Памятка для родителей "Учим звуковому анализу слов»
консультация (подготовительная группа)

Памятка для родителей "Учим звуковому анализу слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

                              «Учим звуковому анализу слов»

  Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.

  Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.

  Цель данной памятки: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.

 Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:

-активизировать знания родителей о звуках и буквах;

-уточнить представления о гласных и согласных звуках;

-учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

-научить правильно выполнять звуковой анализ слова;

-воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

  Итак, какие же бывают звуки?

Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.

Всегда твердые согласные: [ш] [ж] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

 Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.

Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

  Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

  Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в  том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики

                                       План анализа слова:

Выдели голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

Выдели голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Третий звук и т.д.

«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

Сколько всего звуков в слове?

Сколько гласных звуков в слове?

Сколько согласных твердых (мягких) звуков?

  Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Примерные игровые задания

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова ДОМ.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).

- Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).

- Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).

- Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).

- Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).

Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)

Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

ПАМЯТКА для родителей.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то, что мы слышим и произносим.Буква...

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

Рекомендации для родителей по проведению звукового анализа у старших дошкольников....

Памятка по выполнению звукового анализа слов

Памятка для родителей по выполнению звукового анализа слов....

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

Что такое звуковой анализ слова.Как выполнять.Подсказка для родителей....

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

Памятка предназначена родителям, чьи дети скоро пойдут в школу и уже начинают изучать грамоту....

памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:Наша речь состоит из предложений.Предложение - это законченная мысль.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков. Для...

Памятка для родителей "Звуковой анализ слов"

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый). З...