«Особому» детству - особое внимание.
статья по логопедии по теме

Рузанова Лилия Алиевна

Статья в журнале "Дошкольник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ruzanova_l._1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Центр образования №1417 дошкольное подразделение

«Особому» детству - особое внимание.

Учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1417

 дошкольное подразделение

                                                         Рузанова Л.А.

«Особому» детству - особое внимание.

Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья

может достигнуть значительных успехов, если ему будут

обеспечены: комплексная диагностика, социальная и

коррекционно – педагогическая помощь в обучении,

социально – трудовая адаптация и интеграция в общество.

      В настоящее время внимание многих педагогов, психологов, медицинских работников во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен: именно в первые годы ребенок учится тому, что будет использовать на протяжении всей дальнейшей жизни. Поэтому актуальным является раннее выявление и специальная помощь детям с отклонениями в развитии. Рождение здорового малыша всегда радостное, счастливое событие  в семейной жизни. Но если  в семье появился ребенок с проблемами в развитии? Здесь на помощь приходят специалисты, работающие в структурном подразделении Лекотека.  

      Лекотека – это новая форма дошкольного образования для детей, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем, с социальной адаптацией, с физическим и психическим развитием. Это те дети, которые по медицинским показаниям не могут быть зачислены не только в группу полного дня, но и в группу кратковременного пребывания.

      Деятельность Лекотеки  направлена на:
 - поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка;
- налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи;
-формирование предпосылок к обучению;
- гармонизацию родительско - детских отношений.

     Самое  главное - оказать психологическую помощь маме, снять с нее комплекс вины и привлечь к работе с ребенком. Ведь не так просто принять создавшуюся ситуацию. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают шок и отчаяние, потом приходит чувство вины перед своим ребенком. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи и  не могут самостоятельно оказать ребенку необходимую помощь. 
    Посещая вместе с ребенком Лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку.
Важное значение имеет работа всех специалистов Лекотеки. Возможности детей, посещающих структурное подразделение невелики, их продвижение, по крайней мере, на первых этапах обучения, практически незаметно. Необходимо показать матери даже едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности.

        Структурное подразделение  Лекотека посещают дети со сложной структурой дефекта. Они нуждаются в особых формах обучения и воспитания, так как имеют грубые нарушения познавательной деятельности,  речи, эмоциональной сферы. Они все разные. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Поэтому важным для работы с такими детьми является поиск позитивных, резервных возможностей его развития. Умение увидеть «сохранное и здоровое» является основой для построения коррекционной программы, определения содержания работы.

       Обучение детей, посещающих Лекотеку, должно быть комплексным – это создание оптимальных условий для одновременного развития речи, мышления, памяти и других познавательных процессов. Поэтому свою работу специалисты Лекотеки должны строить с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

      Дети со сложной структурой дефекта развиваются,  многие из них способны к обучению и последующей социальной адаптации. Обучение их эффективно в том случае, если оно ведется систематично, организованно, в соответствии с их возрастными и психофизическими возможностями, направленно на их социализацию и приспособление к жизни в условиях включенности в окружающую среду.

      Приоритетной задачей   в работе с детьми со сложной структурой дефекта становится их социальное развитие в целом. Специалисты Лекотеки должны создать условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

  • возникновению желания познавать окружающий мир;
  • развитию их социального поведения;
  • расширению круга общения с людьми;
  • формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил. 

         Ведь рождение ребенка с физическими и психическими нарушениями – это испытание не только для самого малыша. Такой ребенок уже своим существованием испытывает всех нас: родителей и родных – на истинность и крепость их любви, педагогов – на верность профессиональному долгу.

        Многие дети физически слабо развиты. У всех детей крайне затруднена мелкая моторика пальцев и кистей рук. Большинство детей медленно, с трудом ходят по лестнице, не могут бегать и прыгать, поймать мяч, не удерживают крепко предмет, игрушку.

        В эмоционально-волевых и личностных проявлениях такие дети     неодинаковы. Они значительно различаются по эмоциональному настрою, возможностям и навыкам общения, навыкам социального поведения. У некоторых наблюдается нестабильность эмоционального состояния,  негативизм, неожиданные аффективные вспышки, они конфликтуют с детьми и нуждаются в постоянном внешнем регулировании их деятельности. Другие эмоционально более ровны: ласковы,  привязчивы. Все дети эмоционально зависимы от взрослых, от  обстановки и социально беспомощны.

     Обучение детей со сложной структурой дефекта направлено на достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном планах.

      Помощь детям со сложной структурой дефекта является важным звеном в системе их реабилитации.  Поэтому работа специалистов Лекотеки должна быть ориентирована на выявление не только слабых сторон нарушенной функции, сколько сохранных возможностей.  

        Еще раз хочется подчеркнуть, что важную роль в эффективности коррекционной  помощи   играет семья ребенка. Необходима прочная взаимосвязь родителей с педагогом, а также комплексный подход к проблеме с участием всех других специалистов, сопровождающих ребенка:  учителя-дефектолога, психолога, врача, социального работника   и др.  Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Лекотеку посещают дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.        

Итак, Лекотека - это игровое пространство поддержки детей и родителей, нуждающихся в педагогической, психологической, социальной помощи.  Объединяя усилия, даже в экономически сложной ситуации можно работать в интересах детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.

Список литературы.

  1.  Барднер Г., Ромазан И., Череднякова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев; Санкт-Петербург, 1993..
  2. Бгажнокова И.Н. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. М., 2007
  3. Жукова О.С., Балабанова В.П. Самоучитель для родителей. М., 2007
  4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-П., 2008
  5. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003
  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под редакцией Пузанова Б.П М., 2006
  7. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение!"

В вашей семье есть самые главные люди – это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, ...

Дошкольное детство – особый период!

Статья для чтения родителям, опубликована в одном из выпусков родительской газеты ДОУ. Статья рассказывает об особенностях дошкольного детства, учит, как с максимальной пользой для ребёнка использоват...

Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.         Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это в...

Методические разработки мероприятий в рамках Открытого Урока чтения-2017 по теме: «Особое детство» по произведению В.П. Катаева «Цветик –семицветик»

ldquo;Особое детство”, чтение в подготовительной группе произведения В.П. Катаева “Цветик-семицветик”....

Консультация для воспитателей «Раннее детство – особый период в жизни ребёнка.»

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность р...

"ДЕТСТВО-ОСОБЫЙ МИР" ( буклет " ИГРЫ С ПЕСКОМ")

В буклете предложены игры с песком , используемые на  логопедическх занятиях....

«Детство особый период развития человека.»

Период от рождения до поступления в школу является, по при­знанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального форм...