Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

кашаева елена николаевна

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших в современной педагогике. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

   «Развитие познавательной активности 

детей старшего дошкольного возраста».

                                                                                            Подготовила:

Кашаева Е. Н.,

 воспитатель высшей квалификационной категории

Статья «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших в современной педагогике. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в экспериментировании и опытах, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

         Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания.      

        Условия, необходимые для развития познавательной активности дошкольников в ДОУ:

- создание пространственной разносторонней среды;

- гуманистическая позиция педагога;

- индивидуально-дифференцированный подход;

- взаимодействие с родителями;

- система планирования;

Методические условия для развития познавательной активности детей:

  • Плановость;
  • Координированность;
  • Целенаправленность;
  • Системность;
  • Индивидуально-дифференцированный подход и непрерывность повышения квалификации;
  • Новизна в работе педагогов, умение их адаптировать, изменять имеющийся материал.

Задачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются:

- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);

- активизировать познавательные интересы;

- дать знания об окружающем мире;

- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;

- развивать речь;

- формировать математическое и конструктивное мышление;

- развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.

В основу системы развития интеллектуально – познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста положены следующие принципы:

- ориентация на основные возрастные новообразования в познавательной сфере детей дошкольного возраста;

- учет основных линий развития интеллектуально – познавательной сферы дошкольников;

- опора на «зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности;

- постепенное усложнение обучающих задач;

- повышение умственной активности детей, которая способствует стремлению самостоятельно справляться с познавательными задачами, в том числе с задачами нового типа;

- органическая связь между внешней (практической) и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе проведения занятий и развивающих игр;

- принцип единства диагностики.

Реализация этих принципов позволит педагогу решить сложные задачи развития у детей дошкольного возраста интеллектуально – познавательной сферы и формирования устойчивой познавательной активности. Необходимо формировать творческие способности ребенка, а не передавать готовые знания.

Организация пространственно-предметного компонента предполагает привлекательность данной среды для взрослых и детей. Для обеспечения познавательного развития в ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.
Большое значение имеет эстетически привлекательное оформление окружающего детей пространства, холла, спортивного зала и т.д. Каждая комната должна иметь свой особый интерьер, эстетически и художественно выдержанный, стимулирующий развитие ребенка (цвет стен, расположение мебели и т.д.). В комнатах для занятий нужны рабочие стенды, где можно вывешивать информацию по проектам, которые выполняют дети или необходимые опорные схемы, карты или рисунки, помогающие осваивать новую информацию, стимулирующую их активность и познавательный интерес, а также выставки индивидуальных и коллективных работ дошкольников. Часть помещений, отданная под организацию игрового пространства, должна быть продумана с точки зрения разнообразия различных форм образовательно-игровой деятельности. Здесь каждый ребенок может найти себе игру по душе, любимые игрушки и книги, пространство должно быть организовано таким образом, чтобы детям была предоставлена возможность участвовать в специальных групповых играх развивающего характера. Это пространство регулярно изменяется в соответствии с планом интеллектуального и личностного развития детей. Хорошо, если в каждой игровой комнате создан уголок, где дети заботливо ухаживают за растениями и животными.

Особое место занимает оснащение техническими средствами обучения, дидактическими материалами, эстетически привлекательными, интересно художественно оформленными, предоставляющими разнообразные условия для организации самостоятельной образовательно-игровой деятельности, развивающей сенсорно-моторную, художественно-музыкальную сферы, наглядное моделирование и логическое мышление детей.

Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности.

Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности (личностный (индивидуально-ориентированный) подход). Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. Поэтому старшему дошкольнику так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

Культурно-творческий подход позволяет рассматривать образовательное пространство как творческую среду, реализующую содержание образования с позиций ценностей культуры и личностных смыслов ребенка, с одной стороны, и с позиций организации творческой деятельности, с другой. Следующий путь формирования познавательной активности ориентирован на открытие ребенком для себя культурных смыслов окружающего мира и взаимоотношений людей путем вовлечения его в творческую деятельность. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

          Вовлеченность в игровую деятельность, выполнение соответствующих возрасту творческих заданий, проектов, построенных взрослым, доступных проблемных ситуаций, решение творческих задач позволяют формировать оригинальные способности ребенка. Все это помогает развитию общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности незнакомого, формулированию вопросов, проблемных ситуаций и задач.

 Интегративно-целостный подход.  Данный принцип реализуется в первую очередь через использование игры как ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности.

«Игра для ребенка – это своеобразный способ осуществления мечты, достижения желаемого, «воображаемая реализация нереализуемых желаний» (Л.С. Выготский).

Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры - эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.

          Посредством дидактической игры естественно, органически развивается познавательная деятельность дошкольников, обладающих разными уровнями познавательной активности.

         Важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.

Например, некоторые дети довольно быстро усваивают новые знания и присваивают новый практический опыт, а другие — испытывают серьезные трудности, у каждого из них в свой темп. Поэтому одним из путей развития познавательной активности является организация дифференциации образовательно-игровой деятельности дошкольников, позволяющей, с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и желаний, опираясь на специальную развивающую программу, c помощью развивающих материалов, формировать позитивное отношение к познанию нового.

Задача взрослого заключается в том, чтобы попытаться разобраться и понять, что порождает трудности ребенка и постараться ему помочь до того, как разовьются тяжелые последствия этих трудностей. Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от педагога самоотдачи, терпения, творчества.

Таким образом, можно обозначить следующие важнейшие методологические принципы развития познавательной активности дошкольников:

  • Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка и принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
  • Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.
  • Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка. 
  • Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и инициативу.
  • Принцип среды развивающего типа  познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.
  • Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

Как распознать познавательную активность? Достаточно понаблюдать за ребенком и заметить:

 - увлеченность предметом, рассказом, деятельностью.

 - ярко выраженное стремление выполнить разнообразные, сложные задания, желание продолжить занятие по его окончанию.

 - проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижение результата.

 - вопросы взрослому, направленные на познавательный интерес («Почему?», «Откуда?», «Зачем?» …).

 - эмоциональное отношение к предмету, постоянное стремление.

       Важно отметить, особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте пребывают на уровне становления и после служат основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.

 

                                             Литературные источники:

  1. Азарова Т.И. Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности, М., 2012 г.
  2. Вернер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Л.А. Вернер//М., Просвещение, 1986.
  3.  Кошкина Э.Е. Познавательная деятельность в детском саду/ Э.Е.Кошкина // Курск, 1995.
  4. Масленникова Е.В. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, http://ldv.metodcenter. 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая нах...

Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»

К концу дошкольного возраста у детей должен быть  сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...