Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок»
проект (младшая группа)

Домбак Тамара Ивановна

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теремок» имеет художественную направленность, ориентирована на приобщение детей к творчеству, развитие их способностей, воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного.

           Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

           Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

           Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является важным в личностном становлении ребенка. И в это же время ребенок сталкивается в своей жизни с первыми изменениями – новой социальной ситуацией развития, к которой он должен адаптироваться – ребенок поступает в детский сад. Рабочая программа дополнительного образования «Теремок» направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Все остальные развивающие задачи имеют второстепенное значение, ведь первый опыт адаптации может оставить след на всю жизнь. В. С. Мухина утверждает, что «эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям». Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение, способствует быстрому привыканию детей к детскому саду. Более того, театральная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядиться.

             Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Карпинской Н., Николанчевой А., Фурминой Л., Ворошниной Л. и др. Они указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

             Действительно, в раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к моделированию и далее - к изобразительному действию («Как папа…», «Как мама…»), притом называя себя именами тех людей, действия которых воспроизводит; другими словами, он уже не подражает, а изображает взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_2022.docx85.63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Ленинск-Кузнецкого городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Принята на заседании

педагогического совета                

от «___» _____ 2022 г.

Протокол № ____

Утверждаю:
заведующий МБДОУ №1
 ________ В.М.Шачнева
 «___» _____ 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Теремок»

Возраст учащихся: 1,6-3 лет

Срок реализации: 55 часов

Разработчики программы:

Домбак Т.И.,  Тузовская О.А.                                  

Воспитатели.

г. Ленинск-Кузнецкий, 2022

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы……………………………………...

3

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….

3

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………………

11

1.3. Учебно-тематический план………………………………………………………….

13

1.4. Содержание программы……………………………………………………………..

14

  1. Комплекс организационно-педагогических условий………………………………

20

  1. Календарный учебный график……………………………………………………….

20

  1.  Условия реализации программы…………………………………………………….

20

  1. Формы контроля………………………………………………………………………

21

  1.  Оценочные материалы……………………………………………………………….

21

  1. Методическое обеспечение…………………………………………………………..

21

Список литературы……………………………………………………………………….

24

Приложения……………………………………………………………………………….

26

Пояснительная записка

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теремок» имеет художественную направленность, ориентирована на приобщение детей к творчеству, развитие их способностей, воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного.

           Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

           Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

           Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является важным в личностном становлении ребенка. И в это же время ребенок сталкивается в своей жизни с первыми изменениями – новой социальной ситуацией развития, к которой он должен адаптироваться – ребенок поступает в детский сад. Рабочая программа дополнительного образования «Теремок» направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Все остальные развивающие задачи имеют второстепенное значение, ведь первый опыт адаптации может оставить след на всю жизнь. В. С. Мухина утверждает, что «эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям». Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение, способствует быстрому привыканию детей к детскому саду. Более того, театральная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядиться.

             Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Карпинской Н., Николанчевой А., Фурминой Л., Ворошниной Л. и др. Они указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

             Действительно, в раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к моделированию и далее - к изобразительному действию («Как папа…», «Как мама…»), притом называя себя именами тех людей, действия которых воспроизводит; другими словами, он уже не подражает, а изображает взрослого.  

             Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в данный момент не видит - здесь требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи, как…?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т.п.). Как указывает Палагина Н.Н., понимание условного действия - это начало воображения.

              Взаимодействие взрослого с ребенком позволяет последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие («как будто»).Народная педагогика широко использует включение ребенка второго года жизни в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослый с шутливо-угрожающим выражением лица делает рожки из пальцев («Идет коза рогатая…») или предлагает «покататься на лошадке», усаживая на колени («По кочкам, по ухабам…»). На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает.

             Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение. Однако следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой другой) деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим, следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка: потребность в новых впечатлениях; потребность в самоутверждении.

              Потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения. Потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого. Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной. волевой, познавательной.

            Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследования по логопедической ритмике, проведенные Г.А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).

              Театрализованная деятельность благоприятствует нравственноэстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, воспитывает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь.

             Театрализованная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, формированию доброжелательного отношения к ровесникам, повышению его уверенность в себе и испытанию чувство радости от своего и совместного творчества.

