« ЗНАКОМСТВО С ОРКЕСТРОМ».
учебно-методический материал

Ларичева Любовь Геннадиевна

Задачи:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления
  • Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_orkestrom.odt15.66 КБ

Предварительный просмотр:

                        « ЗНАКОМСТВО С ОРКЕСТРОМ».

                          (Методическая разработка для  детей подготовительной гр.)

Задачи:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления
  • Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности

Предварительная работа:

  • Знакомство с видами оркестров  
  • Рассматривание иллюстраций ранней и поздней осени
  • Заучивание и чтение стихов

Индивидуальная работа:

  • Учить различать музыкальные инструменты по внешнему виду
  • Развивать тембровый слух  
  • Словарная работа:
  • Пополнить словарный запас детей словами:
  • струнно-смычковые инструменты,
  • скрипка - скрипач
  • альт - альтист
  • виолончель - виолончелист
  • контрабас - контрабасист

Оборудование:

  • экран, проектор, ноутбук
  • музыкальный центр
  • CD-диски
  • Иллюстрации музыкальных инструментов

Методы:

  • Наглядный - мультимедийная презентация,
  • Практический - слушание, пение, танец
  • Словесный - беседа, использование художественного слова

Приемы: Используемые технологии

  • Дыхательная гимнастика (Здоровьесберегающая технология)
  • Использование ИКТ (Информационно-коммуникативная технология)
  • Педагогические технологии развития певческих умений, чувства ритма
  • Рассматривание музыкальных  инструментов
  • Слушание музыки
  • Использование художественного слова
  • Гимнастика для глаз (Здоровьесберегающая технология)
  • Пение, танец, слушание музыкальных фрагментов (Педагогическая технология)

Дети под музыку заходят в зал.

Презентация.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыке, развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные образы.
  • Накапливать запас любимых произведений, закладывать основу музыкального вкуса.
  • Накопление представлений о жизни и творчестве детских композиторов, ввести ребёнка в мир музыки и воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к ней.
  • Добиваться активизации и творческих проявлений у детей.
  • Учить подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру, характеру музыки.
  • Развивать звуковысотный и тембровый слух.

Муз. рук: Дети, сегодня мы с вами поговорим о композиторах и об оркестре.

Кто такие композиторы?

(Ответы детей)

Муз. рук: Да, это люди, которые сочиняют музыку. Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди.

Многие композиторы пишут музыку для детей. Писать музыку очень сложно, а сочинять её для вас ещё сложнее. А знаете почему? Да потому, что у взрослых другие занятия и заботы, чем у вас.

Взрослые умеют готовить очень вкусные блюда, могут сделать игрушки, шить одежду, но не все понимают, как в лесу может жить Баба-Яга, или как Дед мороз может приносить в Новый год подарки. Для того, чтобы написать для вас музыку или стихотворение, взрослому нужно вспомнить детство.

Посмотрите на этот стенд, здесь находятся фотографии детских композиторов, песни которых мы с вами поём.

(На стенде – фотографии, коллажи с фотографиями детских композиторов: Шаинского, Тиличеевой, Парцхаладзе, Гладкова, Струве, Чичкова и т.д.)

Посмотрите на них, они уже не молоды, а смогли сохранить в себе искорки детства.

(Исполняется Песенка-Чудесенка музыка Ю. Чичкова)

А сейчас я расскажу вам музыкальную сказку… История эта, произошла в зоопарке.

Однажды Соловей был в гостях у Бегемота. Весь вечер он пел ему свои чудесные песни. Когда Соловей стал собираться домой, то Бегемот ужасно сокрушался:

– Ах, как мне не хочется расставаться с твоими замечательными песенками. Как бы я хотел, чтобы они всегда были со мной!

– Не горюй! – отвечал соловей – я пришлю тебе свои песни…

– Как это пришлёшь? – удивился бегемот.

– По почте – ответил соловей.

– Ура! Вот здорово! – радостно закричал бегемот.

На следующий день почтальон – Кенгуру в своей сумке принёс большой пакет. Бегемот быстренько его распечатал..

– Но где же, где, же песни?– подумал бегемот

Никаких песен не было! В конверте лежали листочки бумаги. На них были нарисованы какие – то линеечки, а на линеечках много всяких кружочков, точек и закорючек.

– Как же так? – удивился Бегемот. – Он ведь обещал прислать мне песни

Бегемот показал листочки своему соседу – мудрому Слону.

