Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников»
консультация


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников»

        Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям - артритам, остеохондрозам.

        Бывает, что, начиная учиться в школе, ученик внезапно жалуется на дискомфорт в стопах. И это естественно, ведь у него возрастает нагрузка на позвоночник из-за того, что теперь приходится носить довольно тяжелую школьную сумку. В большинстве случаев эти дискомфортные жалобы (и порождающие их болезненные ощущения) связаны с детским плоскостопием.

        Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, вследствие чего при ходьбе вся поверхность стопы ребенка касается пола. Чаще всего у детей бывает продольное плоскостопие. Оно может быть как врожденным, так и приобретенным. Врожденная форма редко встречается, и ее определяют еще в роддоме и начинают лечение.

        Точно сказать, что у ребенка плоскостопие, можно только в возрасте 5 – 6 лет. Так как детский костный аппарат стопы до определенного возраста еще не окреп, и отчасти представляет собой хрящевую структуру. Связки и мышцы еще слабы и подвержены растяжению. К тому же, стопы могут казаться плоскими, так как выемка с внутренней стороны стопы заполнена жировой мягкой тканью, прячущей костную основу. Так что до 5 – 6 лет диагноз «плоскостопие» еще нельзя ставить, можно говорить только о предрасположенности к плоскостопию, которое появиться если не заниматься его профилактикой. Если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, то к 5 – 6 годам свод стопы приобретает правильную форму. Но ест случаи, при которых происходит отклонение в развитии, что может поспособствовать развитию плоскостопия.

                                   Что влияет на развитие плоскостопия?

- наследственность (нужно регулярно посещать с ребенком врача-ортопеда и заниматься профилактикой плоскостопия,

- «неправильная» обувь (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкая или широкая,

- чрезмерные нагрузки на ноги (к примеру, при поднимании тяжестей или при избыточной массе тела,

- чрезмерная гибкость суставов,

- рахит,

- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП,

- травмы стоп.

        Ребенку в возрасте 3 лет уже можно провести начальную диагностику плоскостопия:

1. Можете намочить ножку ребенка водой либо смазать ее маслом. Поставьте ее на бумагу, чтобы получить отпечаток. При этом ребенок должен стоять прямо, а ноги держать вместе. Отпечаток внешней стороны стопы должен быть непрерывным, а внутренний иметь изгиб, то есть носок и пятка на отпечатке соединяется лишь узенькой полоской. Если эта полоска толще половины ширины отпечатка, то это говорит о плоскостопии.

2. Еще одним признаком плоскостопия может служить то, что ребенок быстро устает от ходьбы и проситься на руки или в коляску.

                                       Чем опасно плоскостопие?

        Иногда родители недооценивают серьезность этого заболевания. Ведь со стороны его можно не замечать, особенно поначалу. Некоторым родителям может даже казаться, что, оно не оказывает особого негативного влияния на ребенка. Однако это не так. И подобное отношение к данному заболеванию может привести к весьма негативным последствиям. Ведь плоскостопие нарушает некоторые очень важные функции стопы, например, амортизация, почти не происходит, и при ходьбе весь «удар» достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому обязательно нужно заниматься профилактикой плоскостопия и лечить его.

1. Не желательно, чтобы дома ребенок ходил босиком, так как поверхность пола обычно ровная и гладкая. Лучше чтобы малыш ходил в тапочках.

2. Выбирайте для малыша только удобную, хорошую обувь.

3. Летом очень хорошо походить босиком по песку, мелким камушкам или травке.

4. Если нет возможности погулять босиком на улице, можете сделать дома следующее: расстелить клеенку, насыпать на нее крупы и застелить тканью. И поводить по ней ребенка. Можно для этих же целей в большой тазик насыпать песок (но будьте готовы к тому, что ребенок захочет с ним поиграть и может разбросать по комнате).

5. Делайте малышу массаж стопы (чтобы ему не было щекотно, массаж делайте после теплой ванны)

6. Массируйте стопы ребенка массажным мячиком (но такой массаж перед сном лучше не делать)

7. Дайте малышу попрыгать на батуте (или диване).

          Детям постарше можно предложит следующий комплекс упражнений:

1. Положите на пол скалку или небольшой мяч и ребенок, стоя на одной ноге, должен второй ногой катать их по полу.

