Консультация и обучающее занятие для родителей "Что такое дисграфия"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Рожкова Ольга Васильевна

Определение дисграфии, причины, как выявить и как помочь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое дисграфия? Как своевременно выявить предпосылки этого недуга? Как помочь? Консультация для родителей учитель-логопед Рожкова О.В.

Слайд 2

Причины: Патологии беременности, родов, асфиксии; Детские инфекции, длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов; Двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых; Позднее появление речи; Нарушение звукопроизношения; Нарушение в распознавании фонем (звуков речи) и букв; Нарушение мелкой моторики; Нарушение в развитии лексико-грамматической стороны; речи (бедный словарный запас, незнание обобщающих и родовых понятий и т.д.).

Слайд 3

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Слайд 4

Симптоматика дисграфии с тойкие, повторяющиеся ошибки, не используют заглавные буквы, знаки препинания, ужасный почерк, буквы неверно ориентированы в пространстве, путают похожие по начертанию буквы: З и Э, Р и Ь, могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или "крючок" в букве Щ.

Слайд 5

Распространенные дисграфические ошибки 1 . Искаженное написание букв: - Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У; – добавление лишних элементов; – б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . – зеркальное написание букв. 2. Искажения структуры слова: – прта – парта, моко – молоко – весёлы (весёлый) – добавления букв, слогов; – повторение букв, слогов 3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка). 4. Искажения структуры предложения: – раздельное написание слова; – слитное написание слов; – повторения слов.

Слайд 6

Слитное написание слов в предложении (особенно предлогов со словами). НАПРИМЕР: Девочка пошла в лес . – Девочка пошлавлес . Написание предложений и текста без знаков препинания. Неправильное согласование слов в предложении. НАПРИМЕР : У мальчика синяя куртка. – У мальчик синий куртка.

Слайд 7

Кто поможет? Логопед. Проведет детальную диагностику, выявит имеющиеся нарушения, начнет коррекционную работу. Психолог. Проведет анализ психического развития ребенка, поможет (если необходимо) в коррекционной работе. РОДИТЕЛИ. Закрепят все те задания и рекомендации, которые дадут специалисты

Слайд 8

Практические игры и упражнения Графические упражнения - Заштрихуй контур; - Соедини точки; - Дорисуй вторую половину; - Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре); - Игра «Найди выход из лабиринта»; Нарисуй так же (по клеточкам); Графические диктанты.

Слайд 9

Практические игры и упражнения

Слайд 10

Практические игры и упражнения Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза) Примерные варианты: Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая. Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.

Слайд 11

Практические игры и упражнения Физкультминутка, пальчиковая гимнастика Упражнение «Замок». Упражнение « Кулак-ребро-ладонь». Упражнение «Ухо-нос». Упражнение «Носик – « Ушко – Макушка»

Слайд 12

Практические игры и упражнения Упражнение «Прочитай и запиши слоги»

Слайд 13

Практические игры и упражнения Упражнение «Реши примеры» Пропо – про + это – о Сок – к + ночи – но + ня + ет Кисти – ки + хоры + тво – ры +ре + сени + е - се Поэт сочиняет стихотворение.

Слайд 14

Практические игры и упражнения Упражнение «Сложи по заданным слогам» Сложи 1-ые слоги Дорога машина Богаты лопата топить Дома Болото

Слайд 15

Практические игры и упражнения Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту»

Слайд 16

Практические игры и упражнения Упражнение «Расставь точки»

Слайд 17

Главное – помнить , что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.

Слайд 18

Рекомендации родителям для профилактики дисграфии у ребенка. Используйте игры и упражнения, направленные на развитие звуко-буквенного анализа, развитие речевого слуха . Например: назовите ребенку какое-либо слово и попросите назвать место определенной буквы в этом слове; определите с ребенком какие звуки и буквы повторяются в слове и т.д. Повторяйте алфавит. Выясните какие буквы гласные, какие согласные. Выкладывайте с ребенком буквы из разных предметов (проволоки, бусинок, веревочек и др.), обращая внимание на элементы этих букв

Слайд 19

Будьте примером для ребенка Если соединения букв неправильные или буквы «скачут» по строке, уделите внимание развитию мелкой моторике. Если слитно пишет слова в предложении, прочитывайте это предложение вместе, попросите ребенка проговорить это предложение, посчитайте сколько слов в предложении, запишите и проверьте столько же или нет. Если вас что-то тревожит в развитии письма ребенка обратитесь к специалистам.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

Источники: Нодельман В.И. Письменная речь: развитие, нарушения, диагностика, коррекция [Текст]: учебное пособие/ В.И. Нодельман . – Восточно- Сибирская государственная академия образования. – [ 2-е издание, переработанное и дополненное] – Иркутск: Издательство ВСГАО, 2011. – 152с. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов. [Текст]: книга для логопедов/ Л.Н. Ефименкова . – М.: Просвещение, 1991. – 122с. 3. Дисграфия и дизорфография : изучение, методика, сказки [Текст]:/О. Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина , Т.В. Николаева. – СПб: КАРО, 2008. –544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дисграфия?

Консультация на тему дисграфии, ее предупреждения у детей с ОНР...

Что такое дисграфия? Консультация для родителей

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций,...

консультация с родителями детей, обучающихся в условиях логопункта "Оптическая дисграфия"

В конспекте представлены материалы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»

Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»    Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что ...

Консультация для родителей: " Что такое дисграфия, как помочь ребёнку?"

Консультация для родителей детей логопедических групп. Направлена на то, чтобы в школе максимально помочь ребенку преодолеть трудности при обучению письму....

Консультация для родителей на тему: «Что такое «дисграфия» и «дислексия»?»

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач начинают искать непосредственно в шко...

Консультация для педагогов на тему: «Что такое дислексия и дисграфия?»

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функци...