Консультация "Детский фольклор - своеобразная кладовая детства".
консультация (младшая группа)

Автушко Екатерина Олеговна
Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx267.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Детский фольклор-  своеобразная кладовая детства»

C:\Users\Марк\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\анимашка.png

Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях. Правда, и эти жанры не есть «чистое» самостоятельное творчество детей. По традиции оно восходит к творчеству взрослых, но, как и многое другое, со временем стало забавой и детской игрой, Эти виды творчества открывают широкий простор Для импровизации и выдумки, в особенности это касается жеребьевых сговорок и пересчетов-считалок, составляющих неотъемлемую часть многих детских игр.

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «Маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» Из сказок или песен. «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки. Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Происхождение детских считалок, как и сговорок , несомненно, связано с древними формами гаданий и лирикой.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Эти свойства станут понятны, если принять во внимание, что считалка перешла к детям от взрослых вместе с игрой, которую она сопровождает, и в свое время была далеко не детским занятием. Зачем же была нужна людям искаженная форма слов и что скрывалось под обыкновением пользоваться загадочным счетом?

Со счетом у людей связана целая группа древних понятий и представлений. Можно предположить, что в старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек с несчастливым числом, предназначенный к выполнению ответственной роли, мог погубить, по представлениям людей, все дело. Таково назначение древнего пересчета. Эта его функция сохранилась в остаточной форме и в детских играх. Простейшей формой считалок и, по-видимому, исконно древней, потому что она известна детям всех народов.

В странах Европы и многих народов Азии, можно признать «голый» счет. Из-за запрета считать, людям приходилось пользоваться при пересчете условными формами. Так, у русских жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи; у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелета; кто не соблюдал этого запрета, тот якобы терял память. Существовал и ряд других запретов. Запрет считать представлял большие неудобства, и люди придумали так называемый «отрицательный» счет: к каждому числительному прибавлялась отрицательная частица: ни раз, ни два и т. д. Получалось, будто и счета нет. Таково назначение искаженной формы счета. Люди скрывали и жеребьевку - пересчет, необходимый при распределении ролей участников промысла. Пересчету - прототипу новейших форм считалок - придавалась условная словесная форма, которая была понятна людям данной группы. Таково происхождение «заумного» счета. Древний пересчет с искаженными обозначениями чисел весьма естественно перешел в считалку - составную часть детских игр.

Детская игра воспроизводит саму жизнь, как герой в романе. В игре, как и в самой жизни, пересчетом посредством заумных слов, скрывающих настоящее обозначение чисел, определялись роли и очередность. Пересчет в игре-имитации приготовлений взрослых к серьезным жизненным делам.

Со временем, оторвавшись от запретов и от веры в числа, считалка-пересчет стала развиваться своим особым путем. В нее были внесены новые, уже чисто художественные элементы. Искаженные слова стали придумываться по созвучию со старыми, без всякой связи с условной иносказательной речью древности. Считалка стала игрой и как забава должна рассматриваться в фольклоре настоящего времени. Образование новых слов в считалках теряло прежний смысл и нередко приобретало форму чистой бессмыслицы, единственное оправдание которой в подчеркнуто выделенном ритме, заменяющем счет. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные разрозненные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детский фольклор своеобразная кладовая детства»

Консультация для воспитателей «Детский фольклор своеобразная кладовая детства»...

Проект "Кладовая детского фольклора"

Проект "Кладовая детского фольклора"...

Консультация для педагогов «Кладовая детства»

   Детский фольклор своеобразная кладовая детства. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительн...

Проект для разновозрастных групп ДОУ «Сказочная кладовая детского фольклора» (совместно с Гоноховской сельской библиотекой №7)

Цель проектасоздать систему этнокультурного образования  воспитанников ДОУ, внедряя инновационные формы взаимодействия с семьёй  и социумом в рамках реализации ФГОС второго поколенияОсновные...

Кладовая русского фольклора

Материал о русском народном творчества, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Кладовая русского фольклора....