Статья на тему «Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов»
статья (младшая группа)

Крупышева Светлана Вячеславовна

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы обеспечить успех этой работы, педагогам необходимо знать и понимать психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать соответствующую развивающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов»

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Понимание законов природы, взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы закладывается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры - важнейшая задача дошкольного учреждения, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

 Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы обеспечить успех этой работы, педагогам необходимо знать и понимать психофизиологические особенности детей этого возраста, а так же создать соответствующую развивающую среду.

 Для детей раннего возраста слова - это абстракция, за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним. В возрасте двух - трех лет дети познают главные сенсорные свойства предметов и объектов, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познают видимые составные части предметов и объектов, получают первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Становление первоначальных основ экологической культуры - это и есть накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, входящих в круг жизнедеятельности малышей.

 По СанПиН нельзя содержать в групповой комнате животных, птиц и поэтому для «погружения» детей в удивительное царство природы, мы используем макеты. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в изготовлении их используем различные по фактуре, качеству, форме материалы. На основе готовых макетов мы проводим экологические игры-занятия, организуем совместную и самостоятельную деятельность.

 В нашей группе изготовлены настольные и плоские настенные макеты, связанные с природой.

 Общеизвестны макеты с домашними и дикими животными. У нас они имеют свои особенности. Экспозиция этих макетов продумана так, что они могут постоянно изменяться (смена времени года, времени суток, появление новых объектов).Они востребованы у детей ежедневно. Малыши могут дополнять их деталями, например, слепить зернышки для курочек, приготовить чашку для воды, морковку для зайчика и т.д.

 Удобны для самостоятельной деятельности малышей два разных по размеру домика, с соответствующим размером дверей. В них живут большие и маленькие лесные животные. Закончив игру с ними, дети размещают их по местам, каждого в свой домик, соотнеся размер. Так как это лесные животные, рядом есть елочки тоже разных размеров. Иногда, для развития обоняния и как ароматерапия, мы используем эфирное масло с запахом ели.

Для изучения морских обитателей мы придумали настенный макет "Море". Он несет в себе различные развивающие цели. С помощью тактильных контактов формируются представления детей о море, его обитателях, о рельефе морского дна. Дети с удовольствием обследуют  различных по фактуре рыб, могут найти большую и маленькую ракушку, внимательно проследив глазками, найти жемчужину, и др. На основе этого макета у нас разработана серия игр-занятий.

 Помимо тактильных ощущений при изучении природных объектов, используем и зрительный анализатор. Смотреть на воду полезно для нервной системы. В красивой банке под плотной крышкой у нас импровизированный аквариум. В нем водоросли, различные рыбы, ракушки.

Огромный интерес у детей вызывает макет цветущего луга. Его обитатели насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Малыши с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов. Дерево-яблоня из красных и желтых яблок так же способствует экологическому воспитанию. Кто внимательно присмотрится, сможет увидеть ползущую гусеницу, собирающую нектар бабочку, отдыхающую божью коровку, ползущего по земле червячка. Отражением сезонных изменений в природе является расположенное на стене дерево. Осенью дети украшают его разноцветными осенними листьями, зимой укутывают снегом (искусственный), весной появляются почки и цветы, летом дерево утопает в зелени.

 Считаем целесообразным обустраивать кратковременные макеты вместе с детьми. Они появляются по обстоятельствам, но несут в себе образовательные и воспитательные цели, помогают детям учиться действовать вместе. Например: появилось в группе много игрушек-кошек, мы обустроили для них домик, попутно закрепив повадки и среду обитания, слепили мисочки для молока и сосиски.

 Украшением группы считаем сюжетно-дидактическое панно с экологической тематикой. Дети постоянно действуют с ним. Очень увлекает малышей преобразование картины. В сюжете спряталось много интересного: на траве карманчик с цветами, на дереве - с яблочками и листиками, птичка спряталась за веточку, зайка за пенек, белочка за дерево, крот за камушком; большие и маленькие лучики у солнышка прячутся в тучку и закрываются на молнию, дерево и кустик имеют разную фактуру.

 Надо отметить, что все объекты, кроме морского настенного, не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать и действовать с ними. Представленные нами макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С их помощью мы формируем у малышей понимание, что всем живым существам необходимы определённые условиях жизни, иногда они нуждаются в нашей помощи.

 В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Как подтвердил опыт, используемые нами макеты являются средством вовлечения детей в мир природы, способствуют формированию экологической культуры, становлению нравственных позиций личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

 Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...

"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. Дошкольное учрежден...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры у детей старшего возраста через ознакомление с природой родного края"

Ознакомление детей старшей группы с растениями : лиственные деревья , хвойные деревья , травы ; с дикими животными средней полосы , их особенности в свяи с сезонными изменениями , среда обитания ; пти...