Нормы речевого развития ребёнка 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Нормы развития речи в младшем дошкольном возрасте. Что должен уметь ребёнок 3-4 летнего возраста, какими речевыми  навыками овладевает. В каких случаях родителю необходимо обратиться к специалисту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_3-4_goda.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития детей

(Младший дошкольный возраст от 3-х до 4-х лет)

Дети постигают правильную речь долго и постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Зная ее, взрослые могут определить, насколько хорошо развита речь ребенка для своих лет, и есть ли отставание в речевом развитии. Что должен уметь малыш в 3 - 4 года, могут ли родители исправить речь ребенка без логопеда, и в каких случаях без помощи специалиста не обойтись

Словарь

К трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга.  Почти все исследователи подчеркивают, что в этом возрасте происходит «номинационный взрыв», ребенок стремительно накапливает словарь.  К трем годам в словаре ребенка от восьмисот до тысячи слов, а к концу четвертого года уже около полутора тысяч слов. (АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ)

 Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

К ОКОНЧАНИЮ 4 ГОДА ЖИЗНИ РЕБЁНОК ОВЛАДЕВАЕТ НОМИНАТИВНЫМ СЛОВАРЕМ ПО ТЕМАМ:

  • ИГРУШКИ
  • ПОСУДА
  • ОДЕЖДА
  • ОБУВЬ

Грамматический строй речи

        В речи ребенка четвертого года жизни еще встречаются грамматические ошибки: [ДЕРЕВЫ ]вместо ДЕРЕВЬЯ, [ПЕНИ] вместо ПНИ, [ЛОШАДИЙ] вместо ЛОШАДИНЫЙ, [СОЛДАТОВ] вместо СОЛДАТ и т.п

В период с трех до четырех лет в когнитивном развитии ребенка происходит такой скачок, который создает условия для активного овладения навыками словообразования.  (ПЕРИОД СЛОВОТВОРЧЕСТВА)

 Ребенок этого возраста создает новые слова. Например, придумывает антонимы к глаголам: ПРИДЕЛАТЬ – ОТДЕЛАТЬ, ПРИСТАВИТЬ – ОТСТАВИТЬ, образовывает прилагательные с суффиксом -н- ПАРОВОЗНЫЙ СОН (сон про паровозы) и т.п.

В речи ребенка четвертого года жизни простые распространенные предложения (У РЫБОК ЕСТЬ ХВОСТ, ГЛАЗА И РОТ.  У МЕНЯ МАШИНА НОВАЯ, А У ТОЛИ НЕТ.) и сложные предложения различной конструкции. (КОГДА КОНЧИТСЯ ДОЖДИК, МЫ ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ. Я ЗНАЮ, ЧТО МАМА ПРИДЕТ ВЕЧЕРОМ.). Ребенок задает много вопросов? (КУДА УХОДИТ СОЛНЫШКО? ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ?)

Связная речь

Малыш овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу или предложенному плану может составить описательный рассказ об игрушке, по вопросам может составить рассказ по серии сюжетных картинок или по простой сюжетной картинке. Малыш легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.

 ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Фонетико-фонематическая сторона речи

Исчезает смягчение практически всех твердых согласных звуков, которое до трех лет можно было считать физиологической нормой. Малыш осваивает йотированные звуки (ЕДУ, ЯМА, ЮГ). Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке. Развивается фонематическое восприятие. Малыш осознает несовершенство собственной речи и слышит ошибки в произношении окружающих. (КОЛЯ ГОВОРИТ СКУРА, А НЕ ШКУРА. МАМА, ЛЕСНИК, КАК ЛИСА?)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у ребёнка к этому возрасту:

  • НЕРАЗБОРЧИВАЯ РЕЧЬ
  • ОТСУТСТВИЕ ФРАЗЫ
  • ОТСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛНОЙ РЕЧЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

(ЭХОЛАЛИИ, СТЕРЕОТИПИИ)

  • ТЕМП РЕЧИ (БЫСТРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ); СПОТЫКАНИЯ И ЗАМИНКИ
  • ПРИОТКРЫТЫЙ РОТ, ВЫСУНУТЫЙ ЯЗЫК, ОБИЛЬНОЕ СЛЮНОТЕЧЕНИЕ

Заметили эти признаки у своего ребёнка – это немедленный повод обратиться к специалистам: логопеду и неврологу.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. ДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ РЕЧИ И ПРОСИТЕ РЕБЕНКА ПОВТОРИТЬ ЕГО
  2. ВЕДИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА (ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ОТКУДА?)
  3. ПОБУЖДАЙТЕ РЕБЕНКА ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ СЛОВ (ЖЕСТЫ ПОД ЗАПРЕТОМ)
  4. ЧИТАЙТЕ И ОБСУЖДАЙТЕ ПРОЧИТАННОЕ
  5. УЧИТЕ СТИХИ, ПОТЕШКИ, ПОЙТЕ ПЕСЕНКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития ребёнка дошкольного возраста.

В данном сообщении описываются возрастные нормы речевого развития детей дошколтного возраста....

Нормы речевого развития ребёнка 4-5 лет (консультация для родителей)

В данном буклете кратко изложены критерии речевого развития для ребёнка 4-5 лет (средняя группа)...

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6-7 ЛЕТ

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в...

Нормы речевого развития речи ребёнка от года до семи лет.

Рассмотрены речевые нормы детей от 1 до 7 лет....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Нормы речевого развития ребёнка

Каждого родителя волнуют  следующие  вопросы: « Правильно ли говорит мой ребёнок?», « Все ли звуки произносит?».  Незнание норм речевого развития часто приводит ...