Консультация для родителей "Агрессия у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Фелькер Татьяна Юрьевна

Детская агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы. В данной консультации есть рекомендации, как справляться с детской агрессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnye_deti_.konsultatsiya_dlya_roditeley.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Агрессивные  дети

Детская агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются острыми и труднопереносимыми в силу незрелости его нервной системы.

Признаки агрессивности:

- недостатки воспитания;

- низкий уровень эмоционально-волевой сферы ребенка;

- несформированность механизмов саморегуляции поведения;

- неблагополучие семьи;

- страх ребенка быть обиженным, отверженным, никому ненужным;

- некоторые соматические заболевания, поражения головного мозга;

- негативное (жестокое, безучастное) отношение (взрослого, сверстников) к ребенку;

- агрессивное поведение окружающих;

- демонстрация насилия по телевизору и др.

Порой агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Иногда, не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе сверстников.

Физическая агрессия выражается как в драках (направлена на людей), так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки, вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки и вещи в других детей или взрослых.

Вербальная агрессия выражается словами: дети ругаются, дразнят, оскорбляют других.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат. Они часто раздражаются, спорят, ругаются, сердятся, легко ссорятся, вступают в драку; отказываются сделать что-либо; теряют над собой контроль; любят быть первыми, командовать, подчинять себе других. Такие дети  не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Они очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Как помочь детям, проявляющим агрессивность?

1. Работа с гневом. Нужно научить ребенка выражать свои неудовольствие и гнев в социально приемлемых формах.

В нашей культуре принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». «Осевшие» внутри негативные чувства могут привести к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечным заболеваниям. В один прекрасный день «копилка гнева» может «лопнуть», и тогда возможны крики, истерики, ссоры, драки.

Как же ребенку освобождаться от гнева? Дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты:

- поколотить (попинать) подушку;

- слепить фигурку обидчика из глины, теста, пластилина,  потом смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить;

- нарисовать, смять (разорвать) и швырнуть в угол (выбросить) портрет обидчика;

-  покричать   в   «Мешочек  (стаканчик,  банку,  трубу)   для   криков»;

- поколотить резиновым молотком по полу;

- скомкать, порвать и швырять старые газеты, не боясь что-либо разбить и разрушить;

- поиграть с песком и водой (закапывать-раскапывать, топить, сбивать фигурку, символизирующую врага, игрушки из «Киндер-сюрпризов»).

Использование подобных приемов снижает эмоциональное и мышечное напряжение ребенка, агрессивность отступает.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих, детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Если ребенок научится точно оценивать эмоциональное состояние, то сможет вовремя среагировать на сигналы, которые подает тело. В более старшем возрасте, верно «расшифровывая» послания своего тела, ребенок сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». И зная несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он сможет успеть принять правильное решение и предотвратить конфликт.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать и понимать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют переживания и страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Для развития чувства эмпатии полезны ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Можно предложить детям организовать театр с разыгрыванием определенных ситуаций, провести беседу, чтение художественного произведения или рассказывание сказки с обсуждением поступков героев и т.п.

Можно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением:

- остановить окриком «Нельзя!»;                                                

- остановить руку ребенка или удержать его за плечи;

- отвлечь ребенка игрушкой или каким-либо занятием, позволяющим снять негативное напряжение у ребенка;

- взять за руку и отвести в сторону;

- помочь детям разобраться и решить конфликтную ситуацию.

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение неприемлемо:

- осудить поведение ребенка, при этом его «жертве» оказать повышенное внимание и заботу (ребенок понимает, что он проигрывает от таких неприятностей);

- в случае разгрома кратко и однозначно выразить свое недовольство таким поведением и предложить ребенку устранить учиненный им беспорядок: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне все убрать» (уборка как наказание не эффективна; необходимо, чтобы ребенок понял ответственность за свои дела). После этого необходимо поблагодарить ребенка за помощь;

- если обидные слова, произносимые ребенком, адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними;

- можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать ситуацию ссоры смешной.

Проявления агрессивности у детей необходимо тщательно анализировать, выявлять причины, трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их. Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением: снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации, формировать недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей.

Показывайте ребенку личный пример эффективного (неагрессивного) поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие в воспитании ребенка!

                                                                                                                         Подготовила

                                                                                                                               педагог-психолог

      Татьяна Юрьевна Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту

Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. Доступность и полезность игр и спо...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...


 

Комментарии

Барашева Ирина Анатольевна

Спасибо! Хороший полезный материал!