Темперамент ребенка
консультация

Алексеева Мария Дмитриевна

Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также и своим темпераментом. 
Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности. 
Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные. 
Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_rebenka.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент ребенка



Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также и своим темпераментом. 
Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности. 
Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные. 
Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости). 
Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры. 


Какой темперамент у вашего ребенка? 

Холерики 
Холерик — личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает — появляется “наплевательское” настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый. 
Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вробще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия. 
Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но тогда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще иных трудными. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность подростка в нужное русло. 


Меланхолики 
Меланхолик — неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный. 

Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут' противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются. 
Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться. 
Постарайтесь выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе. 


Сангвиники 
Сангвиник — личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая. 
Такие ребята быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за таким ребенком. По возможности передавайте ему ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте его попытки помыкать сверстниками. 


Флегматики 
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы. 
Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем. 
Не пытайтесь переломить медлительность такого ребенка. Не смейтесь над его недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни такого ребенка, — они сохранятся на долгие годы. 

Тест «Какой темперамент у ребенка»

1. Как говорит ребёнок?

а) быстро и эмоционально, любит жестикулировать;

б) тихо и неуверенно, но образно;

в) многословно и оживлённо;

г) мало и медленно, без жестов.

 

2. Узнав, что у сверстника хорошо получается какое-либо дело:

а) будет заметно обеспокоен, постарается доказать, что он не хуже;

б) огорчится, не захочет даже пробовать свои силы в этом деле;

в) легко признает свою некомпетентность и не придаст этому значения;

г) не обратит на это внимания.

 

3. Если станет свидетелем бурного спора родителей:

а) вступит в дискуссию, будет громко защищать одну из сторон;

б) встревожится, заплачет или прижмётся к одному из родителей;

в) предпримет попытку помирить спорящих;

г) не продемонстрирует никакой внешней реакции.

 

4. Когда не получается сделать что-то сложное:

а) проявляет упорство и настойчивость, но громко возмущается;

б) теряется, заметно волнуется;

в) легко бросает начатое дело;

г) невозмутимо и упрямо старается добиться результата.

 

5. Если очень хочется сделать то, что вы запрещаете:

а) бурно возмущается и кричит, вас при этом не слушая;

б) волнуется, плачет;

в) устраивает дискуссию, уговаривает вас пересмотреть своё решение;

г) реагирует сдержанно, без вопросов.

 

6. Услышав справедливое замечание в свой адрес:

а) недоволен и оскорблён;

б) расстроен и обижен;

в) показывает, что раскаивается, но в будущем совершает тот же поступок;

г) хладнокровно выслушивает.

 

7. Оказавшись в непривычной обстановке или знакомясь с людьми:

а) ведёт себя активно и энергично, проявляет инициативу;

б) демонстрирует неуверенность в себе, сильно нервничает;

в) быстро адаптируется к ситуации, легко налаживает контакт с людьми;

г) безразлично, не совершает поспешных поступков.

 

8. Как реагирует на грустные или страшные сцены в фильмах?

а) вскакивает, громко сообщает, как бы сам поступил («Да я бы их всех…»);

б) нервничает, в дальнейшем отказывается пересматривать фильм;

в) сочувствует и предупреждает действующих лиц об опасности;

г) невозмутимо.

 

9. Если какая-либо ситуация требует быстрой реакции:

а) действует незамедлительно и весьма эмоционально;

б) ведёт себя несмело, не может ни на что решиться;

в) легко принимает решение;

г) заметно медлит.

 

10. Как просит родителей купить ему какую-нибудь вещь?

а) эмоционально и настырно;

б) неуверенно и нервозно;

в) настойчиво, но миролюбиво;

г) вяло и немногословно.

 

11. В каком состоянии чаще всего пребывает?

а) деятельном;

б) печальном;

в) жизнерадостном;

г) невозмутимом.

 

12. Как ведёт себя в конфликтной ситуации со сверстниками?

а) никого не слушает, спорит, дерётся;

б) обижается, хнычет, жалуется;

в) выслушивает противников и высказывает собственное мнение;

г) уходит от конфликта, высказывает миролюбие или безразличие.

 

Ключ к тесту

Подсчитайте, каких ответов у вас оказалось больше, и определите преобладающий тип темперамента. А – холерик; Б – меланхолик; В – сангвиник; Г – флегматик. «Чистых» темпераментов не существует, поэтому нужно подсчитать вторые по частоте ответы. Это поможет выяснить, какие типы темперамента сочетаются в личности вашего ребёнка. Если для двух типов темперамента получилось одинаковое значение, можно сделать вывод: черты того и другого свойственны малышу в равной мере. Помните: нет хорошего или плохого темперамента – каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Тест «Темперамент ребенка»

1. Какой у вашего ребенка характер?

а) Спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый.

б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.

в) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.

г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.

2. Эмоции, наиболее часто испытываемые ребенком:

а) Положительные, бурных реакций нет.

б) Страх.

в) Гнев, бурные эмоции.

г) Положительные эмоции, много смеется.

3. Какие игры нравятся ребенку?

а) Уединенные, тихие, спокойные.

б) Уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими.

в) Азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные.

г) Всякие, но чтобы было весело.

4. На наказания реагирует:

а) Практически без эмоций.

б) Негативно, с обидой.

в) На словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом.

г) Спокойно.

5. Поведение ребенок в неожиданных ситуациях?

а) Малоэмоционально.

б) Попытка избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения).

в) Попытка сопротивления (потребность борьбы).

г) Любопытство (выраженное позитивное отношение).

6. Насколько общителен ваш ребенок?

а) Предпочитает уединение.

б) Предпочитает уединение, общителен только с близкими.

в) Нуждается в зрителях и сподвижниках.

г) Любит общество и взрослых, и детей, знакомится быстро.

7. Какое положение ребенок занимает среди сверстников, есть ли лидерские качества?

а) Авторитета и качеств лидера не имеет.

б) Не лидер, авторитет имеет в узком кругу друзей.

в) Сам себя выдвигает лидером, но сверстники по-разному к нему относятся.

г) Прирожденный лидер, душа компании.

8. Особенности памяти.

а) Запоминает медленно, но запоминает и почти не забывает целое (хорошая долговременная память).

б) Запоминает по-разному, больше вникает в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то что много отвлекается – кратковременной).

в) Быстро запоминает детали, но быстро забывает (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии).

г) Быстро и легко схватывает целое и долго помнит (хорошая долговременная и кратковременная память).

9. Как усваивается новое?

а) Медленно, зато обстоятельно.

б) Зависит от обстоятельств.

в) Схватывает на лету, но быстро забывает.

г) Быстро и легко.

10. Утомляемость:

а) Очень низкая (почти не устает).

б) Высокая (любая деятельность вызывает упадок сил).

в) Иногда средняя, а иногда высокая (зависит от его эмоций).

г) Средняя (устает соразмерно деятельности).

11. Как даются возрастные навыки?

а) Тяжело (навыки формируются долго, зато надолго).

б) Быстро, но неустойчиво (стресс может вызвать регресс).

в) Соответственно его годам (не делает ничего, кроме того, что интересно ему).

г) Без труда и легко.

12. Особенности речи.

а) Медленная, без жестов, невыразительная.

б) Тиха и неуверенная, но выразительна.

в) Речь эмоциональная, отрывистая, быстрая, постоянно переходит в крик. Тараторит, глотает слова и слоги.

г) С жестами и мимикой, выразительная, живая.

13. Его движения:

а) Солидные, неторопливые, нерасторопные.

б) Суетливые, неточные, неуверенные.

в) Резкие, порывистые.

г) Ритмичные, точные, уверенные.

14. Привыкание к школе, к детскому саду?

а) Боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация.

б) Долгое привыкание, трудная адаптация.

в) Легкое привыкание к новой обстановке, неохотное подчинение требованиям взрослых.

г) Адаптация легкая и быстрая.

15. Особенности сна.

а) Засыпает быстро, спит спокойно, состояние после сна вялое, сонное.

б) Укладывается спать долго, но засыпает быстро, после сна состояние веселое.

в) Засыпает долго и трудно, сон беспокойный, после сна состояние самое разное: от самого плохого, до самого хорошего.

г) Засыпает быстро, сон крепкий, после сна состояние веселое.

Если в основном встречаются варианты а), то ваш ребенка – флегматик, у него темперамент уравновешенный, сильный, инертный.

Если в основном встречаются варианты б), то ваш ребенок – меланхолик.

Если в основном встречаются варианты в), то ваш ребенок – холерик, его характер неуравновешенный, сильный, инертный.

Если в основном встречаются варианты г), то ваш ребенок – сангвиник, его темперамент уравновешенный, сильный, подвижный.

Темперамент

Особенности темперамента

Примерные рекомендации в воспитании

Сангвиник

Живо и с большим интересом откликается на все, привлекшее его внимание. По лицу его легко угадать, какое у него настроение. Громко смеется, его можно сильно рассердить. Может быстро сосредоточиться, энергичен и работоспособен. Не утомляется. Подчиняется дисциплине. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Стремится к общению и быстро устанавливает контакт с людьми.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха. Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое. Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жаловаться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т. д. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, по старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии — это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

Холерик

Высокая активность, несдержанность, нетерпелив, вспыльчив. Неустойчивость интересов и стремлений. Сложности в переключении внимания. Настойчив. Чаще всего неформальные лидеры, способны повести за собой ребят. Так же часто становятся “шутами”, “изгоями”. Постоянное желание попробовать что-либо новое, интересное. Часто попадают в полярные ситуации, в конфликты, драки и здесь же могут быть первыми в движениях скаутов, Гринпис. Часто фанатично чему-либо преданы.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения) Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок. Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в организации фанатиков фашистского,  или явно криминального толка. Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. Старайтесь, чтобы подросток получал достаточное количество информации о различных сектах, а также наркотиках. Это удержит ребенка от срывов. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Эго поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом, вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте иформированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

Флегматик

Слабо эмоционален. Трудно рассмешить и опечалить. В любых ситуациях остается спокоен. Медлителен. Трудно переключается на другую работу. Ненаходчив, с трудом сходится с людьми, работоспособен, неуютно чувствует себя в новой обстановке. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха». Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме.  Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

Меланхолик

Обидчив. Болезненно чувствителен. Голос тихий. Пониженная активность. Редко поднимает руку на уроке, застенчив, робок; малейшая трудность заставляет опустить руки, легко устает, отвлекается, теряет веру в себя. Нежная конституция. Не выдерживает длительного нервного напряжения. Могут случиться нервные срывы. В это время скрытен, уходит в себя, испытывает запредельное торможение, то есть становится вялым, ко всему безучастным

Ребенок-Меланхолик (слабый) Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа. Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийств. Наладьте доверительные отношения с подростком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ на определение типа темперамента ребенка

Уважаемые родители, вы можете распечатать данный тест самостоятельно, заполнить его в спокойной домашней обстановке и принести на ближайшее групповое занятие. После обработки данных, я вышлю вам необх...

стендовый материал "Выбор домашнего животного в соответствии с темпераментом ребенка" Цветное

Папка передвижка для родителей. Родителям моих деток очень понравилось....

Темперамент ребенка – имеет значение.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. ...

Темперамент ребенка и воспитание

"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях" К.Д. Ушинский...

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА ?

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА ?...