«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
консультация

Татьяна Александровна Ручина

Деловая игра для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: актуализировать знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повысить профессиональную компетентность родителей по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • углубить теоретические и методические знания родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • обобщить знания родителей об этапах, современных формах, методах
    и средствах патриотического воспитания;
  • вызвать интерес родителей к данной теме.

Форма: деловая игра.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО

М.А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок – дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную
и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом
с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.

А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...

Родина – это то, где человек родился и вырос, где получил образование
и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. «Где родился, там сгодился» – эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т.е. человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »

А что по вашему мнению означает слово патриотизм?...

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов Отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения
к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребёнка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.

Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь.
С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.

Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:

  • создание развивающей среды;
  • тематические занятия;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии).

Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Ход игры:

Станция № 1. «Эрудиты»

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищённость населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
  2. Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).
  3. Что означают цвета Российского флага?

БЕЛЫЙ

Справедливость, мир, благородство, чистоту.

СИНИЙ

Отвагу, трудолюбие, веру и верность.

КРАСНЫЙ

Силу, кровь, пролитая за Отечество.

  1. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской духовной, власти церкви.

 – единство;

 – верность;

 – силу;

 – власть.

  1. Официальная эмблема государства. (Герб.)
  2. Символ государства, его суверенитета, прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
  3. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?

 – Областным законодательством;

 – Федеральным конституционным законом;

 – Местным законодательством.

  1. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
  2. Почему Красная площадь так называется? («Красная» – красивая.)
  3. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.) Достаточно год.
  4. Кто основал Москву?

(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)

  1. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.)

Станция № 2. «Экологическая»

С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки,
и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе
и любовь к Родине.

  1. Какое дерево называют русской красавицей? БЕРЁЗА
  2. Какая птица является санитаром леса? ДЯТЕЛ
  3. Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? ПОДОРОЖНИК
  4. Самая болтливая птица? СОРОКА
  5. Дерево, которое кормит птиц зимой? РЯБИНА
  6. Какие грибы растут на пнях? ОПЯТА

Станция № 3. «Знатоки русской народной культуры»

  1. Перечислите русские народные песни. (СОЛДАТУШКИ, БРАВО, РЕБЯТУШКИ! ОЙ, ТО НЕ ВЕЧЕР! ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА). Перечисляют по очереди.
  2. Перечислите русские народные потешки («Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима»)
  3. Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Жихарка», «Заюшкина избушка», »Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок» и «Лиса и журавль»)

Станция № 4. «Правовая академия»

  1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка)
  2. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0–18 лет)
  3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей)
  4. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет)
  5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей)
  6. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь
    и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка
    о рыбаке и рыбке)

Станция № 5. «Декоративно – прикладное искусство»

Россия всегда славилась народными умельцами, которые изготовляли своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду.

Вы теперь будете народные умельцы! У вас волшебные картинки, которые нужно собрать, и назвать какими видами промыслов вы занимались». (Дымковская, хохлома)

Итог игры:

Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» – это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познаёт
и делает.

 – Родить патриота нельзя, его надо воспитать

Притча. «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая –
я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё
в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь всё действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А.С. Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...