Картотека игр на развитие воображения у детей
картотека (старшая группа)

Куликова Анна Владимировна

Воображение обогащает нашу жизнь, делает ее интересней, ярче.
Особенно важно стимулировать развитие воображения в дошкольном возрасте, ведь мышление детей более свободно, независимо, еще не испорчено стереотипами. 
Данный материал может быть полезен всем неравнодушным специалистам и родителям, интересующимся различными методами развития креативного мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_voobrazheniya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнения для развития воображения детей
дошкольного возраста

 «Закорючки»
Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто
превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
«Клякса»
На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и
дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
«Нарисуй настроение»
А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
«На что это похоже?»
Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок
ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
«ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ»
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
Ход игры:
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и
просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад
достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки: -…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и, в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее
последовательное и интересное продолжение.
Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

«Незаконченные рисунки»
Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.
Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по
количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Ход игры
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь,
что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».
Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.
«Точка, точка»
Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их
линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.
«Рисунки с продолжением»
В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку
продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.
«Сказочная путаница».
Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у
них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.
Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании
могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.
«Простые рисунки»
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при
создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно
разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше
решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень
увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг
обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.
Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу
одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.
Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному
рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?!
Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что
оригинальность решения наиболее важна в этой игре.
А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.
Смешинки
Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро
придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.
Небылицы
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное,
механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его
свойствах и назначении.
Сладкий арбуз
Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие
ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: "Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем". Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: "Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек".
В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.
Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени,
но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.
Посмотри в окошко
Увидев, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите:
"Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?". Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.
Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка "похожим на бабушку или на дедушку".

Игры с проволокой
Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми
нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: "Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?" Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.
Затем взрослый говорит: "А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех". Покажите, как солнышко медленно поднимается. Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком.
После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. -
"Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?".
Взрослый: " А теперь на что это похоже?" (снова сворачивает проволочку в кольцо). Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку.
Обыграв, таким образом, проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь
сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

Солнечные зайчики
В эту игру весело играть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте
солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол. Следите за ними вместе с малышом и читайте
стихотворение:
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их -
Не идут.
Были тут -
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

На что это похоже?
Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со
взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. К таким играм относится совместное разглядывание облаков,
наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины и т.д.

Волшебные фигурки
Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные
кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.
От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут
быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы. В  запасе у родителей всегда должны быть интересные идеи, благодаря которым дорога
станет приятным и полезным предвкушением отдыха или его достойным завершением.
Отгадай слово (предмет, фрукт, сказочного героя).
Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет».
Что бывает сладким (красным, круглым, горячим)?
Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл.
Сочиняем сказку вместе.
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает
родитель и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.
Зашифрованное послание.
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Ребенок должен
угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе.
Игра в рифмы.
Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями.
Пантомима.
Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения
(грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание).

«Рассмеши меня»
В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные —
слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы
рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.
«Слепой художник»
Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под
диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.
Космическое путешествие
◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном
порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей —грустные и т. п.
◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из
бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Необитаемый остров
◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

Игра развивает воображение, мышление
◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).
Волшебные превращения
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность
изображать животных, какие-нибудь предметы)
◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
Для чего я хорош?
Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление
◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие воображения

Игры на развитие воображения для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Развиваем воображение дошкольниковВсе мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества....

Картотека игр на развитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ

В картотекепредставлены игры и упражнения на разитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ.  ДАнные игры подойдут педагогам-психологам при проведении занятий,  а так ж м...

Картотека игр на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Игры направленные на развитие воображения у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ...

Картотека игр для развития воображения детей

В данной картотеке подобраны игры и игровые упражнения, направленные на развитие воображения детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Картотека игр на воображение.Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений...

Картотека игр на развитие воображения для детей 6-7 лет

Картотека игр на развитие воображения...