Консультация для родителей: " Что такое дисграфия, как помочь ребёнку?"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей детей логопедических групп. Направлена на то, чтобы в школе максимально помочь ребенку преодолеть трудности при обучению письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_disgrafii.docx99.94 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое дисграфия, дислексия?

Как помочь своему ребенку

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Рассматривая различные виды нарушений письма выделим группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

Одна из основных групп риска – это дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (даже тяжелый токсикоз можно отнести к причине).

2.Еще одна группа риска – это дети ослабленные, часто болеющие.

3.Группа риска – дети с различными неврологическими нарушениями.

4.Большую группу риска составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы ( например: не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, не умеет завязывать шнурки).

5.Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.

6.Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка.

Характер ошибок на письме у данных групп риска:

1. Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).

2. Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.

3. Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с…).

4. Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.

5. Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.

Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право - лево.

При раннем обучению письму зеркальное написание встречается гораздо чаще. Причина – позднее созревание тех отделов коры головного мозга, которые отвечают за пространственный анализ.

Также сложности с письмом отмечаются у детей с неправильной артикуляцией звуков (неправильное произношение звуков).

Рекомендации родителям

Что нельзя?

Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

Нельзя усаживать ребенка читать большие тексты,  писать с ним большие диктанты. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача – написать букву правильно!

 Нельзя ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Работайте с ребенком спокойно, без упреков, не торопите его, хвалите его.

 Нельзя устраивать ребенку проверки на скорость чтения.

Нельзя стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Советы   родителям    

Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму. Чтобы ребенок производил звуко – буквенный анализ, запоминал порядок звуков.При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.

При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные  игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет  наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит ( или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.

Упражнение "Корректурная проба".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.  
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

Упражнение "Пишем вслух". Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово! Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок  имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. Ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.Красивые рамки для оформления текста в ворде готовые образцы картинки: Рамк...

Успехов в обучении в школе!!!

С уважением, учитель-логопед

Светлана Александровна

https://i.artfile.ru/3338x2644_1183965_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg

Говоруша советует:

«Что такое дисграфия,

дислексия.

Как помочь своему

ребенку?»

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Что такое хорошо? Что такое плохо?

Дети наша радость, и главной целью в жизни каждого родителя является правильно воспитать своего ребёнка. Но стоит вопрос, какое поведение является правильным? Каждый ребёнок уникален и неповторим. Его...

Консультация для родителей "Что такое счастливый ребёнок и как помочь ему стать счастливым?"

Консультация для родителей "Что такое счастливый ребёнок и как помочь ему стать счастливым?"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

В методической разработке содержаться конкретные упражнения, которые можно выполнять с детьми....

Консультация для родителей. "Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе"

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школеВеселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником ...

Консультация для родителей «Весна — такая прекрасная и такая опасная»

Советы родителям - ка избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы....

Консультация и обучающее занятие для родителей "Что такое дисграфия"

Определение дисграфии, причины, как выявить и как помочь....

консультация для родителей "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО..."

Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого...