Причины отклонений в речевом развитии
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале приводятся факторы, которые могут стать причиной отклонений в речевом развитии ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
![]() | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Почему у ребенка нарушается развитие речи?
Воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора является причиной отклонений в развитии речи.
В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию.
В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:
- наследственные (генные и хромосомные заболевания);
- гипоксические (внутриутробная гипоксия — кислородное голодание);
- травматические (внутричерепные кровоизлияния);
- биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших);
- заболевания матери во время беременности (острые и хронические).
Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», листериоз, токсоплазмоз, сифилис.
Среди хронических заболеваний наиболее опасны для развивающегося организма эндокринные заболевания матери (сахарный диабет, гипотериоз и др.);
- химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипо и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов);
- радиоактивное облучение;
- иммунологическая несовместимость по К.Н и антигенам крови матери и плода;
- социально-психологические.
При внутриутробных поражениях мозга исследователи отмечают наиболее тяжелые речевые нарушения, которые нередко сочетаются с сенсорными и интеллектуальными нарушениями и с патологиями опорно-двигательного аппарата.
В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:
- асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);
- травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология).
В постнатальный период развития ребенка возможно влияние следующих тератогенных факторов:
- наследственных, проявляющихся в период становления речи;
- травматических (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы);
- биологических;
- ослабленного соматического состояния ребенка;
- химических;
- социально-психологических.
Вредоносные факторы | Вероятные формы речевой патологии |
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ | |
Внутриутробная гипоксия | нарушения речи коркового генеза (алалия, дизартрия), (задержка речевого развития) |
Внутричерепное кровоизлияние, обусловленное слабостью сосудистых стенок | алалия (моторная или сенсорная), дизартрия, неврозоподобное заикание. |
Воздействие вирусов | Внутриутробный менингоэнцефалит и замедление скорости деления клеток мозга |
Химические факторы | |
Бесконтрольный прием лекарственных препаратов (сульфаниламидов, антибиотиков, гормональных препаратов) Прием препаратов группы кортизонов, а также перенасыщение организма плода витамином А | речевая патология коркового генеза врожденная расщелина нёба |
Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по КН | Нарушения слуха и подкорковые дизартрии |
НАТАЛЬНЫЕ | |
асфиксия или внутричерепная родовая травма | отставание в психо-речевом развитии |
ПОСТНАТАЛЬНЫЕ | |
наследственных, проявляющихся в период становления речи | заикание; ринолалия, механической дислалия, алалии, дисграфия, дислексия |
Травматизация (черепно-мозговая травма), произошедшая до трехлетнего возраста, при которой пострадали клетки коры головного мозга; травматизации в дошкольном возрасте; поражение клеток подкорково-корковых областей, а также двигательных корково-ядерных путей, ядер, корешков и периферических отделов отдельных черепно-мозговых нервов | Алалия, афазия дизартрия |
нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов | локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи |
Комплексное взаимодействие химических тератогенных факторов и соматических заболеваний | отставание психоречевого развития |
неправильное воспитание в семье либо в условиях несемейного воспитания у детей наблюдается психическая депривация | речевой негативизм и нарушение коммуникативной функции речи. |
длительные психотравмирующие ситуации в семье | заикание |
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Родители смогут узнать о причинах речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-589759-1423750400.jpg)
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
В статье раскрываются наиболее частые причины отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-954498-1507865521.jpg)
Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-329627-1513513195.jpg)
Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-568856-1421944571.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124878-1552224685.jpg)
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...