Кружок "Моя родословная"
материал (старшая группа)

Попова Елена Александровна

Кружковая деятельность совместно с родителями на тему "Моя родословная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moya_rodoslovnaya_popova_e.a.docx243.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Тыргетуйский детский сад

ПРОГРАММА

КРУЖКА

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Программа дополнительного образования детей 4-7  лет.

Срок реализации программы – 1 год.

                                                       

 Составитель:

     

                                                       Воспитатель 1 категории:

Попова Е.А.                        

                       

Тыргетуй 2019 год

Пояснительная записка.

         В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Она была развита на Руси, как в дохристианский период, так и в нынешнем тысячелетии. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату.

      Не меньше напоминал о предках и сельский дом. Причём многими предметами быта , сделанными руками крестьян, пользовались многие поколения, и в этом был глубокий смысл.

     Из поколения в поколение передавались семейные истории. А разве можно забыть о существующем в Русской православной церкви обычае поминовения? В некоторых семьях эти имена читались каждодневно на утренней молитве.

  Задачи проекта:
1.Познакомиться с историей создания каждой семьи;

2.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
3. Формировать представления о родственных отношениях.
4. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
6. Воспитывать интерес к своей родословной.
7. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
8. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Цель проекта:
- содействовать возрождению традиций семейного воспитания;

- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

- сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

- систематизация знаний воспитанников о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребёнка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Цель проекта для воспитанников: показать воспитанникам, что они являются членами своей семьи; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества; воспитать любовь и уважение к своей семье.
Цель проекта для родителей: понять актуальность и важность проблемы патриотического воспитания дошкольников. Сплотить родителей и детей, оставив в их сердцах самые тёплые воспоминания о работе над проектом по составлению родословной.

Проблема проекта. 

У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя родословная» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Участники проекта: дети старшей группы , родители воспитанников; педагоги.

Вид  проекта: групповой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта:  долгосрочный 1 год (09.09.2019-29.05.2020 )

Актуальность. 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Каждому человеку интересно узнать откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Интерес к своему прошлому, к своим корням, знанию того, откуда ты родом, это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его, как гражданина. Семья- источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемый результат.
За время реализации проекта « Моя родословная» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Совместная деятельность детей и родителей:  Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей. Беседы детей с родителями об истории своей семьи. Составление детьми совместно с родителями генеалогического древа.

   

Тематическое  планирование занятий кружка   «Моя родословная».

№ п/п

                                    Название  темы

Дата

(2019-2020 гг)

Дошкольники

1.

Моя родословная. Вводное занятие.

      09.09. 2019 г.

2.

«Кто я? Где живу?»

      16.09.2019 г.

3.

Экскурсия по родному селу.

       23.09.2019 г.

4.

Практическое занятие. Оформление первой страницы альбома.

(рисование своего родного дома)

      01.10.2019 г.

5.

«Дорожите именем своим!» Тайны наших имён.

       07.10.2019 г.

6.

Моя фамилия.

       14.10.2019 г.

7.

Практическое занятие. Оформление второй страницы альбома.

(рисуем автопортрет)

       21.10.2019 г.

8.

Мой папа.

       28.10.2019 г.

9.

Моя мама.

       05.11.2019 г.

10.

Профессии моих родителей

       11.11.2019 г.

11.

Практическое занятие. Оформление четвертой страницы альбома.

(рисуем родителей)

       18.11.2019 г.

12.

Мои братья и сёстры.

       25.11.2019 г.

13.

Практическое занятие. Оформление пятой страницы альбома.

(рисуем сестру или брата)

       02.12.2019 г.

14.

Мои  дедушка и  бабушка. Их ближайшие родственники.

       09.12.2019 г.

15.

Профессии моих бабушек и дедушек.

       16.12.2019 г.

16.

Практическое занятие. Оформление шестой страницы альбома.

(рисуем бабушек и дедушек)

       23.12.2019 г.

17.

Что мы знаем о традициях?

       13.01.2020 г.

18.

Практическое занятие. Оформление седьмой страницы альбома

(рисуем семейный праздник любимый)

       20.01.2020 г.

19.

Мои прабабушка и прадедушка. Их ближайшие родственники

      27.01.2020 г.

20.

Профессии моих предков.

      03.02.2020 г.

21.

Практическое занятие. Оформление восьмой страницы альбома.

(рисуем професии)

      10.02.2020 г.

22.

Семейные обязанности.

      17.02.2020 г.

23.

Практическое занятие. Оформление девятой страницы альбома.

(рисуем, что я делаю по дому)

      24.02.2020 г.

24.

Генеалогическое древо.

      02.03.2020 г.

25.

Практическое занятие. Оформление десятой страницы альбома.

(рисуем семейное древо, совместно с родителями Д/задание)

      09.03.2020 г.

26.

Фамильный герб.

      16.03.2020 г.

27.

Практическое занятие. Оформление одиннадцатой страницы альбома.

(рисуем фамильный герб совместно с родителями Д/задание)

      23.03.2020 г.

28.

Фамильный девиз.

      06.04.2020 г.

29.

Практическое занятие. Оформление двенадцатый  страницы альбома.

(придумываем девиз совместно с родителями Д/задание)

      13.04.2020 г.

30.

Моя фамилия

20.04.2020 г.

31.

Что означает моя фамилия?

27.04.2020 г.

32.

Мои предки – участвовали в ВОВ

11.05.2020 г.

33.

15 мая – Всемирный день семьи.

18.05.2020 г.

34.

Практическое занятие. Оформление тринадцатой   страницы альбома.

(рисуем семью)

25.05.2020 г.

35.

«Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи».  

Открытая выставка альбомов, гербов и генеалогический древ для родителей.

      29.05.2020 г.

               

Методические рекомендации к программе «Моя родословная».

  1. «Моя родословная. Вводное занятие».

Цели: познакомить детей с понятием «родословная», «генеалогия»,  убедить в   необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и  мышление детей; пробудить интерес к своим предкам.

1. Объяснить необходимость изучения своей родословной.

- Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?

- Для чего нужно знать историю своей семьи?

-У каждого из вас есть семья: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки и даже прадедушки… А много ли вы о них знаете?

-Что вы знаете о ваших бабушках и  дедушках? (прабабушках и прадедушках)?

-Назовите их имена.  Знаете ли вы, когда у них дни рождения? Как вы их поздравляете? Какой подарок для них самый лучший?

(Дети рассказывают то, что им известно о своих родителях, бабушках и дедушках, их профессиях, любимых занятиях, интересных фактах из жизни.)

2. Раскрыть понятия «родословная», «генеалогия».

3. Работа с родителями.

    Провести беседу о необходимости  ознакомления детей с историей своего рода.     Оказание посильной помощи детям в поисковой работе.

4. Поисковое задание. 

   Начать оформление альбома «Моя родословная». Узнать у родителей их полные имена, дни рождения. Попросить старших рассказать о своей семье.

  1.  « Кто я? Где живу?»  

Цели: показать значение  фамилии, имени, отчества, домашнего адреса , даты рождения.

  1. Беседа «Расскажи мне о себе».

- Что вы можете рассказать о себе?

   2.   Практическая работа.

Оформите  вместе с родителями в альбоме «Моя родословная» новую страницу.

3.Консультации для родителей.

Убедить родителей в необходимости такой практической работы дома для формирования интереса к своей родословной.

3.Мое село

1.Беседа о родном селе, его истории.

- Назовите свой адрес?

5.  « Дорожите именем своим! ». Тайна наших имён.

Цели: познакомить с историей возникновения имён, их многообразием ;

           развивать речь, мышление детей; воспитывать интерес к истории

           своего имени, именам своих  близких; способствовать объединению

           детей, их родителей  на основе общего интереса и общей деятельности.

1.Вступительная беседа.

   - Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

    - Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем  древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

  - Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.

  - Как появились?  Откуда же к нам  пришли наши имена?

2. Беседа «Из истории происхождения имён».

3.Практическая работа. «Ромашка» имён. Ознакомление с понятием «тёзки».

4.Поисковое задание.

   -С помощью взрослых и «Словаря имён» найти историю своего имени: его происхождение, значение, формы имени. Составить «ромашку», где в центре написано  полное имя, а на лепестках – формы имени.