– Это ноты! – сказал Слон.Каждую песню, каждую мелодию можно записать нотами. У каждой нотки есть своё имя.

Муз. рук: Итак, задание: Назовите имена ноток.

Вот из этих ноток и получаются песенки. Давайте все вместе, ещё раз, пропоём названия ноток:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

(Дети поют названия нот вместе с музыкальным руководителем)

Как и мы, музыка может подниматься по ступенькам вверх и опускаться вниз.

Вот композитор Елена Тиличеева очень любила в детстве бегать по ступенькам своего дома, она считала про себя каждую ступеньку, а дойдя до самого верхнего этажа, – стремительно бежала вниз. Она сочинила такую песенку-лесенку:

Я по ступенькам вверх иду –
Потом обратно вниз бегу.

Или вот так:

Я шагаю вверх –
Я шагаю вниз.

(Дети исполняют песню «Лесенка» Е. Тиличеевой)

Итак, мы узнали, что композиторы – это люди, которые сочиняют музыку, а записывают они её нотками, которые умеют двигаться  вверх и вниз. Таким образом, получается прекрасная мелодия, а затем и песенки, которые мы с вами поём.

Дети, а как называется инструмент, на котором я играю вам песенки?

(Фортепиано, пианино) 

А какие музыкальные инструменты вы знаете?

(Ответы детей)

А вот вы знаете, что самым древним музыкальным инструментом считался человеческий голос, а уже потом стали изобретать и мастерить другие музыкальные инструменты.

Вот эти инструменты называются ударными:

– барабаны – бубны – тарелки– треугольник

(Муз. руководитель обращает внимание детей на выставку музыкальных инструментов)

А это струнно-щипковые музыкальные инструменты:

– балалайка – гитара– арфа

И вскоре появляются смычковые инструменты:

– скрипка    – виолончель          – контрабас

И вот появляются инструменты медно-духовые:

– труба         – валторна           – саксофон

К деревянным духовым инструментам относится:

– флейта  – кларнет – фагот

Сейчас мы поиграем с вами в игру  «Угадай музыкальный инструмент».

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Муз. рук показывает карточки с изображением музыкальных инструментов, а дети определяют их название)

(За ширмой раздаётся голос)

 Буратино: Ой, ой, ой!

Муз. рук: Кто это?!

Буратино: Это я – Буратино!

Я хотел поиграть с детьми,

Но на меня свалилась куча музыкальных инструментов,

А какие, я не знаю.

Муз. рук: Давайте поможем Буратино определить названия муз. инструментов.

(По тембровому звучанию определяют название муз. инструментов: металлофон, ксилофон, аккордеон, бубен, треугольник и т.д.)

(Музыкально-дидактическая игра «Угадай на слух»)

Буратино: Большое спасибо вам ребята, что вы меня освободили!

Я хочу загадать вам загадку:

Что такое оркестр?

(Ответы детей)

Буратино: Кто главный в оркестре?

(Ответы детей)

Буратино: Ну, конечно, же, дирижер!

А кто из Вас хочет быть дирижёром?

(Проводится музыкально-ритмическая игра «Оркестр».  Под веселую музыку дети играют на  ШУМОВЫХ инструментах.)

Буратино: Молодцы ребята, мне очень у вас понравилось! А давайте ещё раз подойдём к стенду и рассмотрим фотографии композиторов, и вспомним их имена и фамилии.

(Дети рассматривают фотографии композиторов, выставку музыкальных инструментов, а также закрепляют их название. Муз. рук., в заключении, задаёт наводящие вопросы о пройденном материале.)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"

На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны  интруметы  их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...

Проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра"

Музыка, прежде всего классическая формирует духовный мир человека в целом. Проводником ребёнка-дошкольника в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель. Но только в сотрудничестве с ...

«Использование ИКТ технологий в знакомстве детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров»

Цель: используя ИКТ технологии, расширить представление о музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров....

Проект «Знакомство с инструментами симфонического оркестра»

Классификация проекта:  - по составу участников – коллективный;- по целевой установке – познавательно -  творческий; - по тематике – знакомство с инструментами симфонического оркестра, ...

Презентация к музыкальному занятию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) "Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра"

Презентация поможет  наглядно познакомить воспитанников ДО с составом инструментов народного оркестра....

Мастер-класс - знакомство «Устроим оркестр» для детей второй младшей группы

Знакомство с музыкальными инструментами может быть интересным и веселым, именно это мне и было нужно при составлении мастер-класса.В работу включены язычковая зарядка, короткие стишки и главные гости ...