Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
статья

Шуклина Наталья Виталиевна

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Мелкой моторикой называется способность выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами рук и ног, и эта способность связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребенка. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, обычного шевеления пальчиками) до очень сложных движений (например, правописание и рисование). Начиная свое становление с самого рождения ребенка, она не прекращает свое развитие.
Пользу мелкой моторики для детей доказали тысячи ученых и проверили миллионы мам.

Чем же она полезна?

1. Развитие ума.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский.

Для того, чтобы выполнить определенное упражнение по мелкой моторике, мозгу ребенка требуется произвести немало работы. Сначала ему нужно обратиться к памяти и вспомнить как он делал такое или похожее задание. Как его выполняла мама или воспитательница. Затем, когда он вспомнил и принял решение ка именно будет действовать, его мозг отправляет руке нервный импульс и получает в ответ зрительную и тактильную информацию. Эту информацию малыш опять складывает в свою память. Работа рук – дело нашего мозга. Чем дольше малыш взаимодействует со своей памятью, чем больше нервных импульсов посылает из одного участка организма в другой, тем более умным  и способным он вырастет.

2. Развитие речи.

Ученые из института физиологии детей и подростков уже давно доказали неразрывную связь между мелкой моторикой и речью. Около трети площади двигательной проекции нашего мозга занимает проекция наших рук, расположена очень близко от речевой зоны. Чем больше внимания мы уделяем мелкой моторики малыша, тем проще будет ребенку говорить. Это доказанный и многократно проверенный факт.

3. Активность.

Развитие мелкой моторики – это череда маленьких и больших побед. Малыш идет от простых задач к сложным. Он обучается, развивается и радуется тому, что у него все получается. Если родители поощряют малыша в его обучении и росте, то ребенок вырастет открытым к новым знаниям и достижениям. Он более охотно находит себе новые области развития и с большим энтузиазмом борется за дело.

4. Память.

Каждый раз, когда ребенок выполняет какое-то действие, в его памяти остается след этого события. В следующий раз малыш обратиться к памяти и вспомнит ка именно он делал это в прошлый раз. Чем чаще человек обращается к своей памяти, тем больше протоптана дорожка к его воспоминаниям. Тем ему проще доставать оттуда различную информацию. И значит впоследствии ему будет проще в учебе, т.к. секрет хорошего обучения – запомнить и вовремя вспомнить все необходимое.  

5. Концентрация.

Когда ребенок регулярно упражняется в мелкой моторике, он лицом к лицу встречается с мыслью, что упорство и труд все перетрут. Стремление к новым победам дает ему мотивацию упражняться и тренироваться. А упражнения в мелкой моторике – это почти всегда сосредоточенная работа, которая требуется от ребенка полного погружения в дело. Малышу, который много тренировался в мелкой моторике, в дальнейшем будет проще сконцентрироваться на своем действии и направить все внимание на свою задачу.

6. Реакция.

Чем больше ребенок упражнялся в мелкой моторике, тем более развиты соединения в его мозгу. Чем лучше развиты эти соединения, тем быстрее по ним идет информация, тем быстрее принимаются верные решения. Реакция – это скорость адаптации человека под текущие условия. Естественно, чем быстрее человек получает зрительную, тактильную и звуковую информацию, тем быстрее он приспосабливается. Чем лучше развиты соединения в его мозгу, тем быстрее пройдет анализ ситуации, примутся решения и будут выполнены необходимые действия. Так что тренировка мелкой моторики значительно повлияет на реакцию ребенка.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.

В своей работе в качестве дополнительных занятий по развитию мелкой моторики у детей 2-3 года я использую следующие игры:

1) Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Игры с крупой — это важнейший этап в развитии для детей любого возраста, ребенку нужно развивать мелкую моторику и мышление. Развиваются тактильные, осязательные чувства ребенка. Когда он достает игрушку, которая погружена в крупу, не видя ее он чувствует ее форму, ее текстуру и мозг додумывает, как выглядит предмет и что это такое.  Рисование на крупе развивает фантазию ребенка и образное мышление, ведь рисунки на крупе — это образы, которые мозг должен додумать, чтобы понять, что на ней изображено. Манкография (рисование манкой или на самой манке) приносит много положительных эмоций.  

2) Игры с песком «Песочная страна». Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. С детьми мы играем в игры с песком: «Отпечатки», «Формочки», «Таинственные следы», «Ощущения».

3) Игры с сачком и цветными крышечками «Поймай рыбку».

4) Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Но развивают они не только мелкую моторику. Однако об этом ниже. Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры.  

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», «Рыбки» и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx639.68 КБ

Предварительный просмотр:

Прайс на теплицы из поликарбоната 18.05.2022

крепление

на болтах

краб-система на 4х болтах

Эконом 2-2,5-3м

        Усиленная 2-2,5-3м        

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

20500

21800

23080

23500

26000

28480

27360

29920

32480

31560

35920

40280

34200

38040

41880

39600

45840

52080

10м

41040

46160

51280

47640

55760

63880

Вставка 2м

6840

8120

9400

8040

9920

11800

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Теплица Арочная Двойная дуга (оцинкованная профильная труба 20х20)

крепление

на болтах

краб-система на 4х болтах

Двойная дуга 2-2,5-3м

Двойная дуга на крабах 2-2,5-3м

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

24360

27560

29480

27360

31760

34880

31328

35552

38880

35528

41552

46680

38296

43544

48280

43696

51344

58480

10м

45264

51536

57680

51684

61136

70280

Вставка 2м

6968

7992

9400

8168

9792

11800

Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Теплица Арочная Усиленная+ (оцинкованная профильная труба 25х25)

 2-2,5-3м

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

21800

24720

26640

28000

33200

34760

34200

41680

42880

10м

40400

50160

51000

Вставка 2м

6200

8480

8120

Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Теплица Арочная Премиум (оцинкованная профильная труба 40х20)

крепление

на болтах

краб-система на 4х болтах

 2-2,5-3м

 2-2,5-3м

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

23592

26280

28840

26592

30480

34240

30944

34784

38240

35144

40784

46040

38296

43288

47640

43696

51088

57840

10м

45648

51792

57040

52248

61392

69640

Вставка 2м

7352

8504

9400

8552

10304

11800

        Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Теплица Арочная Двойная дуга усиленная +(оцинкованная профильная труба 25х25)

 2-2,5-3м

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

27560

30120

33320

37216

40800

45280

46872

51480

57240

10м

56528

62160

69200

Вставка 2м

9656

10680

11960

Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Двухсторонние ручки в двери

800

Теплица Капелька (оцинкованная профильная труба 25х25)

 3м

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

23976

27920

31096

31200

36680

39856

38424

45440

48616

10м

45648

54200

57376

Вставка 2м

7224

8760

8760

Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Теплица Мини 1.6м (оцинкованная профильная труба 20х20)

крепление

на болтах

краб-система на 4х болтах

1,6

1.6краб

длина

Шаг 0,65м

Шаг 0,65м

18000

22200

23000

29000

28000

35800

10м

33000

42600

Вставка 2м

5000

6800

Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Теплица Капля Двушка (оцинкованная профильная труба 20х20)

крепление

на болтах

краб-система на 4х болтах

 3м

 3м

длина

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

Шаг 1м

Шаг 0,65м

Шаг 0,5м

22976

26920

30096

25976

29920

33096

30000

34980

39856

34500

39480

43156

37024

43040

48616

43024

49040

53216

10м

44048

51100

57376

51548

58600

63276

Вставка 2м

7024

8060

8560

8524

9560

10060

Дополнительно:

10м

вставка

Брус

4500

5500

6500

7500

1000

грунтозацепы

2000

2400

2800

3200

400

Оцинкованная лента

1950

2600

3250

3900

650

Дополнительная перегородка

6000

Дополнительная перегородка с дверью

7000

Брус под перегородку

1000

Монтаж перегородки

1500

Дополнительная форточка

1550

Автомат для форточки

2650

Паропропускная маскитная лента

1650

Грядки оцинкованные 

ширина 0.5м

10м

Высота 20см

2790

3790

4790

5790

Высота 40см

4590

6590

8590

10590

Ширина 0.75м

10м

Высота 20см

3290

4290

5290

6290

Высота 40см

5890

7890

9890

11890

Ширина 1м

10м

Высота 20см

3790

4790

5790

6790

Высота 40см

6590

8590

10590

12590

Поликарбонат

Цена за 1 лист

Агролюкс сотовый поликарбонат 4мм , прозрачный, 6000х2100

3300

Лист Премиум сотовый поликарбонат 4мм , прозрачный, 6000х2100

4000

Агролюкс сотовый поликарбонат 6мм , прозрачный, 6000х2100

5200

Лист Премиум сотовый поликарбонат 6мм , прозрачный, 6000х2100

5700


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...