6.  «Моя фамилия»  

Цели: показать историю происхождения и  значение фамилии для каждого

            человека, учить работать со словарём; развивать мышление, речь

            детей; воспитывать интерес и уважение  к своей семье, её истории,

            предкам; способствовать объединению членов семьи посредством

            общего интереса к истории своей семьи.

      1. Роль фамилии в жизни человека.

2. Беседа «Из истории  возникновения фамилий».

         - Что вы знаете об истории возникновения фамилий? Откуда берут начало наши      фамилии?

3. Практическая работа. Работа со « Словарём  фамилий» Е. Глушко и Ю. Медведева.

- Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.

- Давайте прочитаем несколько статей из этого словаря.

     4. Поисковое задание.
            Вместе с родителями с помощью словаря найти историю происхождения своей фамилии ( попробовать объяснить её истоки ).

   

8. « Мой папа». Моё отчество.

Цели: выяснить , что  дети  знают  о  своих папах ( автобиографические сведения, их    профессии, интересы); познакомить с историей появления отчества человека;  развивать интерес, внимательное отношение  к  близким   людям, способствовать     сближению членов семьи, воспитывать любовь и уважение   к старшим; заполнить в альбоме страничку о папе.

   1. Беседа.

-Следующая страница нашего альбома посвящена  папе.

- Сейчас мы проверим , как хорошо вы знаете своего папу.

   2.  Устный экспресс – опрос по вопросам.

      1. Назовите полные  фамилию, имя, отчество твоего папы. 

      2. Что означает его имя ? Из какого языка оно пришло?

      3. Где и когда родился твой папа?

      4. Где и кем он работает?

      5. Как выглядит  твой папа?( рост, цвет глаз, волос?

      6. Что ты любишь делать вместе с папой?

      7. Чему ты хочешь научиться  у папы? Как ему помогаешь?

       8. Есть ли у папы братья и сёстры, твои родные дяди и тёти по папиной линии?

      9. Что ещё хочешь рассказать о папе?

    3. Консультации с родителями.

1.Убедить родителей оказать детям посильную помощь, предоставить необходимую информацию, фотографии, награды ( если они есть).

9.  « Моя мама».

Цели: выяснить , что  дети  знают  о  своих мамах ( автобиографические сведения, их  профессии, интересы); развивать интерес, внимательное отношение  к  близким   людям, способствовать сближению членов семьи, воспитывать любовь и уважение   к старшим; заполнить в альбоме страничку о маме.

  1.  Беседа

      1. Назовите полные  фамилию, имя, отчество твоей мамы. 

      2. Что означает её имя ? Из какого языка оно пришло?

      3. Где и когда родилась твоя  мама?

      4. Где и кем она  работает? Как любит отдыхать?

      5. Как выглядит  твоя  мама?( рост, цвет глаз, волос…)

      6. Что любит и что не любит твоя мама?

      7. Что мама любит готовить?

      8. Любимые цветы твоей мамы.

      9. Что твоя мама любит читать?

      10. Чему ты хочешь научиться у своей мамы?

      11. Как ты ей помогаешь?

      12. Чем тебе нравится заниматься вместе с мамой?

      13. Есть ли у мамы братья или  сёстры, твои родные дяди и тёти по маминой линии?

      14. Что ещё хочешь рассказать о маме?  

    3. Консультации с родителями.

1.Убедить родителей оказать детям посильную помощь, предоставить необходимую информацию, фотографии.

10. «Профессии  моих  родителей».  

Цели: выяснить , что  дети  знают  о  профессиях  своих  родителей , их  занятиях ;  воспитывать  интерес  к  различным  профессиям ,  к  людям  труда; формировать  потребность  трудиться .

  1. Беседа.

- Кем работают ваши родители?

- Что вы знаете о профессии ваших родителей?

(Фронтальный опрос детей).

- Какие ещё профессии вам известны?

     2.  Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». 

-Какова профессия моей мамы (моего папы)?

- В какой организации работает? На какой должности?

- Какие обязанности выполняет?

- Чем мне нравится эта профессия? Что в ней интересного?  

- Кем я хочу быть, когда вырасту? Почему?

