Методические рекомендации для родителей по созданию предметно - пространственной среды в семье. Сенсорное воспитание.
материал (младшая группа)

Петрова Галина Николаевна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Методические рекомендации

для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Сенсорное воспитание.

Разработал:

воспитатель 1 кв. категории

Петрова Г. Н.

г. Ядрин 2022

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

              Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.    

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны:

  • цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый),
  • формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),
  • величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.),
  • вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный),
  • обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),
  • времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),
  • пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

 Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Уважаемые родители!

Для полноценного сенсорного воспитания ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Старайтесь развивать у ваших детей чувство любознательности и открывать мир вместе с вашим ребенком.

2. Необходимо говорить с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.

3. Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов.

4. Необходимо внимательно выслушивать рассуждения ребенка и никогда не высмеивайте их. Уважайте его мнение.

5. Отыскав интересные вещи, книги, истории, делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение ему необходимо.

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

8. Проводите совместные наблюдения и опыты.

9. Поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Для детей 1.5 – 3 лет предметно – пространственная среда должна включать следующие предметы:

1. Ребенка должны окружать игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

2. В этом возрасте большое значение имеют игры с песком и водой, ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

3. Различные движущиеся игрушки;

4. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ;

5. Игрушки с различными способами извлечения звука;

6. Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы:

- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.

- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т. д.

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

- перевернутые детские формочки, ведра,

- свистки и дудочки из глины и дерева.

7. Конструкторы и мозаика;

8. Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки;

9. Игрушки контрастных размеров. Игрушки различной формы (круглые, кубические) .

10. Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать.

11. Книги с большими предметными картинками.

12. Дидактические игры, сделанные своими руками

13. Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2, 5 – 4 года предметно – пространственная среда должна включать следующие предметы:

- Разрезные картинки, кубики с картинками;

- Парные картинки;

-Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;

-Несколько видов мозаики;

-Разнообразные некомплектные конструкторы;

- Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.) ;

- Банки разного размера;

- Шнуровки, застегивающиеся коврики.

- Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;

-Игрушечные животные;

-Тканевые мячики;

- Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-пространственной среды для нравственно-патриотического воспитания

«Надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы»....

"Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье".

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми....

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Сенсорное воспитание.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Инт...

Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Для детей с 2 до 3 года лет.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глин...

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье....