РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гущина Татьяна Сергеевна

РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_konsultatsisayt_na_yanvar.docx19.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА


Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства человека,  музыка способна благотворно сказываться на ДУХОВНОМ  РАЗВИТИИ, влиять на формирование личности ребёнка ещё с раннего детства.

Музыка у ребёнка, вызывает, как и у всех   людей, духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения,   которые даёт ребёнку музыка, искусство, его жизнь оказывается обеднённой и пресной.

 Известно. что музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и даже профилактическим средством лечения психических болезней.

.Для ребёнка она является источником радости и удовольствия, восприятия различных оттенков звуковой палитры.

В большинстве своем все дети от мала до велика  испытывают потребность слушать музыку, любят ее, она постоянно  присутствует в их жизни.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду.  Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание необходимо начинать в самом раннем  дошкольном возрасте.                   Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом  восполнимо  впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача в первую очередь родителей-  развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка.   Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.                 К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями     на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности .

 Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различий маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний.                Этому способствуют наглядные пособия на музыкальных занятиях, которые  необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания.  Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.  В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься  приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности  песенной  музыкальной деятельности, способствует развитию способностей ребенка.

  Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача родителей - стремиться развить  у детей потребность в желании постоянно напевать.  а в дальнейшем и петь, увеличивая  доступный для этого возраста объем песенных  навыков.   Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Следует .воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

Очень полезно развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация подпевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей.

 У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

Эссе на тему "РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Роль музыки в формировании личности ребёнка

Роль музыки в формировании личности ребёнка...

Влияние музыки на формирование личности дошкольника

Влияние музыки на формирование личности дошкольника  История развития человечества говорит о том, что музыка существовала с незапамятных времен, а это значит, что она сопровождает человека в...

Роль музыки в формировании личности ребёнка

Музыкальное развитие  ребенка это результат формирования личности в процессе активной музыкальной деятельности....