«Детство особый период развития человека.»
статья

Тимофеева Елена Игоревна

 

Период от рождения до поступления в школу является, по при­знанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходи­мых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_osobyy_period_razvitiya_cheloveka.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Детство особый период развития человека.»

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Понятие Детство – это феномен, характеризующий период формирования и развития важнейших функций организма ребенка, его социализации, когда ребенок не только усваивает нормы поведения в обществе, но и инкультурации, когда ребенок впитывает основные идеи конкретной культуры. Оно имеет важное значение в культуре в целом, поскольку не только закладывает основы развития будущих поколений, но и определяет уровень социокультурного развития общества.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

 Продолжительное детство позволяет развивать наше самое важное биологическое преимущество - нашу психику.

Таким образом, первые месяцы и годы жизни – это период, в котором происходит развитие различных психических качеств (например, логическое мышление, воображение, речь, навыки общения и т.д.), и это происходит медленно, качества накапливаются одно за другим.

У человека есть много качеств, которые необходимо выстроить постепенно, в то время как другие даны ему от рождения. Когда ребенок приходит в мир, он способен испытывать все эмоции с самого начала, точно так же как и мы - гнев, печаль, радость, страх, боль, разочарование и т.д. Они заложены еще в зародыше. Но у новорожденного еще не развито логическое мышление – а это то, важнейшее качество, которое отделяет нас от животных и делает доминирующим видом на планете. Логическое мышление развивается довольно долго – до семи лет. Не случайно психологи говорят, что эти годы являются наиболее важными. До школьного возраста ребенок может чувствовать многие вещи, но не может объяснить их как зрелая личность. Детские представления искажены, с точки зрения взрослого человека. Например, если мама в комнате и играть с малышом, он чувствует себя счастливым и любимым, когда мама уходит, он чувствует гнев и печаль. Ребенок не имеет способности понять, что мама ушла, чтобы приготовить ему еду и на самом деле в это время заботиться о нем. У него все проще - моя мама здесь, она любит меня, я счастлив. Если – ее нет (или она ругает меня), мне плохо и страшно. Это очень мощные эмоции, т.к. на генном уровне малыши знают, что их выживание целиком и полностью зависит от родителей.

Дети знают, что смогут сделать много вещей, когда станут взрослыми и их качества разовьются. Не случайно дети говорят: когда я вырасту, я стану таким-то, я могу сделать то-то. В их представлении взрослые могут все, они выглядят, как боги и никогда не могут ошибаться. Так что, если взрослый что-то сделал по отношению к ребенку, что вызвало у него боль и скорбь, он решит, что вся вина лежит на нем, он делает что-то недостаточно хорошо. Маленький человек не обладает рассудительностью взрослых и умением логически объяснить ситуации. Взрослый обычно может сказать себе - этот человек, который сердится на меня сейчас, просто в плохом расположении духа, это раздражает, но это не имеет ничего общего со мной (т.е. это не моя проблема). Ребенок же, которого часто ругают или уделяют мало внимания, попадает в своего рода эмоциональной лабиринт (боль, недовольство собой), из которого не знает, как выйти.

Конечно, в любом случае (даже если вы подготовленный в вопросах воспитания и любящий родитель) дети будут испытывать свои конфликты. Просто потому, что это специфика детства. Важно, чтобы вы знали, как показать свою любовь к ребенку, чтобы он это почувствовал, это очень поможет ему в преодолении трудностей и сейчас и в дальнейшем. К сожалению, многие не справляются с родительской ролью не потому, что они плохие люди, а потому, что попросту не знаю, что и как нужно делать.

И если прежний метод воспитания предполагал, что родитель всегда знает лучше, а ребенок не может решить, что ему подходит, то теперь есть мнение, что ребенок может выражать собственные потребности. Он может сам решать, когда ложиться спать, что есть и какую одежду носить. Но некоторые родители, идя по этому пути, делают очень серьезные ошибки. Так, например, психологи рекомендуют не спрашивать ребенка – что ты хочешь есть – потому что он вполне может ответить – шоколад и кока-колу, а предлагать разумный выбор – спросив, например, что ты хочешь есть – рыбу или мясо?

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. 

Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания, которые дети будут реализовывать в воспитании своих детей.

 Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений с детьми:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении

2. Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»

3. Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

4. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми

 5. Не устанавливайте жестких требований, будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей

6. Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач

7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни

 8. Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию

9. Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Помните, дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

 Важно знать, когда:

 · ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;

 · ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;

· ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;

· ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;

· ребенка хвалят – он учится быть благородным:

· ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;

· ребенка поддерживают – он учится ценить себя; ·

 ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;

· ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Дорогие родители еще раз напомним:

1. Игры на внимание, память, скорость, наблюдательность:

  • «Мемо» – игра на нахождение тематических парочек.
  • «Барабашка» – карточная игра с дополнительными фигурками. Основная цель игроков быстрее соперника рассмотреть картинку, определить, каких признаков нет (цвета, формы), первым схватить соответствующий предмет.
  • «Зелёная корова» – кто быстрее раскрасит картинку в нужный цвет.
  • «Хватайка» – кто быстрее найдёт нужную карту.
  • «Спрячь и найди» – игра, в которой нужно найти, как можно больше карточек, соответствующих цвету предложенных колпачков.
  • «Быстрая реакция» – собирание картинок, выпавших на игральных костях, в единое целое. Необходимо быстрее других найти данное изображение на игровом поле. 

2. Игры на логику, абстрактное и пространственное мышление, зрительно моторную координацию:

  • «Танграм» – классическая головоломка, состоящая из 7-и геометрических элементов или из более сложных деталей. При их составлении получаются силуэты животных, людей, транспорта и т.д.
  • «Лабиринт-куб» – это прозрачный кубик с шариком внутри.
  • «Змейка Рубика».
  • Пазлы с различными иллюстрациями от 100 деталей и больше.
  • «Квадриллион» – головоломка, состоящая из 12-и элементов разного цвета и формы, которые следует правильно разложить на магнитном поле.
  • «Дженга» (падающая башня) – строительство башни из блоков с дальнейшей попыткой сохранения её в вертикальном состоянии.
  • «Blokus» – игра, похожая на тетрис.
  • «Час пик», «Парковка» – суть игры вывести машинку из пробки.
  • «Стульчики» – строительство башни из стульев.
  • Шашки, шахматы, домино, лото.
  • Мозаики.

3. Математические и стратегические игры по возрасту:

  • Монополия – финансовая игра.
  • Каркассон, Манчкин – настольные игры.
  • Набор умника из 6-и игр: «Фрукто 10». «Турбосчёт», «Много-много», «Делиссимо», «Геометрика», «Трафик-Джем».
  • «Озадачник. Математика.»
  • «Колонизаторы» – стратегическая игра по захвату новых земель.
  • «Морской бой» – настольная логическая игра на бумаге.
  • «Трафик Джем» – игра, которая научит ориентироваться в числовом ряду.

4. Игры на грамотность, пополнения словарного запаса:

  • «Эрудит» (словодел, скрабл) – составление новых слов.
  • «Соображарий» – игра в слова.
  • «Озадачник. Родная речь» – карточная игра.
  • Настольная игра «Rory`s Story Cubes», основной целю которой связывание в единую историю событий, выпавших на кубиках.
  • Дидактическое лото «Говорим правильно».

Игрушки для интересного и увлекательного времяпровождения выбрать не так уж и сложно, если вы знаете, чем ваш ребёнок интересуется, и обращаете своё внимание на его предпочтения. Производители детских товаров также предоставляют вам подсказку в виде знака, указывающего на рекомендуемый возраст ребёнка. В нашем случае на коробке будет стоять значок «6+». Среди игр, игровых и творческих наборов много вариантов, они подойдут как мальчику, так и девочке. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Гаджеты – всевозможные технические новинки, предназначенные для выполнения небольшого круга задач. В их число входят: детские планшеты, домашние мини проекторы со встроенной памятью, умные часы, смартфоны, микроскопы.
  2. Наборы для проведения различных экспериментов и интересных опытов.
  3. Наборы для тех, кто хотел бы выступить в роли фокусника.
  4. Средства передвижения в разное время года: велосипеды, роликовые коньки, скейты, самокаты, лыжи, коньки.
  5. Игрушки для подвижных игр на улице: теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, боулинг.
  6. Театр (реквизит для постановки театрализованных действий).
  7. Тематические электровикторины, сопровождаемые свето-звуковыми эффектами.
  8. Наборы для творческих занятий лепкой, рисованием, раскрашиванием.

Игрушки для мальчиков

Рассмотрим возможные забавы, которыми могут подойти мальчику:

  1. Конструкторы: блочные, электронные, деревянные, металлические.
  2. Машинки и транспорт (модели, радиоуправляемые, инерционные, на пульте управления).
  3. Роботы, тоботы, трансформеры, роботы-трансформеры.
  4. Игрушки для активного отдыха (футбольный мяч, клюшка с шайбой, тир, дартс).
  5. Настольные игры (хоккей, футбол).
  6. Интерактивные игрушки: говорящие фигурки, двигающие драконы и динозавры, роботизированные предметы суперменов (шлем, руки-роботы).
  7. Творческие наборы (выжигание, моделирование, конструирование).
  8. Сюжетно-ролевые и тематические наборы, такие как: «пираты», «автомойка», «шиномонтаж».

Об игрушках для девочек

Девочке придутся по душе не менее интересные игрушки:

  1. Многочисленные куклы (растущие куклы blume, куклы LOL, коллекционные, интерактивные, куклы-модели, Барби, куклы, сделанные по любимым сериалам и компьютерным играм).
  2. Кукольные домики с мебелью.
  3. Кукольная одежда, аксессуары, транспорт.
  4. Кукольная мебель: из древесины, бумаги, пластика, резины, сборные, для росписи.
  5. Интерактивные игрушки, например, домашние питомцы на радиоуправлении.
  6. Сюжетно-ролевые и тематические: «семья», «салон красоты», «магазин».
  7. Мягкие игрушки, подушки.
  8. Игрушки для активного отдыха: хула-хуп, скакалка.
  9. Творческие наборы, например, плетение браслетов.
  10. Конструкторы блочные для девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особому» детству - особое внимание.

Статья в журнале "Дошкольник"...

Дошкольное детство – особый период!

Статья для чтения родителям, опубликована в одном из выпусков родительской газеты ДОУ. Статья рассказывает об особенностях дошкольного детства, учит, как с максимальной пользой для ребёнка использоват...

Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.         Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это в...

Презентация. Игра, как особое пространство развития ребенка от 3-х до 7-ми лет по программе "Детство" в контексте ФГОС ДО

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают ...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Консультация для воспитателей «Раннее детство – особый период в жизни ребёнка.»

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность р...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...