2. Положите на пол салфетку и предложите ребенку смять ее при помощью стопы.

3. Предложите малышу собирать пальчиками ног или перекладывать с места на место разбросанные по полу предметы.

4. Выполнить круговые движения ступнями в одну и во вторую сторону.

5. Поочередно походить на носках, на пятках, на наружных краях стоп;

        В первую очередь необходимо определить, есть ли плоскостопие у малыша, или же его нет. Пусть ребенок разуется и намочит ступни ног. Затем попросите его встать на голый пол (в этом случае хорошо, если пол дощатый). Внимательно посмотрите на отпечатки ножек малыша. Отчетливо должны отпечататься пальцы, плюсна, к которой прикрепляются пальцы, узенькой полоской должен быть отпечатан внешний край ступни и пятка. Внутренний край середины ступни не должен быть отпечатан — на его месте должна оказаться выемка в форме полукруга. Если же на полу виден след всей ступни полностью, и внешний и внутренний края середины ступни пропечатаны полностью, это значит, что у малыша плоскостопие — или, попросту говоря, плоская стопа.

        Что же делать, если у малыша плоскостопие? Прежде всего — не разрешать ему дома бегать в носочках или вязаных «бабушкиных» тапочках, где отсутствует нормальная жесткая подошва. Обувь для дома должна быть подобрана с особой тщательностью. Не рекомендуются шлепанцы - они не оказывают нужного формирующего воздействия на ножку малыша. Необходимы тапочки с мягким верхом, упругой подошвой и небольшим каблучком — сантиметр-два в высоту, но не более, а еще лучше - качественные и удобные босоножки. При выборе повседневной обуви обратите внимание на супинатор — среднюю часть подошвы. Он должен быть ярко выражен, достаточно крепок, но не груб, чтобы исправить дефект ступни ребенка и в то же время не деформировать ножку.

        Кроме обуви можно посоветовать различные упражнения, оказывающие исправляющее воздействие на стопы. Вероятно, во многих домах есть пороги между дверями в комнатах. Пусть малыш, придерживаясь руками за косяк двери, встанет серединой ступней на порог и перекатывается через него с пятки на носок и обратно. Упражнение проделать сначала два-три раза, чтобы не повредить стопы. По мере привыкания ребенка к упражнению количество проделывания подобных перекатов следует увеличить до десяти — пятнадцати раз.

        Во многих современных квартирах новой планировки пороги отсутствуют. В таком случае в магазине можно приобрести резиновый коврик для ног с характерным выступом в середине, Коврик весь состоит из резиновых шишечек, и его давление окажет благотворное исправляющее воздействие на стопы малыша при проделывании вышеназванных упражнений.

        Хороший эффект дает ежедневное упражнение, которые называется «камни в сковородке» для его выполнения действительно понадобятся килограмм — полтора крупных гладких камней и широкая плоская сковородка с низкими бортиками. Лучше, если камешки для этого упражнения вы привезете с юга — морская галька диаметром от 1 до 5 см будет постоянно напоминать ребенку о теплом пляже. Но подойдут и хорошо обточенные камешки с берегов наших речек. В крайнем случае, можно воспользоваться обычным сухим горохом. И сковороду лучше взять обычную - старинную, чугунную, а не новомодную аристократку «тефаль».

        Высыпаем камешки на сковородку, а дальше - дело техники. Сковородку устраиваем возле умывальника. Попросите ребенка, по утрам занимаясь чисткой зубов, стоять не на полу возле ванны, а на камешках в сковороде. Только надо не просто стоять, а переступать с ноги на ногу, делать подошвами перекаты от пяточек к пальцам. Подошвы стоп, разминаясь, получают автоматическое давление на разные участки. И времени это лишнего не занимает, и эффект получается нужный. Закончили заниматься — сковороду задвинули под ванну, и она никому не мешает. Время от времени камешки надо промывать в теплой соленой воде, а сковородку ополаскивать.

        С теми же камешками можно проделать следующее упражнение. Положите перед малышом несколько колец диаметром от сорока сантиметров и несколько крупных камешков. Пусть малыш босиком сядет на пол или разложенный диван. Дайте ему задание: надо пальцами босых ног поднимать с пола камешки и раскладывать их по кольцам. Упражнение дает потрясающий эффект для разработки ступней.

