"Развитие творческих способностей у детей"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей у детей»

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4 – 5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что – то свое.

Как развивать творческие способности ребенка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это – стол, а может – это чашка).

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create – создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

Игровые упражнения для развития творческих

 способностей у детей.

Упражнение «Сказки – наоборотки»

Взять любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней все было наоборот (заяц охотится за волком, слон величиной c горошину, а мышка c гору, y деда случился неурожай репки и т.д.)

Упражнение «Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере 3 предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение « Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше 5 предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо детьми. Поощрять смотреть на эти кляксы c разных сторон, ведь лист можно поворачивать.

Вариант 2: нанести несколько клякс и попросить дорисовать эти кляксы до каких – то узнаваемых образов. Очень хорошо, если дети смогут объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение «Общая сказка»

Сочинение общих сказок. Начало сказки придумывает ведущий, a продолжение - каждый по очереди. Можно сказку придумывать так: каждый говорит по одной строчке по кругу так, чтобы получилась связная сказка с общим сюжетом.

Упражнение « Фантастический рисунок»

Устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Как может выглядеть в рисунке

- животное c другой планеты

- самый необычный домик

- злой волшебник в детстве

- грустный компьютер

- хитрость и т.д.

Упражнение «Волшебники»

Для каждого лист бумаги c контурным изображением 2-x волшебников, цветные карандаши.

Дорисовать фигуры волшебников, превратив одного в доброго, a другого в злого, и придумать, что совершил злой волшебник, и как его победил добрый.

Упражнение «Преврати себя в...»

Представь себе, что Ты превратился в Цветок.

о чем ты мечтаешь?

что ты видишь ночью?

кого ты боишься?

o чем шепчутся лепестки на тебе? и т.д.

Превращать себя можно во что угодно (книга, игрушка, животное, насекомое и т.д.)

Упражнение « Части тела»

- покажи, как твои плечи говорят: «я горжусь»

- как твоя спина говорит: «я старый, старый человек»

- как говорит твой палец: «иди сюда»

- твоя голова говорит «нет»

- как твой рот говорит « м-м-м, я люблю это печенье»

- что делает твое ухо, чтобы сказать «я слышу эту птичку»

- что ты делаешь носом, когда плохо пахнет и т.д.

Упражнение «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:

- тигра, который пробирается в джунглях

- робота

- парящего над скалами орла

- инопланетянина

- кипящую кастрюлю

- в букву «A»

- в цифру 8

Нужно изобразить персонаж в движении. Можно показывать по отдельности, a другие отгадывают, или всем одновременно

Упражнение «Зоопарк»

Игроки делятся на 2 группы. Первая группа - дети, изображающие животных в зоопарке, вторая группа - дети, гуляющие по зоопарку, и отгадывающие, какое животное перед ними. После того, как все животные будут отгаданы, дети меняются ролями.

Упражнение «Архитекторы »

Ведущий выступает в роли заказчика, которому необходимо спроектировать необычный дом. Дети выступают в роли архитекторов. Архитекторы при планировании дома должны учитывать 5 требований заказчика:

1. Дом должен быть похож на космический корабль.

2. Дом должен иметь не менее 2 этажей.

3. Все окна в доме должны быть разного размера и разной формы.

4. В окраске дома обязательно должны присутствовать два цвета — синий и желтый.

5. Дверь должна быть такой, чтобы ее удобно было открывать и маленькому человеку и большому.

Дети «архитекторы» зарисовывают дом, a затем защищают свой проект.

Упражнение «Что это может быть?»

Представьте, что к вам в магазин зашел рассеянный покупатель, который, желая купить массу продуктов, забыл, как они называются. Поэтому он дает их описание, а вы должны быстро, не задумываясь, сказать, что он хочет приобрести.

Зеленый, продолговатый, сочный

Сладкое, сливочное, холодное

Белое, парное, коровье

Красный, сочный, круглый

Вкусный, алый, сочный

Мелкая, черная, зернистая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей. Одаренные дети»

    Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото...

Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...