйду я от тебя!

отчуждение, тревожность, страхи, одиночество, нарушение сна.

- Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу!

-Уйди с глаз, не маячь, пойди, займись, чем нибудь!

озлобленность, скрытность, отчужденность

-Давай разберемся вместе, иди ко мне!

-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

тревожность, страхи, мнительность

-Закаляйся, будь здоров!

-Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

-Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться!

- Ну что за ребенок все готов раздать!

накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка

-Молодец, что делишься с друзьями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...

Консультация для родителей с элементами тренинга «Вырезывание из бумаги».

Консультация в доступной форме объясняет родителям технику вырезывания из бумаги (круг из квадрата) и говорит о необходимости упражнения детей в вырезывании из бумаги дома....

Консультация для родителей с элементами тренинга на тему «Кувшин эмоций»

Задачи консультации: 1.     Дать почувствовать родителям важность при воздействии в формировании личностных качеств ребенка.2.     Повышение компетентности...

Консультация для родителей с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба»

Знакомство родителей со скандинавской ходьбой как видом  оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской ходьбы....

Консультация для родителей.Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях  В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей Тема: «Распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях».

Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.Не давайте,...

Консультация для родителей с элементами тренинга "Общаться с ребенком. Как?"

Консультация для родителей подготовлена на основе маетриалов книги известного психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" В ходе тренинга родители знакомятся с гуманным...