        Еще одну тренировку можно производить буквально на ходу. Шагая по комнате, следует выполнять четыре шага обычных, четыре — на носках, четыре - на пятках и четыре — на внешних сторонах ступней. Упражнение позволяет разрабатывать гибкость ступней, не тратя на это специального времени.

        Для борьбы с плоскостопием можно использовать не только приведенные физические упражнения, но и интенсивный массаж стопы, способствующий повышению в ней кровотока. Благодаря этому мышцы увеличивают свой объем и становятся достаточно сильными, чтобы «стянуть» звенья скелета стопы к центру. При этом образуется нужный дугообразный свод, распрямляющийся при напоре и амортизирующий нагрузки. А это очень важно именно в школьный период, так как последующие 10 лет нагрузки на ребенка будут неуклонно расти и расти.

                                                          Массаж стоп

1. Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пяточной области, затем массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

2. Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

«Сборщик». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. д.). Через 1-2 мин. упражнение следует повторить правой ногой.

«Художник». Карандашом, зажатым пальцами правой стопы, ребенок рисует различные фигуры на листе бумаги, придерживая его левой стопой. Через 30-50 сек. упражнение следует повторить правой ногой.

«Гусеница». Ребенок садится на пол (колени полусогнуты, прижимает пятки к полу и в течение 30-50 сек. сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитируя движение гусеницы.



Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

«Детство без жестокости»

Жестокость - это порождение злого

ума u часто трусливого сердца.  

(Л. Ариосто)

          В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной, которая проявляется в широком спектре отклонений (бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания).

 Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Виды насилия:

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны.  

          Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.

Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.

Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.

Таким образом, в каждой 4 Российской семье имеют место факты насилия.

Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.

- физическое – причинение физической боли;

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается.

Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколения в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.

Самый распространенный метод воспитания – ремень. Этот помощник воспитания портит характер на всю жизнь, калечит детскую психику с гарантией, убивает радость качественно. Нужна ли нам, родителям такая помощь??? во многих городах России проведена акция «Ремень – не метод воспитания»

- психическое (эмоциональное) – когда ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; психический травматизм чаще всего вызван сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Надо отметить, что подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такое неуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо "душегубством". Оно преднамеренно направлено на подавление у детей чувства радости, любви. Жестокость создает основу для хронического психологического и психического расстройства. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Часто учитель при правильном спокойном общении с детьми не может добиться положительных результатов, исчерпав все педагогические приемы, учитель вынужден повысить голос. И что самое интересное – дети сразу обращают внимание на все, что говорит учитель и беспрекословно выполняют предложенное. Настораживает педагогов то, что подобный тон учителя не вызывает у детей чувства настороженности, оскорбленности.

Даже однократное насилие оставляет неизгладимый след в жизни жертвы

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

-страх;

- возмущение, протест;

- обиду, чувство оскорбленности, жажду мети и компенсации;

- разрушение «нравственных тормозов»;

- стремление к обману, изворотливость;

- потерю способности к здравому рассуждению;

- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

- агрессивное поведение;

- снижение самооценки;

- ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений. Пусть детство ваших детей будет без жестокости и насилия, и ваш ребенок пронесет память о родительском доме на всю жизнь.

 



Предварительный просмотр:

https://storage.yandexcloud.net/x-ke/dskultura-leb/636155fbd5bf161eac0bc35dfb3e9f41.jpg

Правила поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период

Основным условием безопасного пребывания школьников на льду является соответствие его толщины прилагаемой нагрузке. Для одного человека безопасной считается толщина льда не менее 7 сантиметров. Каток можно соорудить при толщине льда 12 сантиметров и более, пешие переправы считаются безопасными при толщине льда 15 сантиметров и более, легковые автомобили могут выезжать на лед толщиной не менее 30 сантиметров. Для определения толщины льда следует его прорубить, вырубить кусок и замерить толщину льда.

 

Толщина льда на водоеме не везде одинакова. Тонкий лед находится: у берегов, в районе перекатов и стремнин, в местах слияния рек или их впадения в море (озеро), на изгибах, излучинах, около вмерзших предметов, подземных источников, в местах слива в водоемы теплых вод и канализационных стоков. Чрезвычайно опасным и ненадежным является лед под снегом и сугробами. Опасность представляют собой полыньи, проруби, трещины, лунки, которые покрыты тонким слоем льда. Этот лед проламывается при наступлении на него, и человек неожиданно может оказаться в холодной воде. В период весеннего таянья лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, размягчается, приобретает беловатый цвет. Выходить на такой лед чрезвычайно опасно.

Особую опасность представляет лед, покрытый толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно. Выходить на замершее болото нужно в случае крайней необходимости, соблюдая меры безопасности: страховка, наличие шеста, палки, веревки. Нельзя выходить на лед одному без страховки.

Перед выходом на лед необходимо определить его прочность по внешним признакам. Крепкий лед имеет ровную, гладкую поверхность, без трещин, голубоватого оттенка. Если лед трещит и прогибается под тяжестью человека, значит, он не прочный. Разведку прочности льда нужно проводить при соблюдении правил безопасности.

Для первого выхода на лед нужно выбрать безопасное и удобное место спуска с берега. Старайтесь не упасть на крутом и скользком берегу, чтобы не скатиться на лед, который может быть не прочным и проломиться. После выхода на лед по нему следует постучать палкой; если на поверхности появится вода, раздастся характерный звук – “треск” или лед начнет прогибаться, играть под ногами – то необходимо незамедлительно вернутся на берег.

Предотвратить проламывание льда можно следующим способом: лечь на лед, расставить широко ноги, опереться на палку, шест, лыжи и ползти к берегу. Помните, что в случае понижения уровня воды в замершем водоеме у берегов образуются непрочные воздушные “карманы”, наступать на лед в этих местах нельзя по причине возможного проламывания льда и попадания человека в воду.

Для выхода на лед в этих и других местах нужно применять специальные настилы. Очень опасно выходить на лед в период продолжительной оттепели и весной.

Чтобы уменьшить вероятность проламывания льда и попадания в холодную воду, необходимо знать и выполнять следующие правила: прежде чем выйти лед, убедитесь в его прочности; помните, что человек может погибнуть в воде в результате утопления, холодового шока, а также от переохлаждения через 15-20 минут после попадания в ледяную воду.

РЕБЕНОК НА ЛЬДИНЕ

Весной, во время ледохода, на реках и водоемах появляется большое количество льдин, которые привлекают детей. Многие считают катание и проведение других развлечений на льдинах “героическими поступками”. Эти забавы нередко заканчиваются купанием в ледяной воде, поскольку льдины часто переворачиваются, разламываются, сталкиваются между собой, ударяются о предметы, находящиеся в воде, попадают в водовороты. После падения в воду нужно как можно быстрее выбраться на берег, держась за льдину, вплавь, опереться руками за льдину, лечь на нее грудью, удержаться на воде и звать на помощь. Помощь упавшему можно оказывать, используя плавсредства, веревки, шесты.

Еще раз напомним основные правила поведения, если лед проломился:

1. Не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь;

2. Обопритесь на край льдины широко расправленными руками, при наличии сильного течения согните ноги, снимите обувь, в которую набралась вода;

3. Старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на нее грудью, поочередно поднимите и вытащите ноги на льдину;

4. Держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на помощь.

Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед без присмотра, ОБЪЯСНЯЙТЕ, ЧТО ЭТО ОПАСНО.

ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МЕР ОСТОРОЖНОСТИ — ЗАЛОГ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад №83

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Учим ребёнка вырезать ножницами»

 

 

Воспитатель:

 Баранова М.К.


https://www.puzzlesjunior.com/privados/nino-recortando_6132aad3472e8_img.jpg

Речь является одним из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан, научится писать, читать, считать, логически мыслить. Многие родители не обращают внимание на то, что ребенок не умеет рисовать деревья, не может представить себе и описать словами оттенки весеннего неба или рассказать об узорах в народных костюмах.

Дома ребёнка ждёт телевизор, компьютер, телефон. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. Телевидение приучает детей употреблять готовые схемы и образы. У детей, которые много времени уделяют просмотру телевизионных передач и компьютерным играм, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Они перестают восхищаться окружающей нас действительностью, не умеют всматриваться в красоту природных явлений, вслушиваться в звуки, чувствовать прекрасное.

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказы по картинке или по серии сюжетных картинок. У таких детей бедный словарный состав, не развита монологическая речь.

Одним из путей выхода из создавшейся ситуации является работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами ручного труда, например, аппликации. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и старается их выразить другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Следовательно, наша задача заключается в том, чтобы помочь ребенку облечь свою мысль в слово при помощи творческой деятельности, что способствует развитию и лингвистических способностей, и сенсорных способностей.

Учим ребенка вырезать ножницами

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша.

Программа предусматривает обучение работе с ножницами со средней группы — после четырех лет. Но обучения в детском саду недостаточно! Необходимы дополнительные упражнения дома.

Выбираем ножницы для ребенка

К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут.

Выберете в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми — они мягче и не скользят.

Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру ребёнку. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика), а вот другое удлинённое (для указательного и среднего пальчика). Так ребёнку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны.

Еще желательно, чтобы ножницы продавались вместе с чехлом.

Первые шаги к умению вырезать ножницами

Казалось бы, шаги эти довольно просты. Раз - открыли ножницы, два - закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное.

Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А неумелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два - и малышу становится скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет.

Как же преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами? Я предлагаю призвать на помощь театр теней и сказку о журавле и цапле. Ножницы будут выполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Ну, или просто придумайте историю про каких- нибудь птиц с длинным клювом, а диалоги можно изобретать на ходу.

Вся фишка в том, что для того, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того, чтоб клювы шевелились, ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок, заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным.

Техника безопасности

Нужно сразу объяснить ребенку, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правила безопасности использования ножниц:

- Ножницы нельзя брать без разрешения.

- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.

- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно о них пораниться.

- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.

- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.

- Ножницами нельзя вырезать на ходу.

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один.

Вот несколько простых упражнений для обучения детей работе с ножницами. Потренируйтесь дома вместе с ребёнком.

Упражнение «Билеты на автобус».

Цель: Учить детей работать ножницами, разрезая полоску бумаги прямо на равные части. Учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Действия:

Упражнение «Ступеньки».

Цель: Учить детей работать ножницами, разрезая квадрат по диагонали на равные части. Продолжать учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Действия:    

Упражнение «Мячики».

Цель: Учить детей работать ножницами, срезая уголки квадрата и образуя круг. Продолжать учить правильно держать ножницы. Развивать мелкую моторику рук.

Действия: ,

Принципы работы с ножницами

Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.

• Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.

• Локти ребенка должны лежать на столе, колени согнуты под прямым углом.

• Руки прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе". Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

Далее покажите ребенку, как вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги, треугольники, различные предметы по контуру. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка. С течением времени ваш малыш будет овладевать ножницами все лучше (ему необходима практика).

        Детям очень нравится заниматься именно с родителями, выслушивать от них положительные комментарии. Помните, что малышам необходима постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите своего ребенка и не бойтесь перехвалить!

Самое главное условие успешного овладения ножницами - это совместная деятельность между педагогом, родителями и ребенком!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Я ношу очки»C:\Users\Света\Desktop\1576669910_7-24.jpg

Современные дети с раннего возраста окружены планшетами, смартфонами и прочими гаджетами, которые при активном использовании негативно воздействуют на глаза. Научные исследования свидетельствуют о тенденции к ухудшению зрения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим, как уберечься от этой проблемы, ведь лучшее лечение — это профилактика.

Почему портится у детей зрение?

Многие родители считают, что близорукость и прочие аномалии рефракции передаются по наследству. Им кажется, что если у всех членов семьи хорошее зрение, то и ребенку ничего не грозит. Однако это не так. Учеными доказано, что всего 3% глазных заболеваний являются наследственными, соответственно, остальные 97% — приобретенные. Современные дети дошкольного возраста начинают знакомство с планшетом, смартфоном и компьютером еще задолго до школы. Длительный просмотр мультфильмов и злоупотребление онлайн-играми неизбежно приводят к ухудшению зрения. Это связано с тем, что в нормальном состоянии фокусировка взгляда ребенка постоянно меняется с близкой на дальнюю — и наоборот. При длительном взаимодействии с гаджетами глаза теряют подвижность, поскольку фокусируются на одной плоскости. В результате может появиться аномалия рефракции из-за искривления хрусталика.

Малоподвижный образ жизни и отсутствие физических нагрузок часто становятся причинами снижения четкости зрения в дошкольном и школьном возрасте. Чем больше ребенок двигается и проводит времени на свежем воздухе, тем лучше. Офтальмологи призывают активно менять деятельность ребенка в течение дня: занятия домашней работой, помощь родственникам, игра со сверстниками и пр. Важно, чтобы глаза ребенка периодически меняли фокус с близкого расстояния на дальнее.

Нехватка витаминов, а также микро- и макроэлементов часто становится причиной нарушения зрения у детей. Поэтому необходимо, чтобы ребенок получал сбалансированное питание. В наши дни большой популярностью пользуется фастфуд — пища, предназначенная для перекуса на ходу. Многие врачи утверждают, что ребенку нельзя давать «быструю» еду. Несмотря на это, многие родители продолжают баловать своих детей картофелем фри, пиццей и сладкими газированными напитками. В результате число школьников с ухудшением зрения и общего состояния здоровья за последнее время, по статистике, увеличилось на 20-30%.

Неправильно оборудованное рабочее место часто приводит к тому, что ребенок сутулится: слишком низко наклоняется к столу во время письма, чтения или рисования. Это провоцирует развитие глазных заболеваний. Также зрение портится при систематических занятиях с низким уровнем освещения, физических травмах глаза и прочих факторах.

Как распознать, что у ребенка зрение портится?

Все вышеописанные причины могут приводить к нарушению зрительного аппарата в детском возрасте. Но организм ребенка легко и быстро приспосабливается к изменению хрусталика, поэтому малыш вряд ли заметит изменения в восприятии изображения и пожалуется Вам, что стал хуже видеть. Поэтому важно с большим вниманием отнестись к этому вопросу и регулярно проходить профилактические осмотры у офтальмолога. Даже если при первом осмотре не было обнаружено никаких отклонений, не следует пропускать последующие осмотры. Ведь зрение может начать ухудшаться в любой момент. Чем раньше Вы заметите первые признаки зрительных расстройств и обратитесь за помощью, тем лучше будет для здоровья малыша.

Как узнать, что у ребенка зрение портится:

  • Он садится вплотную к телевизору или держит книгу слишком близко к глазам.
  • Прищуривается и часто потирает глаза.
  • При просмотре телевизора или чтении закрывает один глаз.
  • Слишком близко держит планшет или телефон.
  • Чтобы лучше видеть, наклоняет голову.
  • Стремится избегать занятий, которые требуют хорошего зрения на дальнее (игры с мячом) или близкое (чтение, рисование) расстояние.
  • При ярком освещении зажмуривается.
  • Часто жалуется на утомление глаз и головную боль.

Как защитить зрение ребенка?

Главным фактором сохранения здоровья глаз является контроль зрительных нагрузок. Поэтому первое, что нужно сделать, — ограничить количество времяпровождения за различными гаджетами. По мнению специалистов, наиболее безопасным для глаз является расположение телевизора на расстоянии 3-5 метров. Малышам от 3 до 5 лет желательно проводить у него не более 15 минут в день, а дошкольникам от 6 до 7 лет — не более 25 минут. Школьникам допустимо смотреть телевизор до 1,5 часов в день, при этом обязательно делая перерывы. Офтальмологи утверждают, что самое вредное воздействие оказывают именно телефоны и планшеты, поскольку ребенок не может систематически удерживать технику на безопасном расстоянии.

Для сохранения здоровья глаз ребенка нужно правильно организовать рабочую зону в его комнате. Письменный стол должен располагаться у окна, чтобы малыш читал и писал при естественном и ярком освещении. Выбирайте удобную мебель: функциональный стол и стул со спинкой, чтобы школьнику было удобно сидеть. Необходимо приобрести настольную лампу и установить так, чтоб свет падал справа от левши или слева от правши. Это позволит комфортно заниматься в вечернее время. Не стоить покупать слишком яркий светильник — он может привести к быстрой утомляемости глаз. Следите за тем, чтобы при выполнении домашнего задания ребенок сидел ровно, а тетрадь и учебник располагались на расстоянии не менее 40 см от глаз.

Рацион воспитанников детского сада и учеников младших классов должен состоять исключительно из натуральных продуктов, поскольку растущему организму требуются витамины, минералы и прочие полезные вещества. По мнению врачей, для сохранения зрения детей необходимо достаточное количество витамина А. Для поддержания здоровья глаз рекомендуется включить в меню школьника: облепиху, шиповник, морковь, зелень, чернику, курагу, тыкву и хурму. Важно, чтобы питание было сбалансированным.

Защита глаз детей: основные правила

  • Контролируйте зрительную нагрузку — дозируйте время, которое малыш проводит с гаджетами и в процессе выполнения домашнего задания.
  • Следите, чтобы телевизор находился на безопасном для глаз расстоянии.
  • Наблюдайте за тем, чтобы меню было сбалансированным. Постарайтесь включить максимум продуктов с содержанием витамина А.
  • Правильно оборудуйте рабочее место ребенка (письменный стол или парту). Убедитесь в том, что ему достаточно света и комфортно сидеть на стуле.
  • Соблюдайте оптимальное расстояние к книге или тетради (35-40 см).
  • Делайте небольшой перерыв на 10-15 минут через каждые 40 минут занятий.
  • Проследите, чтобы ребенок больше времени проводил на свежем воздухе, играя в подвижные игры с подростками.
  • Обязательно контролируйте режим сна.
  • Следите за тем, чтобы ребенок выполнял специальный комплекс упражнений для глаз для детей.
  • Не позволяйте малышу читать в транспорте или лежа.

Стоит отметить, что даже при правильном распорядке дня и хорошем питании никто не сможет гарантировать сохранность зрения. Для профилактики появления аномалий рефракции нужно обязательно своевременно проходить медицинский осмотр у окулиста. Кроме того, рекомендуется выполнять простую и достаточно эффективную гимнастику для глаз для детей. Она не отнимет много времени, как правило, упражнения длятся не более 8 минут. Зарядка позволяет немного расслабить глаза и произвести их подготовку к дальнейшим нагрузкам.

Зарядка глаз для детей дошкольного возраста

Дошкольникам рекомендуется по вечерам систематически выполнять упражнения для снятия зрительного напряжения. Это простая и эффективная зарядка, которая позволит сохранить зрение. Помните, что любая активность помогает глазкам ребенка лучше работать.

Укрепление зрения у детей дошкольного возраста

Упражнение 1. На уровне глаз ставится точка. Дошкольник смотрит на нее в течение 5 секунд, а затем переводит взгляд на предмет, расположенный вдали.

Упражнение 2. Быстрое моргание позволяет расслабить глаза и снять усталость. Достаточно нескольких секунд.C:\Users\Света\Desktop\80da1561290bb927616ef81b985b8629.jpg

Упражнение 3. Малыш прикрывает глаза ладошками на 10-15 секунд, а затем открывает. Следует повторить 2-3 раза. 

Упражнение 4. Возьмите любой яркий предмет и водите по часовой стрелке, пусть малыш за ним следит.

Важно, чтобы гимнастика для глаз для детей выполнялась регулярно. Только в данном случае она будет эффективна.

Что делать, если у ребенка ухудшилось зрение?

Если Вы обнаружили, что у ребенка ухудшилось зрение, нужно немедля обратиться к офтальмологу и пройти обследование. Важно успеть выявить ранние признаки зрительной патологии, поскольку многие заболевания (косоглазие, амблиопия и пр.) поддаются лечению преимущественно в детском возрасте. Это связано с тем, что зрительная система ребенка еще только формируется, а потому достаточно пластична. После проведения детального обследования глаз врач выпишет рецепт на покупку очков или контактных линз (при необходимости).

Помните, что отсутствие своевременного лечения приводит к таким серьезным последствиям, как трудности с предстоящим обучением в школе, стойкое нарушение зрения и, как следствие, проблемы с развитием личности маленького человека.

C:\Users\Света\Desktop\astigmatizm_u_deteyj.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет)

 

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mathforpreschoolers/matematikadlyadoshkolnikov18.jpg

В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
  Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
  Стоит до школы научить ребенка различать: -пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.); - узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); -величину предметов; - понятия» больше", "меньше", "часть", "целое".
 
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
  Игра "Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий).              Игра «Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
  Игра "Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
  Игра "Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
  Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи.    Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
  Игра "Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
  Игра "Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
  Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
  Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например, "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
  Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги.   Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
  Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"

Причины плоскостопия у детей. Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников....

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"

Профилактика плоскостопия у детей.В последнее время мы всё чаще  встречаемся с таким диагнозом.Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляем...