Методы обучения детей в ДОУ
консультация (младшая группа)

Цыпкина Тамара Валентиновна

«Активные методы обучения в ДОУ. «Кластер» Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения. Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Последовательность действий при составлении кластера: 1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы. 2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос») 3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»). 4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp Применение кластера Метод кластера может применяться во время образовательной деятельности, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания. В последнем случае важно наличие у дошкольника определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения метода Применение кластера имеет следующие достоинства:  он позволяет охватить большой объем информации;  вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;  дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:  умение ставить вопросы;  выделять главное;  устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;  переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;  сравнивать и анализировать;  проводить аналогии. Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_v_dou.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Активные методы обучения в ДОУ. «Кластер» Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения. Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Последовательность действий при составлении кластера: 1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы. 2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос») 3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»). 4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp Применение кластера Метод кластера может применяться во время образовательной деятельности, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания. В последнем случае важно наличие у дошкольника определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения метода Применение кластера имеет следующие достоинства: ∙ он позволяет охватить большой объем информации; ∙ вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; ∙ дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: ∙ умение ставить вопросы; ∙ выделять главное; ∙ устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; ∙ переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; ∙ сравнивать и анализировать; ∙ проводить аналогии. Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Планирование и методы обучения детей старшего возраста ходьбе на лыжах

В материале предоставлены конспекты занятий обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста...

Подвижная игра с дидактической направленностью как здоровьесберегающий метод обучения детей дошкольного возраста

В нашем детском саду творческой группой педагогов «Здоровый дошкольник» разрабатывались авторские подвижные игры с дидактической направленностью. На базе детского сада проходили консультационные пункт...

Методы обучения детей сезонным изменениям в природе.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие...

Консультация для воспитателей «Игра - самый доступный метод обучения детей плаванию»

«Игра - самый доступный метод обучения детей плаванию» Не нужно забывать, что дети из всех видов деятельности предпочтение отдают игре.Игра для них - лучший способ знакомства с окружаю­щей средой...

формы и методы обучения детей дошкольного возраста

методика воспитиания и образования...