    4. Консультации с родителями.

1. Попросить родителей познакомить детей со своей профессией.

2. Помочь подготовить небольшой рассказ о своей работе.

3. По возможности, организовать экскурсию на предприятие своего ребёнка, или всего   класса.

12. Тема. Мои братья и сёстры.  

Цели: способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание    лучше узнать своих братьев и сестёр; развивать навыки самоанализа.

1.Беседа.

- Ребята, у кого есть родные  братик или сестрёнка?

- Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем  братьям и сёстрам.

- Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сёстрах? Если у вас нет родных братьев и сестёр, то можете рассказать о двоюродных.

2. Практическое задание.

- Заполните дома страничку альбома о ваших братьях и сёстрах.

           Анкета:

  1. Имена твоих братьев или сестёр. Что означает имя?
  2. Дата и место рождения.
  3. Любимые занятия.
  4. Чем мы любим заниматься вместе?
  5. Что я хочу сделать для моего брата или сестры?
  6. Что ещё я хочу рассказать о себе и своих братьях и сёстрах?
  7. Хороший ли я сам брат ( сестра ) и почему?

3. Консультации для родителей.

Беседа с родителями об оказании детям помощи в продолжении оформления альбома «Моя родословная».

14 Тема. Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники.

Цели: выяснить , что  дети  знают  о  своих  дедушках и бабушках; способствовать более    близкому общению членов семьи; воспитывать уважение к старшему поколению.

1. Беседа.

 - Ну а сейчас настала пора узнать побольше о своих  самых любимых родственниках – бабушках и дедушках! И  папиным , и маминым родителям стоит посвятить по отдельной странице альбома.

 - Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

 2. Практическое задание.

     1) Попросить маму и папу рассказать о своих родителях ( твоих бабушках и дедушках).

     2) Встретиться  с бабушками и дедушками и попросить их рассказать о себе.

     3) Заполнить страницы альбома

3. Консультации для родителей.

 Беседа с родителями о том , чтобы организовали детям встречу с бабушками и дедушками, помогли в сборе сведений о своих родителях.

 15. Тема. Профессии  моих  бабушек и дедушек .

Цель :выяснить , что  дети  знают  о  профессиях  своих  предков , их  занятиях .

Задачи : воспитывать  интерес  к  различным  профессиям ,  к  людям  труда ; формировать  потребность  трудиться .

1. Беседа .

-Какие  профессии  были  у  ваших  бабушек и дедушек, чем  они  

занимались ?

-Есть  ли  в  вашем  роду  известные  инженеры, писатели , художники, мастера  других  профессий?

17. Тема. Что мы знаем о традициях.

Цели: способствовать оздоровлению детей путём ознакомления с оздоровительными    традициями ; познакомить с правильным режимом дня, необходимыми    гигиеническими процедурами; изучить влияние учебной нагрузки на детей и дать   необходимые рекомендации родителям.

1. Беседа.

 - Как вы понимаете слово «традиции»?

    Традиции – это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются..

   1) Традиции семейные.

   2) Традиции праздничные, оздоровительные, познавательные.

 - Сегодня мы поговорим об оздоровительных традициях.

2. Оздоровительные традиции.

   1) соблюдение режима дня;

   2) умывание чистка зубов, уход за телом;

   3) занятия гимнастикой и спортом.

3. Работа с родителями.

 1) Беседа « Значение режима  дня в жизни дошкольника»

 

19. Тема . Мои прабабушка  и  прадедушка .

Цели: :выяснить , что  дети  знают  о  профессиях  своих  предков , их  

             занятиях; продолжать знакомить детей с разными  профессиями,

             показать важность любой профессии; воспитывать  

             интерес  к  различным  профессиям ,  к  людям   труда ; формировать  

             потребность  трудиться.

1. Беседа. 

-  Попроси  своих  бабушек  и  дедушек  рассказать  тебе  о  своих  родителях , т. е. твоих  прабабушках и прадедушках .

 - Заполни  страничку  твоего  альбома  “Моя  родословная”.

2. Практическое  задание 1.

Ответь  на  вопросы  анкеты:

  1. Фамилии , имена , отчества  моих  прабабушек  и  прадедушек  по  папиной  (маминой ) линии.
  2. Где  и  когда  родились.
  3. Где  и  кем  они  работали .
  4. Есть  ли  у  них  братья  и  сёстры .
  5. Что  ещё  удалось  узнать  о  моих  предках.

   

20. Тема .Профессии  моих  предков.

Цель: выяснить , есть  ли  в  семье  семейная  профессиональная  традиция, хотят  ли  дети  ей  следовать  и  почему ?

1. Беседа.

1.        Знаете  ли  вы , какие  профессии  были  у  ваших  предков ? Чем  они  занимались ?

2.        Есть  ли  в  вашем  роду  известные  инженеры , писатели , художники , композиторы , мастера  других  профессий ?

3.        Какие  традиции  унаследовала  ваша  семья  от  прабабушки  и прадедушки?

22. Тема. Семейные  обязанности.

Цель: убедить  детей  в  необходимости  выполнять  семейные               поручения, воспитывать  положительную  мотивацию  к  самообслуживанию.

1. Беседа.

-Какие  обязанности  у  вас  в  семье ?

Самообслуживание – уборка  постели , своей  комнаты , разогревание  пищи , чистка  одежды и обуви и т. д.

  • Какие  семейные  поручения  у  вас  имеются ?

( Уход  за  домашними  растениями  и  животными , приобретение   продуктов  и  товаров , помощь  родителям  в  домашних  делах ,  на  огороде и т.д. )

2. Консультации  для  родителей :

  1. Анкетирование  родителей   и  детей  « Изучение  обязанностей  детей  в   семье».
  2. Анализ  анкет  детей  и  родителей  на  род .  собрании ( не  называя  фамилий ) .

24. Тема. Моя родословная.

Цель : составление генеалогического древа.

1.Беседа.

   1) Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка. А наука, занимающаяся изучением родословных, называется  Генеалогия. Поэтому и таблица, куда мы будем заносить всех родственников, носит название генеалогическая таблица, или генеалогическое древо..

    2) Мы составим  ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2. Практическое задание.

     1) Распределение родственников по поколениям.

 - Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая  

    родословная?

 - Посмотрите, до какого колена вы дошли? У кого самая глубокая родословная?

Тема. Свободная информация обо всех родственниках. Составление  таблицы.

Цель : записать сведения, собранные обо всех  родственниках, в одну сводную   таблицу.

1.Беседа.

- Для составления своей родословной необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Найти такие сведения – дело непростое. Вы уже это поняли и не раз обращались с вопросами к родителям, бабушкам и дедушкам. Важно побольше узнать не только о тех  кто рядом с вами, но и о тех, кого уже нет в живых. Впишите список родственников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, профессии, степени родства в таблицу.

Фамилия, имя, отчество

Год рождения или годы жизни

Профессия

Степень родства

2. Практическое задание.

Заполнить таблицу с помощью родителей.

3. Консультация для родителей.

Беседа с родителями об оказании помощи детям в заполнении таблицы.

25. Тема. Составление генеалогического древа..

Цель :начать  составление  генеалогического  древа.

1.Беседа.

Итак , ты  узнал  много  интересного  о  своих  родственниках , выяснил   их  «звания» и «титулы», нашёл  фотографии , нарисовал  портреты …

   Теперь  ты  можешь  приступать  к  составлению  родословной  и  рисованию  ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО  ДРЕВА.

    На  нём  нарисовано  много  прямоугольников , расположенных в  4  ряда. Каждый  ряд – это  одно  поколение , или, другими  словами, колено  твоего  рода.

2. Практическое задание.

    Итак, за  работу ! Начнём  с  верхнего  ряда . В нём нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них ( с цифрой 1 ) сведениями о себе: запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья или сёстры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа или слева.

      Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и их братьях и сёстрах, причём  о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а  по маминой линии – с правой стороны.

  Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках  и так далее…

                                         

                                   

(ПРИ УЧАСТИИ РОДИТЕЛЕЙ!!!!)

3. Консультация для родителей.

Беседа  с родителями об оказании помощи детям в составлении генеалогического древа , размещении братьев и сестёр, дядей и тётей и т. д.

27. Тема. Фамильный герб..

Цель: познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи.

1.Беседа.

- Итак, мы составили свою РОДОСЛОВНУЮ и  ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО. Теперь предстоит сочинить свой ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ.

 1)История возникновения герба

 2) Наука, изучающая гербы, называется ГЕРАЛЬДИКА.

  - Как вы думаете, что должен отображать герб?

  - Да, герб отражает увлечения, достижения , интересы членов семьи. Но , чтобы не ошибиться, было бы очень хорошо посоветоваться с родителями. Они с удовольствием подумают вместе с тобой и,  возможно, что – то  подскажут. Если, например, ваша семья издавна славится своим прекрасным садом, можно нарисовать яблоню с золотыми яблоками. Если всех увлекает компьютерная техника – нарисуйте компьютер. Ну а если хочется отразить в гербе разные профессии, можно разделить герб на несколько частей.

    После того, как герб будет составлен, его надо раскрасить. Помните, что гербы принято раскрашивать только определёнными красками. Это красная, голубая, зелёная, бордовая, чёрная, золотая и серебряная.

 2. Практическое задание.

1) Составить герб семьи.

2) Приготовить рассказ о том, что отражает герб.

3. Консультация для родителей.

Беседа  с родителями об оказании помощи детям в составлении герба.

29. Тема. Фамильный девиз.

Цель: сформировать понятие «девиз», его значение; подобрать девиз для своей   семьи  

1.Беседа.

  1)У всех владельцев герба должен быть фамильный ДЕВИЗ. Девиз должен отражать мир твоей семьи.    Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ», « ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ», «ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ», «БЕЗ ДЕЛА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»… Мудрых пословиц очень много, и, если вы попросите помощи у родителей, то вам наверняка удастся  найти подходящую для девиза своей семье.

2. Практическое задание.

 1) Подобрать девиз семьи.

 2) Запишите свой девиз на ленте, расположенной внизу герба.

3. Консультация для родителей.

Беседа  с родителями об оказании помощи детям в подборе девиза семьи.. Помочь детям нарисовать герб и написать под ним девиз семьи.

33. Тема. Мои предки участвовали в ВОВ.

Цели: воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам; воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание больше узнать о прошлом своей семьи и своей страны.

1.Вступительная беседа.

      -Дорогие ребята! 9 Мая – очень важный день в истории нашей страны. Каждый год в эти майские дни весь наш народ вспоминает грозные годы Великой Отечественной войны, чтит память павших. Прошло уже много десятков лет со Дня Победы 9 мая 1945 года, но  мы не имеем права забывать, какой ценой нам досталась эта победа! Мы и собрались сегодня здесь, чтобы и вы, молодое поколение , знали свою историю и гордились подвигом своих предков.

      - Всё началось ранним утром 22 июня 1941 года. Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Фашистские самолёты и танки ринулись на восток, на территорию нашего государства. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Мирный труд людей оборвала война, которая продлится долгих 4 года, 1418 дней горя, несчастий, разлук и потерь родных и близких, сыновей и отцов, дочерей, сестёр и матерей.

2. Поисковое задание:

   1) продолжить поиски ветеранов в семье;

3. Консультации  для  родителей :

    Рассказать о своих предках воевавших в ВОВ.

 34. Тема. 15 мая – «День семьи».

Цели: обобщение результатов работы за 2 года; проведение выставки работ «Мир   семейных   увлечений; способствовать сближению членов семьи, развитию    интереса  к семейным увлечениям.

1.        Подведение итогов работы за 2 года.

2.        Выставка «Мир семейных увлечений».

Экскурсовод  рассказывает о работах, предоставленных от семей, подготовленные дети рассказывают о своих увлечениях.

     3. Чаепитие, подготовленное родителями.  

36. Тема Выставка для родителей  «Моя родословная»

Цели: отчёт  и  обобщение итогов работы над составлением своей

            родословной; развитие интереса к истории своей семьи, семейным

            традициям, увлечениям, своей родословной.

   Вводное слово ведущего.

  1. Конкурс «Моя родословная»:

         а)   на самую глубокую родословную ( по количеству поколений);

         б)  на самую богатую   родословную  ( по количеству родственников);

         в)  выставка гербов семей .

