Консультация для родителей «Творческое рассказывание»
статья (старшая, подготовительная группа)

Тюсикова Наталья Викторовна

Детские фантазии в виде придумывания рассказов, весёлых и не очень историй, сочинения сказок о любимых персонажах, домашних питомцах, о происшествиях с друзьями или приключениях с родителями – всё это укладывается в понятие «творческое рассказывание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx87.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Творческое рассказывание»

Детские фантазии в виде придумывания рассказов, весёлых и не очень историй, сочинения сказок о любимых персонажах, домашних питомцах, о происшествиях с друзьями или приключениях с родителями – всё это укладывается в понятие «творческое рассказывание»

Что же это такое и нужно ли специально обращать наше с вами внимание на такой вид детской речевой деятельности?

Творческое рассказывание – деятельность воображения, направленная на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочетаниях, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенный и облаченный в определенную словесную форму, соответствующую содержанию (Л.В. Ворошнина)

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. 

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание играет большую роль в становлении связной речи, развитии словесно-логического мышления и становлении такого уровня монологической речи, который будет необходим ребёнку при переходе, от пока ещё основной у дошкольника игровой деятельности, к учебной, у будущего школьника. Без хорошего развития связной монологической речи обучение в школе может быть затруднено.

Самостоятельное сочинение ребёнком рассказа предполагает умение грамотно составлять предложения, учитывать последовательность развития сюжета, использование зачина, завязки сюжета, кульминации и логического завершения. Ребёнок должен уметь описать героя, его настроение, место и время событий так, чтобы слушающие поняли задумку его повествования.

Педагоги и родители могут помочь дошкольнику в развитии такого вида речи самыми разными и очень интересными для ребёнка способами.

Существует несколько педагогических условий для успешного обучения творческому рассказыванию:

  1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

Это условие предполагает посещение экскурсий, рассматривание картин, книг, иллюстраций, наблюдение за трудом взрослых.

Эти условия довольно просто соблюсти в семье. Накапливая большой зрительный опыт и опыт общения со взрослыми и сверстниками, ребёнок непременно захочет делиться им, а значит будет облекать свои впечатления в форму рассказа, что-то добавлять от себя, немного фантазировать.

Читая ребёнку книги, мы пробуждаем его фантазию, учим видеть прекрасные образы литературного языка. Устное народное творчество обогатит опыт ребёнка не только новыми образами, но и покажет красоту родного языка, его своеобразное строение, наполнит сознание аллегориями, эпитетами, олицетворениями и побудит к словесному творчеству.

  1. Обогащение и активизация словаря.

Богатый словарный запас – залог грамотной, неклишированной речи в будущем. В наших силах помочь детям обогатить словарь словами-определениями, словами, помогающими описать чувства, признаки, переживания, характеры возможных героев и персонажей. Для этого можно играть в игры, например «Скажи наоборот» (весёлый-грустный, добрый-злой и т.п.), «Какой, какая, какое?» (Колобок какой? - Весёлый, непослушний, доверчивый, бесхитростный). При чтении книг и просмотре детских фильмов и мультфильмов обращайте внимание на героев, на их чувства, мысли и поступки, обсуждайте их, предлагайте рассмотреть ситуации, когда герой повёл бы себя по иному, что изменилось бы в таком случае.

  1. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания.

Воспроизводя рассказ, сказку, историю, ребёнок должен придерживаться определённой структуры: должно присутствовать начало, завязка сюжета и логическое завершение. Весь рассказ должен быть грамотно выстроен и, в итоге, понятен слушателю.

  1. Ребёнок должен чётко понимать значение задания «придумать».

«Придумать» - создать нечто новое, то, что никогда с ним не происходило, то, чего он никогда не видел, но в то же время, это вполне могло произойти с кем-то другим.

Желая помочь дошкольнику развить навыки творческого рассказывания, педагоги и родители могут прибегнуть к разного рода заданиям.

В старшем дошкольном возрасте это могут быть:

  • придумывание продолжения и завершение рассказа;
  • вспомогательные вопросы;
  • план в виде вопросов;
  • рассказывание по сюжету, предложенному педагогом или родителем;
  • придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему;
  • придумывание сказки;
  • пересказы;
  • рассказывание по картине;
  • описания природы;
  • различные словесные дидактические игры.

Самым сложным для дошкольника представляется придумывание сказки или рассказа. Здесь ребёнок должен обладать высоким уровнем интеллектуальной и речевой зрелости и, возможно, природной одарённостью и способностью сочинять.

Хорошие результаты даёт сочетание словесных заданий с продуктивной деятельностью. Создавая что-то новое руками, а затем рассказывая, о вновь получившемся объекте, ребёнок максимально подключает своё воображение, речевые навыки и навыки сочинения.

Желаем вам с пользой и интересом проводить совместное время

с ребёнком и успехов в речевом развитии вашего дошкольника!

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza21/11842355182130.files/image002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Творческое рассказывание"

Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Чтобы дети овладели грамотной речью, связными формами высказываний я поставила перед собой задачу:...

Консультация «Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»

Система творческих заданий как основная форма обучения в ТРИЗ-педагогике позволяет успешно решать  задачи:  у ребёнка формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, орг...

Консультация для воспитателей "Творческое рассказывание"

Консультация для воспитателей  по формированию навыков рассказывания у детей дошкольного возраста...

консультация на тему " Творческое рассказывание"

Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.Данная консультация поможет научить ребёнка составлять творческие р...

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Консультация для воспитателей "Творческое рассказывание"

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Дети овладевают сложными формами связной реч...