«Роль исследовательской деятельности в развитии естественно-научной грамотности и экологической культуры обучающихся: вопросы организации и оценки»
статья

Манько Леся Осиповна

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Главная задача - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ»

Авторы: Манько Леся Осиповна, Мухаметзянова Гульназ Вагизовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

   «Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

 

Мир наш стремительно меняется. Меняется техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. И поэтому перед образовательными учреждениями стоит задача: как воспитать человека творческого, самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовать их и отвечать за свои действия? В связи с чем критерием качества современного дошкольного образования является не огромный объем знаний, полученный ребенком в этот период, а развитие и формирование у него необходимых личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, так как они закладывают у дошкольников основу миропонимания. Кроме этого, естественно-научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, любознательности, творческих способностей.

При формировании у детей естественнонаучных представлений, мы выстраиваем работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, включая исследовательскую и практическую деятельность детей.

В МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» в целях развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста реализуется авторская дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Тропинка»   и создана модель экологической предметно-пространственной среды, которая включает следующие компоненты:  

  • Зимний сад, где оборудованы зоны познавательной активности: информационно программно-аппаратный комплекс, который включает: интерактивная доска, проектор, ноутбук; живой уголок; интерактивный песочный стол; книжный уголок; мини - музей природы.
  • Мини – лаборатория оснащена лабораторными наборами: «Окружающий мир»; «Микро-лаборатория биологическая»; коллекциями разнообразных природных материалов.
  • Экологическая тропинка, которая включает объекты для наблюдения на участке детского сада: деревья и кустарники разных пород, пень, метеоплощадка, клумбы, огород, водоём, «Птичья столовая».

Созданная среда способствует познавательно – исследовательской деятельности ребенка, в процессе которой дети получают не только теоретические знание об окружающем мире, но и осваивают такие виды деятельности как экспериментирование и моделирование.  Дети в процессе исследовательской проектной деятельности получают ответы на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?», дети превращаются в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых каждый ребенок сам получает ответ на свой вопрос, то есть является инициатором проекта. При этом воспитатель побуждает детей к поиску, открытию и получению нового жизненного опыта.  В ходе исследовательской деятельности дети:

  • учатся умению самостоятельно добывать знания;
  • испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
  • развивают навыки самоорганизации;
  • формируют адекватную самооценку;
  • приобретают навыки речевой культуры.

На примере моделирования экосистем: «Болото», «Тайга», «Вулканический остров», «Река Пасол и её берега» мы формируем у детей представления о естественнонаучной картине мира, непосредственно на практике.

Приведем пример исследовательской деятельности в рамках детского проекта «Острова». Данный проект возник во время занятия по экологии - детям стало интересно, как образуются острова. Используя методику «Модель трёх вопросов», мы с детьми определили: «Что они знают об островах?», «Что хотят узнать?», «Где найдут информацию об островах?». В результате анализа, дети определили, что хотят узнать «Как вулкан превращается в остров?», и ответ на свой вопрос они узнают через опытно-экспериментальную деятельность. Совместно мы составили план работы над проектом (дети, например, вырезали и рисовали картинки, печатали слова).

Итоговым продуктом познавательно – исследовательской деятельности по тематическому проекту «Острова», стал макет «Вулканический остров».  Дети, используя имеющиеся знания, смоделировали из кинетического песка остров, создали экосистему, в процессе экспериментальной деятельности, получили новые знания, такие как, пищевая сода и лимонная кислота вступают в реакцию, если добавить жидкость. В нашем случаи, жидкость для мытья посуды в результате реакции, преобразовалась в пену, тем самым мы с детьми продемонстрировали извержение вулкана.

Таким образом, организация образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в форме проектно-исследовательской деятельности, позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира.  Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.  

Список литературы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К.Загвоздкина, И.Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских  способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь эк...

Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...

Образовательная деятельность по формированию естественно-научных представлений «Как я понимаю свой организм»

Познакомить детей с работой желудка, пищеварительного тракта и его основных отделов в доступной форме; учить понимать свой организм и необходимость вести здоровый образ жизни - вот цели и задачи данно...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...