  1. Подведение ионов работы кружка «Моя родословная»

Приложение.

Тайна наших имён.  

  - Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем  древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

   Имя даётся человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь.

  - Как появились?  Откуда же к нам  пришли наши имена?

2. Из истории происхождения имён.

      В Древней Руси  имена детей отмечали наиболее характерные черты характера или особенности поведения : Балагур, Прыгунок, Пискун ; внешние особенности: Светлана, Чернава. Детей называли по времени рождения (Зима, Вешняк), по порядку появления на свет (Старшой).

      Кроме имени человеку давали и прозвище.  Оно отражало определённые  свойства  человека  или род его занятий: Рыболов, Грамотей, Скоморох, Богомол и др.  

      В 988 году, во время правления  киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Вместе с ним  на Русь попали  и  многие  византийские имена, которые, в свою очередь,  произошли  от древнегреческих и древнеримских.

     Древнегреческие и древнеримские имена подчёркивали в людях  моральное и физическое достоинство. .

     По христианской традиции детям стали давать имена в честь святых. Эти имена назывались в «Святцах» - церковном календаре. Например:

     Александр ( греч.) – защитник людей,

     Андрей ( греч.) – мужественный,

     Ирина (греч.) –  мир,

     Виктор ( греч.) – победитель,            

     Наталья ( лат.) -  родная,

     Марина ( Рим.) - морская  

     Безымянный 

Тема. Фамильный герб

Цель: познакомить с историей возникновения герба, значением изображённых на нём предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи.

   Кстати, в гербе можно отразить отдельно то, чем славны род твоей мамы и род твоего папы. В старину при брачном союзе двух семей, имевших собственные гербы, составлялся новый герб. Для этого брали правую половину герба мужа и левую половину герба жены. При этом возникали странные фигуры животных. Например, наполовину лев – наполовину  медведь, или  наполовину конь – наполовину  орёл…

    - Каждое животное или растение, каждый предмет, изображённый на гербе, обязательно что-нибудь означает.

Например:

    ЛЕВ – силу, мужество, великодушие;

    ЛЕОПАРД – храбрость, отвагу;

    КОНЬ – храбрость льва, зрение орла, силу волка, быстроту оленя, ловкость  лисицы;

    СОБАКА – преданность и повиновение;

    КОШКА  - независимость;

    ВОЛК – злость и жадность;

    МЕДВЕДЬ – предусмотрительность;

    БЫК – плодородие земли;

    ОВЦА – кротость;

    ЛАНЬ – робость;

    ВЕПРЬ (дикий кабан) – мужество;

    ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель;

    ОРЁЛ – власть, великодушие;

    ВОРОН – долголетие;

    ПЕТУХ – воинственность;

    ЦАПЛЯ – пугливость;

    ПАВЛИН – тщеславие;

    ПЕЛИКАН родительскую любовь к детям;

    ЖУРАВЛЬ с камнем в одной лапе – бдительность;

    ДЕЛЬФИН – силу;

    ПЧЁЛЫ И МУРАВЬИ – трудолюбие;

    БАБОЧКА – непостоянство;

    ЗМЕЯ – вечность;

    ДУБ – крепость и силу;

    ОЛИВКОВОЕ ДЕРЕВО – мир;

    ПАЛЬМА – долговечность.

     Кроме этого на гербах часто изображались солнце, луна, облака, радуга, реки, горы, холмы, ветви, венки, колосья, снопы, предметы военного и гражданского быта. Встречались и символы различных профессий: музыкальные, столярные, слесарные, строительные инструменты, якоря, компасы, архитектурные сооружения.

    После того, как герб будет составлен, его надо раскрасить. Помните, что гербы принято раскрашивать только определёнными красками. Это красная, голубая, зелёная, бордовая, чёрная, золотая и серебряная.

Список использованной литературы.

1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".

2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6.Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".

7.Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".

8.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru

Использование компьютерной программы «Живая родословная» для создания генеалогического древа.

www.maam.ru/.../integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html‎


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

занятие"Семейная родословная"

«Семейная родословная»Занятие.  Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...

Сообщение на педсовете «Родословная»

С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....