Условия семейного воспитания
статья (средняя группа)

Куприянова Валентина Алексеевна

в статье представлены общие условия семейного воспитания: родительский авторитет, игра, дисциплина, семейное хозяйство, воспитание в труде, половое воспитание, воспитание культурных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarenko_a.s.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «А. С. Макаренко

о проблемах семейного воспитания»


Содержание

  1. Введение…………………………………………….

3

  1. Общие условия семейного воспитания…………...

5

  1. Родительский авторитет…………………….

5

  1. Игра…………………………………………..

5

  1. Дисциплина………………………………….

7

  1. Семейное хозяйство…………………………

8

  1. Воспитание в труде………………………….

9

  1. Половое воспитание…………………………

9

  1. Воспитание культурных навыков………….

10

  1. Завершение………………………………………….

11

  1. Список использованной литературы……………...

12

        Введение.

 Макаренко Антон Семенович (1888—1939) — отечественный педагог, прозаик советского периода, наследие которого вызывает массу разноречивых оценок.

Основа педагогической концепции Макаренко — соединение воспитания и обучения с коллективным производительным трудом.

В своей литературной деятельности он касался и вопросов, связанных с семейным воспитанием. В 1937 году в соавторстве с женой, Галиной Стахиевной Макаренко, написал "Книгу для родителей", а также читал лекции и выступал, говоря о вопросах воспитания в семье.

А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Антон Семенович сказал: «Воспитывать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать[1]». Правильное воспитание – это дело, которое дается каждому человеку, каждому отцу и каждой матери, это дело приятное, радостное и счастливое.

Также Макаренко отмечал, что только в той семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер, равномерно распределяясь между всеми. Негативно влияет на ребенка так же и неполная семья.

Серьезным вопросом считал советский педагог – какую цель в воспитании ребенка ставят родители. По его мнению, плохо воспитанный человек принесет горе не только родителям, но и многим людям, и всей стране.

Воспитание ребенка проходит не только при разговоре с ребенком, а в любой момент действия родителя. Каждодневные действия – смех, чтение, надевание одежды, общение с людьми – все это воспитывает ребенка. Главный метод воспитания – родительский контроль над каждым своим шагом. Разговор с ребенком должен проходить серьезным тоном, быть простым и искренним.

Для того чтобы ребенку было легче идти по жизни, родители должны знать интересы ребенка, с кем он общается, но при этом предоставлять ему необходимую свободу, где бы он попадал под разнообразные влияния жизни. Родители должны постоянно корректировать жизнь ребенка, разумно использовать свое время, которого так часто не хватает.

Сущность воспитания заключается в организации семьи, личной и общественной жизни родителей и в организации жизни ребенка.

Общие условия семейного воспитания.

Родительский авторитет.

Авторитет не требует никаких доказательств, он принимается детским глазом как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность.

Неправильна та цель, в которой главное послушание и авторитет родителей. Цель только одна – правильное воспитание. Только к этому должны стремиться родители, а не к послушанию ради послушания.

Главным основанием авторитета родителей является их жизнь и  работа, их гражданское лицо и поведение. Если родители это делают честно и разумно, если они сами дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, значит у них есть родительский авторитет и им не нужно ничего придумывать искусственного.

Игра.

   Игра имеет важное значение в  жизни ребенка,  имеет то  же  значение, какое у взрослого имеют деятельность,  работа,  служба.  Каков ребенок в игре,  таков  во  многом он  будет  в  работе,  когда вырастет.  Поэтому воспитание будущего  деятеля  происходит прежде  всего  в  игре.  И  вся история  отдельного  человека  как   деятеля  и   работника  может  быть представлена в развитии игры и в постепенном, переходе ее в работу. Этот переход   совершается очень   медленно.

В  школьном  возрасте  работа  уже  занимает  очень  важное место,    она связана    с более серьезной ответственностью, она связана и  с  более  определенными  и  ясными  представлениями о  будущей  жизни. Но и  в  это время ребенок   еще очень много играет,  любит  игру,  ему  даже  приходится переживать довольно сложные коллизии,   когда  игра  кажется  настолько симпатичнее    работы,  что хочется отложить работу и поиграть.  Если такие коллизии происходят, это значит,  что воспитание ребенка в  игре и в рабочих функциях происходило неправильно,  что  родители    допустили какие-то  перегибы.  Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребенка.

Совсем не надо раньше отвлекать ребенка от  игры и  переводить на  рабочую заботу. Такой перевод не  принесет пользы,  он явится насилием над ребенком,  он вызовет  у  него  отвращение  к  работе  и  усилит  стремление  к  игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.

Для  того чтобы руководить игрой ребенка и  воспитывать его  в  игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от  работы.  Если родители не подумают над этим вопросом, не  разберутся в  нем как следует,  они не  смогут руководить ребенком и будут теряться в каждом отдельном случае,  будут скорее портить ребенка, чем воспитывать.

В  каждой  хорошей игре  есть  прежде всего  рабочее усилие и  усилие мысли. Игра должна доставлять ребенку радость -  радость творчества, или радость победы. Такую же радость приносит и хорошая работа.

Работа отличается от игры в том, что   работа  есть  участие  человека в  общественном производстве,  в создании социальных ценностей. Игра  не  преследует таких  целей, но  имеет к  ним  отношение косвенное:  она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям,  которые необходимы для работы.

Родители во время игры своих детей должны следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка,  чтобы  не  отвлекала его  целиком  от общественных целей, и чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

   Родители должны выбирать своему ребенку полезные игрушки: 1) готовые простые или механические, 2) кубики, картинки с вопросами, 3) материал из которого можно сделать игрушку (глина, песок, куски картона, бумаги).