              Рабочая программа дополнительного образования «Теремок» имеет художественную направленность, обеспечивает социально-личностное, познавательное, речевое и художественноэстетическое развитие детей в возрасте от 1г.6 м до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

              Программа ориентирована на благоприятную адаптацию детей к новым условиям детского сада, всестороннее развитие личности ребенка раннего возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи, эмоциональное развитие через приобщение детей к разнообразным видам театральной деятельности.

               Новизна Программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие эмоционального мира ребенка, речевого аппарата, овладение навыками общения, совместного творчества, развитие уверенности в себе. Посредством Программы реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей раннего возраста.

               Адресат Программы – дети раннего возраста от 1 года 6 месяцев до 3лет.

               Объем и срок освоения Программы – 1 год 4 месяца. Программа реализуется с января 2022 года по май 2023 года.

 Деятельность по Программе организуется 1 раз в неделю.

              Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности        

- Отличительные особенности реализации Программы:

 Участвуют только желающие дети;

 в основу положена игровая деятельность;

 комплексный характер;

 практическая направленность;

 социальное партнерство с родителями.

 Программа реализуется не на занятиях, а в различных видах детской деятельности – игровой, коммуникативной.

Актуальность и направленность

             В последнее время совершается активное реформирование системы дошкольного воспитания: увеличивается сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются новые программы дошкольного воспитания, оригинальные методические материалы. В свете этих прогрессивных перемен развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда предоставляется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Впрочем, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованная деятельность этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

             Одно из достоинств раннего возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Преобладание эмоций в оценке мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выставляет эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский).

               О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А.С.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

               Театр — один из наиболее демократичных и приемлемых для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, сопряженные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскованности. Развитию эмоциональной сферы ребенка, как одной из главных задач театрализованной деятельности отдается довольно много внимания.

                Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная – в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность - при минимальном участии педагога.

                 Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, проявлял желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных.

                 В кружке «Теремок» дети обогащают свой запас знаний о театрализованной игре, как об одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей и творческие способности.

                  Воспитание потребности взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, решение задач эмоционального, познавательного, речевого, художественно- творческого развития - все это делает Программу актуальной на сегодняшний день.

Цели и задачи реализации Программы

                   Цель Программы – создание благоприятных условий для успешной адаптации к новой социальной ситуации развития, развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

    Задачи:

 Способствовать эмоциональному развитию ребенка.

 Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 Развивать речевые навыки.

 Формировать опыт социальных навыков поведения.

 Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

 Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей в спектаклях, изготовителей декораций и костюмов.

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена с учетом важнейших дидактических принциповорганизации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире. Личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

Принцип вариантности. Предполагает понимание детьми возможности различных вариантов решения задач.

Принцип доступности. Учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.

Принцип систематичности и последовательности. Постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных норм.

Принцип наглядности. Учет особенностей мышления.

Принцип динамичности. Интеграция Программы в разные виды деятельности.

Принцип дифференциация. Учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр.        

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

              Программа предназначена для работы с группой детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет. Период раннего детства - чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального; у ребенка формируются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Ни в какой иной возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично. Это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

              В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. Как указывал выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин, ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия; при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отождествления ребенка с взрослым.

               Классики отечественной детской психологии указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

               Действительно, в раннем возрасте театрализованная деятельность близка к игре. Но в отличии от игры, она осуществляется на основе готовых сюжетов, реплик, движений. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся в играх-забавах, в хороводах, при выразительном чтении взрослым стихов и сказок. Что бы пробудить фантазию ребенка, можно обратиться к самым повседневным, знакомым объектам окружающего мира.

                Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точной передачи характерных особенностей персонажа. Гораздо важнее-желание ребенка желание участвовать в театрализованной деятельности, его эмоциональный отклик.

                 На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметноорудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.

                Однако следует помнить, что развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой иной) деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л. И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:

 1) потребность в новых впечатлениях;

2) потребность в самоутверждении.

                Первая - проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, речи, мышления, воображения. Вторая - стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрения взрослого. Однако только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

                В раннем детстве в жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. По мнению А.И. Захарова, «именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока». У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих и, в первую очередь, родителей.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами, развиваются действия соотносящие и орудийные.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

                Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они

совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметамизаместителями.

                Ранний возраст - возраст зарождения сюжетно-ролевой игры.

               Задача воспитателя формировать в этом возрасте предпосылки сюжетноролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками. Также воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий, объеденных сюжетной канвой. Подводить к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

                 К третьему году основной формой мышления становится нагляднодейственное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

                 Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувство гордости, стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

               Таким образом, ранний возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления об доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

1.2.Планируемые результаты реализации Программы

Успех реализации Программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагогов и родителей воспитанников к открытию уникальной художественной культуры через театрализованную деятельность;

- определение совместного пути взрослых и детей в мир театральной культуры.

