Использование художественного слова для предупреждения речевых ошибок у детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Лебедева Татьяна Викторовна

Статья поможет родителям понять, что сказка не только развлечет малыша, а  еще  - обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_hudozhestvennogo_slova.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 «Радуга»

 муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

Использование художественного слова для предупреждения речевых ошибок у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей.

Учитель- логопед: Лебедева Татьяна Викторовна

Красково 2021 г.

Как приятно рассказать ребенку сказку! С каким интересом он слушает. А что, если эта сказка еще и обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка?

Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности связной речи – это отражение той среды, в которой воспитывается ребенок, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой , точностью и выразительностью собственной речи.

Мой опыт работы учителем-логопедом подтверждает давно известный факт, что лучшие учителя родного языка – это родители, бабушки, дедушки, эмоционально близкие ребенку люди.

В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма; причиной этого могут являться, в частности, стойкие аграмматизмы в речи 5-6 летних детей.

Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает большие трудности при подборе родственных (проверочных) слов, с трудом усваивает грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Например, недостаток в речи ребенка приставочных глаголов не только лишает его возможности в полном объеме пользоваться самым выразительным способом словообразования, но и приводит к затруднениям, когда надо отличить приставку от предлога.

Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираться на интерес ребенка к словообразованию.

Дети легко запоминают все необычное, фантастическое, забавное. И тут на помощь нам приходят сказки! Лучше, если сказки и рассказы будут специально адаптированы для конкретного возраста, чтобы облегчить детям практическое овладение той или иной грамматической категорией. Словесные игры и упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной , так и в письменной речи; будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словаря.

Л.С. Выготский говорил, что «… из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста…».

Прочитав сказку, рассказ, стихотворение, поговорите с ребенком, задайте : вопросы по сюжету, объясните непонятные слова, спросите о его отношении к героям произведения. Используйте игровую ситуацию (задаем вопросы): перекидывайте мяч или проведите соревнование «Кто придумает больше слов», «Скажи по -другому»… Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Составьте все возможные предложения, например, кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий. На этом этапе очень важно поддерживать малыша. Похвалить его, если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать вместе с вами.

Одно из наиболее сложных заданий – это восстановление искаженных, деформированных фраз. Предложите ребенку составить предложение из беспорядочно расставленных слов, употребленных в начальной форме. Например, скажите ему: «Слова рассыпались, сделай так, чтоб они подружились: белка, в, жить, дупло (белка живет в дупле)».

Предлагая ребенку серию сюжетных картин по прочитанной сказке, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли ребенок ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить. Старшие дошкольники должны уметь определить последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Еще раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ.

Многократное повторение игр – упражнений, повторный пересказ, рассказ по картинке поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования.

При чтении стихов лучше выполнять гимнастику для развития мелкой моторики: поочередно согнуть и разогнуть пальчики на обеих руках. Подобные упражнения способствуют развитию памяти, внимания, благотворно влияют на речь, пальчики становятся гибкими. Это поможет малышам лучше овладеть навыками письма в школе.

Заучивание стихов прекрасно тренирует память. Стихи необходимо подбирать от простых к более сложным, от коротких к более длинным. Прочитав ребенку стихотворение, объясните значение непонятных слов, выясните, правильно ли ребенок понял смысл произведения. При заучивании наизусть следует обращать внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения.

Еще раз хочется отметить, что описанные выше навыки формируются не только в ходе специально организованных занятий, но и, в большей степени, благодаря окружающей ребенка языковой среде: в результате повседневного общения со взрослым, прослушанных и просмотренных передач, выбранных взрослыми для чтения произведений.

Использованная литература:

Л.А. Побединская «Жили-были сказки»

О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим с литературой детей»

Т.А. Шорыгина «Познавательные сказки»

Е.А. Левчук «Грамматика в сказках и историях»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, проте­кающие по законам иерархического строения высших пси­хических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений  у детей дошкольного возраста....