Консультация для родителей "Использование дидактических игр для развития памяти детей с ЗПР"
консультация

Предложенные игры помогут развивать память детей дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр для развития памяти детей с ЗПР

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить, он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила поведения и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти. Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании и воспроизведении различного материала.

Память дошкольников с задержкой психического развития носит непроизвольный характер. Непроизвольная память – это запоминание материала без постановки цели запоминать и без специальных, направленных на это усилий. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекающие к себе внимание ребёнка, могут непроизвольно запечатлеться в его мозгу.

Главное, что характеризует качественное изменение в памяти ребёнка дошкольного возраста – это переход от непроизвольных к произвольным её процессам.

Произвольная память характеризуется, прежде всего, тем, что она направлена на запоминание определённых объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель – запомнить-выполнить.

Дети с ЗПР, как правило, не эмоциональны, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками, с трудом запоминают. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный чувственный опыт. Детям с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти (под ней в психологии традиционно понимается память на всё многообразие конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и т.д.), должны отвечать следующим требованиям:

  • процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина, пространственно расположенные части объекта и объектов относительно друг друга, их количество и т.д.;
  • процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предмета);
  • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
  • необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок;
  • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строиться с учётом выделенных этапов этого процесса.

Важное условие результативного использования дидактических игр – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Дидактические игры:

1. В произвольном порядке разложите на столе 5 – 7 предметов (или картинок). Ребёнку (или группе детей) предложите рассмотреть их (примерно 10 сек.). Отвернувшись от стола, ребёнок должен назвать предметы в заданной последовательности.

Вариант: «Картинка спряталась» – определить, какая картинка исчезла.

2. Покажите ребёнку 5 – 6 предметов, затем, когда ребёнок отвернулся или вышел, расположите их в разных местах, доступных взору. Ребёнок должен отыскать предметы. Как и предыдущая игра, эта выполняется в речевом сопровождении ребёнка или молча.

3. Положите один на другой 7 – 8 предметов. Предложите ребёнку назвать их снизу вверх и сверху вниз. Рассмотрев предметы (20 – 30 сек.), отвернуться и назвать их в том же порядке.

4. Не глядя больше на предметы, назвать, какого они цвета.

5. «Ищи безостановочно» – посмотрев вокруг 15 – 20 сек., найти предметы одного цвета (одной формы), назвать их. При групповой работе выигрывает тот, кто назовёт последним предмет.

6. Показать ребёнку 6 – 7 карандашей (20 сек.), убрав их, предложить ребёнку перечислить их в предложенной последовательности.


7. 5 – 6 человек стоят в шеренге. Водящий смотрит на строй (40 – 50 сек.), затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.
Вариант: дети меняются местами (2 – 3 чел. или все), надо восстановить шеренгу.


8. «Позы» – каждый из стоящих в шеренге (до 6 чел.) принимает какую-то позу. Рассмотрев их, водящий должен воспроизвести некоторые из них (с указанием того, кто как стоял) или все. Остальные спокойно стоят и оценивают правильность воспроизведения поз.


9. Предложить детям до 10 предметов, дать им рассмотреть их, предупредив, что будут заданы про эти предметы разные вопросы (привести примеры вопросов: какого цвета сумка, что сделано из стекла, что вышить на салфетке и т.д.). Дети должны ответить на произвольные вопросы про рассмотренные ими предметы.


10. «Ничего не вижу» – с закрытыми глазами выполнить какое-то знакомое действие (постелить постель, подмести пол, убрать со стола, переставить предмет с одного места на другое).


11. Начертить на земле (или мелом на линолеуме) круг (квадрат, треугольник), предложить ребёнку пройти по контуру фигуры сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
Вариант игры: «Ходьба по букве» – ребёнок или группа детей цепочкой идут по написанной букве, затем без рисунка по заданию педагога (или родителей) проходят «Как если бы было написано», затем сами задумывают букву и «проходят её». Упражнение поможет закрепить графический облик буквы.


12. С закрытыми глазами переливать воду из одного стакана в другой.


13. Определить на ощупь, какая крупа (рис, гречка), соль или сахар, чай или кофе.


14. Узнать различные предметы, употребляемые в быту, по звуку, который они издают при падении на пол: карандаш, ложка, книга и др.
15. Во время прогулки уловить и запомнить как можно больше звуков (звенит трамвай, шуршат листья под ногами, лает собака и т.д.). Затем их припомнить, рассказать о них.