Ожидаемые результаты освоения Программы:

 У ребенка развита эмоциональная отзывчивость на музыку, мультфильмы, литературные произведения;

 Развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

 Охотно включается в игры-импровизации, игры-драматизации.

 Появляется желание выступать перед зрителями.

 Развита способность к созданию выразительного образа в этюдах, играхдраматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.

 Появляется умение взаимодействовать с партнером.

 Развито умение создать образ с помощью куклы.

Материально-техническое обеспечение Программы

            Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по театрализованной деятельности «Теремок» основана на программе М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду».   Занятия проходят 1 раз в неделю по 10 минут в групповой комнате.

  1. В работе используется уголок, который включает следующие виды театра:
  •  пальчиковый театр;
  •  театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
  •  кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
  •  настольный театр;
  •  фланелеграф - театр картинок;
  •  театр масок;
  •  театр из картона;
  •  вязаный;
  •  театр из коробок, театр перчаток, театр конусный, театр на палочке.
  1. Музыкотека  
  2. Подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки и др. для инсценирования;

        

Организация деятельности по Программе

Программа рассчитана на 1 год 4 месяца. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять не более 7 воспитанников.

Деятельность проводится для детей 1 г. 6 мес. – 3 лет по 10 минут.

1.3. Тематический план организации деятельности по Программе с детьми от 1г.

6 мес. до 3 лет

Название

Количество

занятий

Форма

1 год обучения

1

«Давайте познакомимся»

1

Беседа

2-3

«Ладушки-ладушки, пекла бабушка оладушки»

2

Театральная игра

4-5

«Варись, варись, кашка…(Угостим бабушку)

2

Пальчиковая игра

6-7

«Коза –хлопота», «Идет коза рогатая»

2

Пальчиковый театр

8-9

«Мишка-косолапый», «Мишка-лежебока»

2

Театральная игра

10-11

«Почему медведь зимой спит»

2

Беседа

12-13

Знакомство со сказкой «Репка»

2

Слушание сказки, беседа

14-15

Драматизация сказки «Репка»

2

Кукольный театр

16-17

«Жил-был зайчик», «Заинька, походи»

2

Театральная игра

18-19

«Мы на луг ходили»

2

Беседа

Итого:

19

2 год обучения

1-2

«Мы делили апельсин»

2

Пальчиковая игра

3-4

«Курочка - красавица у меня жила»

2

Театральная игра

5-6

«Вышла курочка гулять»

2

Театр картинок

7-8

«Сказка о глупом мышонке»

2

Театральная игра        

9-10

«Мышата и котята»

2

Театральная игра

11-12

«Кто в гости к нам пришел?»

2

Беседа

13-14

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

2

Театральная игра

15-16

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»

2

Беседа

17-18

«Петушок наш не поет»

2

Театр картинок

19-20

«Угадай-ка»

2

Работа над этюдами

21-22

«Почему плакал котенок?»

2

Настольный театр

23-24

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

2

Слушание сказок, беседы

25-26

«Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»

2

Театральная игра

27-28

«Вся мохнатенька»

2

Кукольный театр

29-30

«Уточка и дудочка»

2

Театральная игра

31-32

«Стоит в поле теремок»

2

Настольный театр

33-34

«В тесноте, да не в обиде»

2

Театральная игра

35-36

«Два веселых гуся»

1

Работа над этюдами

Итого:

36

1.4. Содержание рабочей программы дополнительного образования.

             Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

            В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.

               Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро ребенок запомнит связь между словами и движениями и сам станет стараться повторять их со взрослыми.

               Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. игры с пальчиками помогают развить в ребенке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Уже годовалому крохе полезно играть со взрослыми в забавные и веселые игры.

              Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все от игрушек до чисел и букв. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков.

               Ребенку 2-3 лет нравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто».

Виды театра для детей раннего возраста.

Пальчиковый театр.

Кукольный театр.

Театр рукавичек

Театр резиновой игрушки

Театр картинок (фланелеграф)

Театр кружек

Театр народной игрушки

                 Все выше перечисленные виды театров направлены на развитие речи, мелкой моторики рук (пальчиковые игры, пальчиковый театр, перчаточный, театр рукавичек), на развитие воображения, памяти, творческих способностей детей раннего возраста.

