"Роль подвижных игр в развитии речи дошкольников"
консультация

Чистякова Надежда Ивановна

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.

Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т. д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики, также, как и их нарушения идут «параллельно».

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.

Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра.

Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Почему с мячом?

 

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.

С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять названий…»? Ее можно поводить на любом лексическом материале (животные, птицы, одежда, мебель и т. д.) Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.

Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи

1. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.

• «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.): стол-столик, стул – стульчик, платье-платьице, дом – домик и т. д.

• «Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Им. и Род. падеже): кукла-куклы- (нет) кукол, книга-книги- (нет) книг …

• «Какой сок?» (образование относительных прилагательных): яблоко – яблочный, слива- сливовый, виноград-, шёлк - …

• «Скажи наоборот» (использование антонимов): длинный-короткий, высокий-низкий, широкий- узкий, больной – здоровый, старый - …

• «Назови детеныша» (волчица - волчонок, белка – бельчонок, овца – ягнёнок, медведица -)

2. Взрослый бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой другому члену семьи.

«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)

Туфли, валенки, сапоги, сандалии, тапочки… - обувь.

«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных): лисий, заячий, медвежья, беличья …

Игры на формирование звукопроизношения

«Мяч передавай и слово называй». Ребенок передает мяч и называет слово на заданный звук. (С, З, Л, Р и др.)

«Счет предметов» (согласование сущ. с числительными) Ребенок считает и отбивает мяч от пола.

Пуговицы на кофте (стулья, цветы, книги, длинноногих страусов и т. п.).

«Проговори скороговорку». Ребенок проговаривает скороговорку и передаёт мяч.

Проворонила ворона вороненка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Игры на развитие фонематического слуха

«Умный мячик». У ребенка мяч.

Взрослый произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком, подбрасывает мяч над головой.

Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)

Усложненный вариант: взрослый произносит стихотворный текст.

Ш:

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

«Мяч перекати, звук в слове замени»

Взрослый и ребенок сидят на ковре, перекатывают мяч друг другу. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.

Ш:

сутки-шутки

крыса-крыша

миска-мишка

марс-марш

сок-шок

споры-шпоры

сабля-цапля

лиса – лица и др.

Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.

Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют представления об окружающем, а также внимание и память.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.

Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь.

 

Стихотворений в сочетании с движением огромное количество. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях дома, и на прогулке, и во время различных игр.

Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т. к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст. Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений.

Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения (марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища и др.).

Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.

При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.

 

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений. Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. ООО - руки с напряжением в стороны, УУУ - руки вперед ладони повернуты от себя, ИИИ - указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР - руки перед собой двигаются кисти, ССС- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т. д.

И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи - пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка. – разгибают пальцы, начиная с большого

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик- папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я. н6

Вместе дружная семья. – сжать, разжать кулак

 

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника.

Существует прямая зависимость  между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми,  испытывающими тр...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Значение подвижных игр для развития речи дошкольников

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит ...

Консультация для родителей "Роль подвижных игр в развитии речи дошкольников"

Консультация для родителей " Роль подвижных игр   в развитии речи дошкольников"...

Дыхание и речь. Роль правильного дыхания в развитии речи дошкольника.

Материал поможет понять каким образом взаимосязаны дыхание и речь, какие нарушения речевого дыхания существуют и как развивать правильное речевое дыхание....

Картотека спортивных и подвижных игр для развития речи дошкольников.

Аннотация.         Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находиться в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. ...