16. Без пересчёта определить, каких спичек больше в кучке: хороших или горелых и т.д.


Цвет и форма   (зрительная память)

У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши. Кто-то, отойдя в сторону, быстро чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5 – 10 секунд показывает остальным играющим свой рисунок.

Все должны возможно точнее его скопировать. Трое, сделавших это лучше других, поощряются.

Теперь другой игрок за несколько секунд делает свой рисунок, другие копируют его по памяти.

Игра продолжается до тех пор, пока то же самое не сделают 5 – 8 человек, причём рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование даётся больше времени.

Движение по памяти

(зрительная память)

Двое играющих чертят сами для себя на полу или на земле одну зигзагообразную линию. Один чертит два метра, другой продолжает эту линию тоже на два метра. Они могут несколько минут изучать её, чтобы хорошо запомнить, и после этого пройти по ней из конца в конец спиной вперёд. Одни движется по линии, а другой – громко считает, сколько раз тот с неё сошёл, затем они меняются ролями.

Запомни фигуры

Для этой игры лучше всего иметь обычную школьную доску, но можно использовать и любой фанерный щит. Главное, чтобы на нём было удобно рисовать мелом (белым или цветным).

Ведущий рисует одну за другой (стирая поочерёдно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется несколько секунд (7), затем стирается и на её месте рисуется новая.

Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своём листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Игру можно усложнить, разделив всех играющих на две команды и устроив соревнование, какая из них быстрее и точнее выполнит задание.

Вариант игры: все фигуры могут быть нарисованы заранее на отдельных листах, и показываться ребятам по очереди. Основное условие игры – все фигуры должны быть просты для запоминания, и их количество не должно превышать 10.

Какие это могут быть фигуры? Равносторонний треугольник, квадрат, окружность, вписанная в квадрат, окружность, описанная вокруг равностороннего треугольника, квадрат с крестиком внутри, квадрат с одной диагональю, окружность с вписанным в неё крестом, маленький круг внутри большого, крест и т.п.

Где стереть

(зрительная память)

На классной доске на листке бумаги каждый ребёнок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы…

Скопируй позы

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно её повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2 – 3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой. И вновь пары меняются ролями. Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвёл позы. После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д., и игра продолжается по тем же правилам.

На ком оборвётся?

(слуховая память)

Число играющих должно быть чётное. Все садятся в круг и рассчитываются на первый – второй. Первые – одна команда, вторые – другая.

Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым, третий повторяет первые два слова и говорит своё (например: крыша, булка, Иван и т.д.). Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательность слов, и тогда его команда проигрывает.

Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.

Восстанови память

(зрительная память)

Для игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой (можно нарезать их из тетради в клетку).

На большом листе зачёркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачёркнуты на большом листе, и после того как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.

Выигрывают те ребята, которые выполнили это задание правильно.

Игру при желании можно усложнить, зачёркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачёркнуты, но ещё и то, какого они цвета.

Вспомни, не глядя

(зрительная память)

Каждый ли из нас хорошо представляет то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живёт, в классе, где учится?

Внезапно, никого не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше – Коля или Витя и т.п.

Рисование со слов

(слуховая и зрительная память)

Для проведения игры необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, например, дом, из трубы которого идёт дым, а в небе летают птицы.

Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет её. Тот, кто её увидел, шёпотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шёпотом пересказывает услышанное третьему и т.д. Последним узнаёт содержание картины тот, кто будет её изображать.
То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.


Рука всё помнит  (сенсорная память)


Ведущий раскладывает на столе 6 – 10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20 – 30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: Дидактические игры по развитию речи детей

Помещаю одну из консультаций для родителей развитию речи в дидактических играх....

Консультация для родителей : "Мнемотехника, как средство развития памяти детей"

Консультация  для родителейМнемотехника, как средство развития памяти детей...

Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"

Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так же снижается и интерес к литературе. Всл...

Консультация для родителей " Мнемотехника, как средство развития памяти детей "

Консультация  для родителей " Мнемотехника, как средство развития памяти детей "...

«Дидактические игры в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста»

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – период интенсивного психического и физиологического развития. Главной особенностью развития памяти у детей среднего дошкольного возраста является непроизво...