                 Также представленные виды театров будут способствовать звукоподражательной, звукопроизносительной стороне речи, грамматическому строю языка.

Система управления театральными куклами.

Для всех видов кукольных театров способ управления один и тот же. Игрушка должна «ожить» в руках взрослого и начать «разговаривать» с малышами. Для этого во время чтения потешки, пения песенки или участия в сказке кукла должна в такт речи взрослого плавно покачиваться, общаясь с детьми. Если нужно управлять одновременно двумя игрушками, то та, которая в данный момент «говорит», покачивается, а другая в это время замирает в руках взрослого и внимательно «слушает». Затем наоборот, та, которая «слушала», начинает плавно покачиваться в ритме речи взрослого, а другая в это время внимательно «слушает». Прежде чем показать детям какую-либо сказку, нужно провести этюды с куклами, то есть познакомить малышей с каждым героем поочередно: показать куклу, назвать ее, предложить малышам потрогать ее, рассмотреть вместе с ними все ее части, (например, где у нее глазки, носик, ротик, ушки, хвостик), дать детям самим внимательно изучить игрушку, поиграть с ней. Затем нужно прочитать им потешку, спеть песенку о данном персонаже (лучше не один, а несколько раз подряд). Показывать одну и ту же игрушку нужно также несколько раз, при этом внимательно наблюдать за реакцией детей. Когда станет ясно, что дети хорошо «изучили» данную игрушку, можно показывать следующую и так далее. После того, как малыши познакомятся со всеми персонажами, можно начинать показ самой сказки.

               Спектакль должен сопровождаться песенками героев или народными мелодиями. Очень хорошо знакомить детей с новыми сказками, но и периодически возвращаться к хорошо знакомым. Для детей это будет настоящим подарком. Они с радостью вспомнят сказку, узнав полюбившихся персонажей, будут активно реагировать на происходящее, хлопая в ладошки, болтая ножками, улыбаясь и героям, и ведущим.

               После просмотра каждого спектакля можно прочитать малышам одноименную сказку и вместе рассмотреть иллюстрации, повторяя пройденный материал. Пусть дети покажут на картинках героев сказки, а также продемонстрируют, как рычит волк, как блеет коза, как кудахчет курочка, как лает собачка.

                Виды театров многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и делают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

Перспективное планирование для детей раннего возраста (1,6-3 года)

Месяц

Тема

Содержание деятельности

1 год обучения

1

Январь 2022

«Давайте познакомимся»

- рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных

игрушек, персонажей для настольного театра, игра «Скажи свое имя ласково»,

народная игра.

2-3

«Ладушки-ладушки, пекла бабушка оладушки»

- прослушивание в аудио записи, повтор движений вместе с педагогом.

4-5

Февраль 2022

«Варись, варись, кашка…(Угостим бабушку)

Активизировать мелкую моторику рук, устанавливать связь между речевой и двигательной функциями.

6-7

«Коза-хлопота», «Идет коза рогатая»

- Приучать детей слушать песни в исполнении педагога, наблюдая за действиями настольного театра. Театр биба-бо (коза)

8-9

Март 2022

«Мишка-косолапый», «Мишка-лежебока»

- ряженье, имитационные упражнения

«Изобрази персонажа», свободные веселые

танцы.        

10-11

«Почему медведь зимой спит»

- слушание аудио записи, имитационные

упражнения. Создать веселое настроение,

повтор движений за героями песенки.

12-13

Апрель 2022

Знакомство со сказкой «Репка»

- слушание аудио записи, имитационные

упражнения.

14-15

Драматизация сказки «Репка»

- пересказ сказки с использованием

пальчикового театра, имитационные

упражнения, игра «Изобрази персонажа»,

хоровод.

16-17

Май 2022

«Жил-был зайчик», «Заинька, походи»

- Поддерживать интерес к театрально-художественной деятельности,

совершенствовать двигательную

активность в играх со стихотворным

сопровождением.

18-19

«Мы на луг ходили»

- имитация различных музыкальных

инструментов. Учить ходить по кругу,

проговаривая текст.

Итого:

19

                2-год обучения

1-2

Сентябрь 2022

«Мы делили апельсин»

- эмоционально-артикуляционная

гимнастика.

Пальчиковая гимнастика-развитие мелкой

моторики рук.

3-4

«Курочка - красавица у меня жила»

- эмоционально-артикуляционная

гимнастика.