      Лучше всего чтобы у ребенка были все три вида игрушек, но  ни  в  коем  случае не  в  избыточном количестве.  Важно, чтобы ребенок мог организовывать игру, используя свои игрушки.

Дисциплина.

Дисциплинированный человек – это человек, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.

Родители должны помнить положение: дисциплина создается не отдельными какими – нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети.

Если дисциплина есть результат всей воспитательной работы, то режим есть только средство, только способ воспитания.

Семейный режим не может быть и не должен быть одинаковым при различных условиях. Возраст детей, их способности, окружающая обстановка, соседи, величина квартиры, ее удобства, дорога в школу, оживленность улиц и многие другие обстоятельства определяют и изменяют характер режима.

В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшие нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будет следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям.

Родители при этом также должны следить за своим режимом.

Режим внутри семьи находится почти в полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. За родителями остается возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а этого в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет.

Если в семье правильно развивается режим, если родители внимательно следят за его развитием, наказания не будут нужны. Также нужно быть осторожным и с поощрением.

Семейное хозяйство.

Каждый ребенок есть член семьи и, следовательно, участник семейного хозяйства,  а следовательно, в известной степени и участник всего хозяйства страны.

При помощи правильного руководства в области семейного хозяйства воспитывается:

  • Коллективизм,
  • Честность,
  • Заботливость,
  • Бережливость,
  • Ответственность,
  • Способность ориентировки,
  • Оперативная способность.

Воспитание в труде.

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры.

Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Особая задача воспитателя – научить творческому труду. А он возможен тогда, когда к работе относишься с любовью, видишь в ней радость, понимаешь пользу и необходимость.

Дети, которые не нашли в семье никакого трудового опыта, они не смогут получить хорошей квалификации в будущем.

Не нужно забывать, что нет существенной разницы между трудом физическим и трудом умственным. В том и в другом труде важной стороной является прежде всего организация трудового усилия.

Половое воспитание.

Вопросов о половом воспитании в семье может быть разрешен правильно, но только, когда родители хорошо себе представляют самую цель, которую они должны преследовать в половом воспитании своих детей.

Родители должны воспитывать своих детей так, чтобы из них не вышли люди, в своем поведении идущее против общественной нравственности.

Цель полового воспитания – воспитать детей так, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье.

Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к Родине, тем самым воспитывается и половое отношение.

Не нужно бояться того, что ребенок узнает о тайне деторождения от своих товарищей и подруг и будет держать свое знание в секрете. Секрет в этом случае вовсе не страшен. Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны жизни человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ всему обществу. И только тогда, когда у ребенка уже воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть большая привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, только тогда. Следовательно в более позднем возрасте, можно говорить с ребенком о половой жизни. Эти беседы должны происходить строго по секрету между отцом и сыном или между матерью и дочерью. Такой разговор должен касаться как вопросов половой гигиены, так и половой нравственности.

Воспитание культурных навыков.

Культурное воспитание в семье – дело, которое справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность.

Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания.

При помощи самых разнообразных методов культурную работу в семье должно сделать очень интересной и важной, имеющей большое значение для воспитания. Но решительно и всегда необходимо, чтобы за любой культурной темой, за любым делом и родители и ребенок видели людей. Ребенок все больше и больше должен чувствовать себя гражданином нашей страны, должен видеть героические подвиги наших людей, должен знать, кому он вместе с другими обязан своей сознательной культурной жизнью.

Завершение.

Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

Антон Семенович Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

Список использованной литературы.

  1. Константинов Н. А. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. – Издание пятое, дополненное и переработанное. – Москва: Просвещение, 1982. – 447 с.
  2. Латышина Д. И. Учебное пособие: История образования и педагогической мысли. – Москва: Гардарики, 2005. – 603 с.
  3. Макаренко А. С. Избранные произведения: в 3-х т. Том 2. Общие проблемы педагогики. - Издание второе, исправленное и дополненное – Киев: Радянська школа, 1985. -  574 с.
  4. Макаренко А. С. Избранные произведения: в 3-х т. Том 3. - Издание второе, исправленное и дополненное – Киев: Радянська школа, 1985. -  592 с.
  5. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – Москва: Просвещение, 1964. – 116 с.
  6. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – Москва: Художественная литература, 1987. – 623 с.
  7. http://www.kalitva.ru/152956-semejnoe-vospitanie-ot-makarenko.html


[1] Макаренко А. С. Избранные произведения: в 3-х т. -  Изд. 2-е, испр. и доп. – К.: Рад. шк., 1985. -  стр. 364


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра дошкольников в условиях семейного воспитания

При правильном руководстве  со стороны родителей и педагогов детского сада способны формироваться игровые навыки у детей....

ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт- Петербурга Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях семейного воспитания как современная педагогическая проблема» Иванова Светлана Евгеньевна

ГБДОУ  детский сад №134 Выборгского района  Санкт- Петербурга     Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях  семейного воспитания как современная педаго...

Как дети становятся избалованными и испорченными в условиях семейного воспитания

Этот материал будет интересен родителям и педагогам работающим с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игра дошкольника в условиях семейного воспитания»

Этот материал поможет родителям найти интересные занятия для своих детей дома...

Консультация для родителей. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях семейного воспитания с помощью разных информационных источников»

Даны родителям рекомендации по использованию разных информационных источников (художественной литературы, музыкальных произведений, периодических изданий, интернет - ресурсов) по формированию основ зд...

Формирование конструктивных навыков в условиях семейного воспитания.

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкрет...

Рекомендации для родителей «Организация режима дня в условиях семейного воспитания»

"Организация режима дня в условиях семейного воспитания"...