Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"
консультация (средняя группа)

Исангалина Асия Каюмовна

Консультация для родителей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Значение артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.    

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в свои силы. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

   Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий.

   Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.        

      Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

 Роль артикуляционной гимнастики

    Значение артикуляционной гимнастики трудно переоценить, потому что она занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

    При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который участвует в речевом процессе, занимает определенное положение. В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, т.е. чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности перестраиваться.

    Ребенок с младенческого возраста проделывает большое количество артикуляционно-мимических движений губами, языком и челюстью, сопровождая их лепетом, бормотанием и другими диффузными звуками. По сути они выполняют роль гимнастики в естественных жизненных условиях.

    По мере взросления, развитие мышц органов артикуляционного аппарата происходит постепенно. В логопедическом процессе артикуляционная гимнастика является своеобразной базой, на основании которой строится дальнейшая работа. Иными словами, если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Это нужно для того, чтобы логопед мог контролировать качество этих движений, а ребенок могу ощущать и запоминать все свои действия.

    Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения индивидуальна. На начальном этапе можно ограничиться двумя повторениями, постепенно доводя это количество до 10.

    Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:

  • укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;
  • научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;
  • подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.

    Основополагающая роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных рекомендаций в работе с ребенком:

  1. Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных энергозатрат и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество упражнений на несколько блоков.
  2. Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше.
  3. Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.
  4. Занятия лучше проводить в игровой форме.
  5. Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо, но не нужно вводить новые, а лучше поработать над старыми.
  6. Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом. Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения.

    Успешность выполнения упражнений  играет очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому мы и говорим о том, что занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей».

          Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она вк...

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

о необходимости проведения артикуляционной гимнастики...

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»...

2020 год. Консультация для родителей: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...