5-6

Октябрь 2022

«Вышла курочка гулять»

- Поощрять стремление детей участвовать

в создании игрового образа при помощи

движений, совершенствовать двигательную

активность детей.

7-8

«Сказка о глупом мышонке»

- познакомить детей с новым театром,

приучать внимательно слушать

произведение, наблюдая за действиями

педагога. Настольный театр на кружках.

9-10

Ноябрь  2022

2022

«Мышата и котята»

- упражнение на интонационную выразительность

11-12

«Кто в гости к нам пришел?»

- привлекать детей к участию в спектакле,

учить имитировать движения животных,

различать звук по высоте ритму.

13-14

Декабрь 2022

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

-Разыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Элементы костюмов: курочка – шапочка, дед – шляпа, баба – платок, мышка – шапочка с ушами. Русская народная сказка «Курочка Ряба».

15-16

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»

- Беседа по потешкам, их разыгрывание. Пляска с игрушками.

- Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь.

17-18

Январь 2023

«Петушок наш не поет»

- Разыгрывание потешек.

- Сочинение сказки «Петушок наш не поет». - - Подвижная игра «Сова».

- Формировать умение движениями разыграть потешку. Побудить сочинять сказки с помощью педагога и разыгрывать их с куклами.

19-20

«Угадай-ка»

- Отгадывание загадок. Картинки-отгадки. Ряжение.

- Имитационные упражнения «Изобрази героя».

21-22

Февраль 2023

«Почему плакал котенок?»

- Рассказывание сказки «Почему плакал котенок?» с использованием настольного театра.

- Беседа по содержанию сказки. Подвижная игра «Котята».

- Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

23-24

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

- Познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские воспоминания.

- Чтение сказки и беседа по содержанию.

25-26

Март 2023

«Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»

- Учить детей рассказывать сказку «Лиса, заяц и петух». с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

27-28

«Вся мохнатенька»

- Песенки: «Ой ты, заюшка-пострел, «Как у нашего соседа», «Заяц Егорка».

- Развивать интерес детей к театрально-игровой деятельности. Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Поощрять стремление сопровождать стихотворение самостоятельно придуманными жестами.

29-30

Апрель 2023

«Уточка и дудочка»

- В. Драгунский «Уточка и дудочка». Маски с изображением персонажей сказки.

- Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в театральной деятельности.

31-32

«Стоит в поле теремок»

- Русская народная сказка «Теремок». Настольный театр. Беседа по содержанию сказки.

- Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.

33-34

Май 2023

«В тесноте, да не в обиде»

- Русская народная сказка «Теремок». Герои персонажи настольного театра. Отгадывание загадок. Маски-шапочки. Разыгрывание сказки.

- Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.

35-36

«Два веселых гуся»

- Прослушивание фонограммы песни «Два веселых гуся». Разыгрывание движений к тексту песни.

- Развивать память физических ощущений; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомимические навыки.

Итого:

36

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

1 год обучения (1,6-2):

Количество учебных недель – 19 недель;

Количество часов – 3 часа (190 минут).

2 год обучения (2-3 года):

Количество учебных недель – 36 недель;

Количество часов – 6 часов (360 минут).

Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Теремок», утверждается приказом по учреждению, составляется для каждой учебной группы (Приложение 1).

Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций учащихся представлены в учебном плане, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года.

2.2. Условия реализации программы

Материально-технические ресурсы.

Помещения для занятий:

Музыкальный зал – оборудован в соответствии с требованиями СанПиН.

Технические средства:  

  • звуковая аппаратура,
  • микрофоны;
  • музыкальный центр;
  • флеш носитель;
  • синтезатор;
  • ноутбук;
  • СD проигрыватель с USB выходом;
  • аудиозаписи.

Наглядный материал:

  • иллюстрации;
  • маски-шапочки;
  • театральные костюмы;
  • портреты композиторов, писателей;
  • пиктограммы с изображением эмоций;
  • настольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • варежковый театр;
  • куклы Би-ба-бо.

        Информационное обеспечение: методическая литература, интернет-ресурсы.

        Кадровое обеспечение: реализацию данной программы воспитатели, I квалификационной категории.

2.3. Формы контроля

1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

1. Журнал посещаемости.        

2. Наблюдение, беседа.

3. Результат участия воспитанников в различных мероприятиях – дипломы, сертификаты, грамоты и т.д.

2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов-

Выступление.

2.4. Оценочные материалы

Для того, чтобы определить уровень знаний, умений и навыков детей, посещающих театральную студию, а также их благополучное развитие, необходимо знать их исходный уровень. Для этого проводится диагностирование. За его основу взяты материалы диагностики Эвелины Чуриловой, описанные в книге «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников», 2001г.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае (Приложение 2).

2.5. Методическое обеспечение

Основными методами являются следующие:

1. Чтение педагога по книге или наизусть.

2. Рассказывание педагога.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

Методические приемы:

  1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
  6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
  7. Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
  8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
  9. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
  10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия по театрализованной деятельности могут включать в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры- драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях строится поэтапно:

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок еще в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Список сказок, используемых в работе с детьми:        

        К.Чуковский «Цыпленок»

        Русская народная сказка «Курочка ряба»

        Русская народная сказка «Маша и медведь»

        Русская народная сказка «Репка»

        С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

        Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

        В. Драгунский «Уточка и дудочка»

        Русская народная сказка «Теремок»

Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Театрализованные средства:

  • Специальные театральные этюды и упражнения;
  • Игры на превращения;
  • Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
  • Ритмопластика;
  • Игры на развитие двигательных способностей;
  • Ритмический этюд;
  • Музыкально-пластические импровизации;
  • Жесты;
  • Артикуляционная гимнастика;

- зарядка для губ,

- зарядка для шеи,

- зарядка для языка.

  • Упражнения на дыхание;
  • Сочини сказку;
  •  Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
  • Скороговорки.

Список литературы

  1. Антипина Е.А. Методические рекомендации «Театрализованная деятельность в детском саду». Москва 2009г.
  2. Гончарова О.В. «Театральная палитра» - программа художественно-эстетического воспитания. Под ред. Москва 2010г.
  3. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»; Москва «Вако» 2007
  4. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Москва. 2010 г.
  5. Е.В.Котова, Кузнецова С.В., Романова Т.А. Методическое пособие «Развитие творческих способностей дошкольников».           Москва. 2010г.
  6. Маханева М.Д. «театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c. 121
  7. Микляева  Н.В. Методическое пособие «Сказкотерапия в ДОУ и семье. Москва 2010
  8. Поляк Л. «Театр сказок» (сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников) Детство-Пресс, 2008г
  9. Петрова Т.И. , Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
  10. Рахмановская О.А. «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» Журнал « Воспитатель ДОУ» №4 2009г.
  11. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких» (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. — М. : Линка-Пресс, 2009. — 224 с.
  12. Штанько И.В. «Воспитание искусством в д/с»; Москва, Творческий центр «сфера»2007г.
  13. Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н.; - СПб.:СПбАППО, 2008
  14. Л.М. Шипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова  «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.

Приложение 1

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веснянка»

Группа

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий в неделю

Группа раннего возраста –5 месяцев

Январь

Май

19

19

190

1 раз в неделю

1 младщая группа – 2 год обучения

Сентябрь

Май

36

36

360

1 раз в неделю

Приложение 2

Параметры педагогического анализа знаний и умений детей

Фамилия,

Имя ребенка

Владение выразительными движениями и интонацией

Умение различать настроение персонажей

Умение пользоваться театральным оборудованием

В

СР

В

В диагностической таблице используются следующие обозначения:

В – высокий;        

СР – средний;

Н – низкий.

На основе полученных данных делаются выводы, определяется какой форме деятельности необходимо уделять большее внимание, разрабатываются способы устранения недостатков.

Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение;  познавательные процессы фантазии).
  3. Умение различать эмоциональные состояния героев
  4. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
  5. Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность

 

Критерии уровня

Высокий

Средний

 Умеет передавать образ, с помощью выразительных средств;

 Умело действует с любым видом театра, который он выбрал;

Составляет сказку выразительно, увлеченно, целенаправленно;

Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей;

Большая сосредоточенность внимания.

Пытается выполнить задание, но испытывает большие трудности, не может самостоятельно показать сценку, отрывок, средства передачи образа очень ограничены, действия с игрушками театра однообразны, речь маловыразительная; 

С трудом  различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей;

Плохая усидчивость и низкая сосредоточенность внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Дополнительная общеобразовательная программа Художественно – эстетической направленности «Теремок»

Цель программы - формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная программа Художественно – эстетической направленности «Теремок» для детей 3 – 7 лет

Занятия театральной деятельностью помогают развить ин¬тересы и способности ребенка; способствуют общему разви¬тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации ...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...