Особенности кризиса ребёнка трёх лет.
статья

Вертячих Светлана Борисовна

Когда ребенку исполняется три года, многие родители обнаруживают, что его поведение изменилось. Он вдруг перестал слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него только протест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_tryoh_let.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности кризиса ребенка 3-х лет

Когда ребенку исполняется три года, многие родители обнаруживают, что его поведение изменилось. Он вдруг перестал слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него только протест. Ребенок начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, отказывается от еды, когда его просят поесть, кричит, когда просят говорить шепотом и т.д. Еще совсем недавно он был таким послушным, а сейчас устраивает истерики по любому поводу. Для многих родителей эта ситуация является сложной и непонятной, они не знают, что с этим делать, сердятся друг на друга и на ребенка.  В этот период ребенок хочет действовать по собственному желанию, наперекор ситуации, не соглашаясь с предложениями взрослых. Он начинает осознавать себя как личность, у него появляется собственное «хочу». Причем проявляется оно, как правило, в виде упрямства, негативизма, и своеволия. Усиливает протестные реакции то, что взрослые не заметили, взросления ребенка, его активности, вовремя не поменяли модель своих взаимоотношений с ним. Кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, все, что сейчас происходит с вашим малышом ХОРОШО и ПРАВИЛЬНО, ведь именно так у него происходит формирование воли (одной из важнейших психических функций у человека).  Суть кризиса 3-х лет.

Кризис 3 лет наравне с кризисами 0 и 13 лет называют кризисом эмансипации, или, проще говоря, отделения от родителей. Все 3 эмансипации разные, отделение от родителей происходит на разных уровнях. Первая - биологическая, ребенок появляется на свет и физически уже не является одним целым с мамой. Вторая – психологическая, это время рождения Я ребенка, его самосознания, третья – социальная.

Кризис 3 лет относится к числу острых.  Родители его обязательно заметят, почувствуют, так как он будет проявлен ярко и бурно.

 Возрастные рамки кризисного периода.

 Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

• детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);

• стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);

• особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы: 

  •  «негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро».  
  • Зачем это нужно.У ребенка появляется свое мнение, он начинает         ориентироваться на собственные решения, он становится более самостоятельным и более «отдельным» от родителей.
  • «упрямство» – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребёнок просит в магазине купить очередную машинку, принёс домой, поиграл 10 минут и больше к ней не возвращается.
  • Зачем это нужно. Ребенок таким образом учится настаивать на своем первоначальном решении, быть верным ему, развивается такое качество как воля.
  • «строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше. Строптивость выражается в пренебрежительном жесте и словах «Да ну», которыми ребенок отвечает на все предложения. 
  • Зачем это нужно. У ребенка формируются собственные ценности.
  • «своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».
  • Зачем это нужно. Так формируется самостоятельность, ребенок постепенно переходит на самообслуживание.
  •  «протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. Как - будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими.
  • Зачем это нужно. Протест-бунт дает ребенку энергию на то, чтобы отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.
  •  «обесценивание» - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности людям. ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Почему так происходит? Дело в том, что для ребенка до 3 лет родители – это всесильные Боги.
  • Зачем это нужно. Во время кризиса очень важно этих Богов – папу и маму – с пьедестала свергнуть для того, чтобы ребенок мог постепенно овладевать сам своей собственной жизнью, стать автором своей жизни.  В противном случае он вырастет подчиняемым, зависимым, инфантильным. Это не значит, что родителям надо плясать от радости и приветствовать это. Помимо того, что родители должны способствовать формированию воли, он еще должны социализировать своего ребенка. Показать, что можно иногда пользоваться механизмом обесценивания, но в самых крайних случаях.
  •  «деспотизм» - выражается в том, что ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся. Если ребенок в семье один и ему привыкли потакать, деспотизм проявляется особенно ярко. Если у ребенка есть младшие братья или сестры, этот симптом может проявляться как ревность. Может сопровождаться регрессом (просьбами дать соску, покормить из ложечки и т.д.).
  •  Зачем это нужно. Положительная сторона симптома – формирование воли. Ребенок приложит максимум усилий, чтобы мир подстроился под его интересы и желания, формируется умение стоять на своем, отстаивать свою позицию.

Таким образом, «кризис трёх лет» - это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность.

Стратегия поведения родителей.

Адекватная позиция взрослого заключается в том, чтобы ограничить все, что категорически нельзя. Здесь необходима твердость. Если ребенку что-то опасно, родители или находятся рядом, или категорически запрещают ему. А в границах, где ребенку безопасно, разрешается все.

 

В семейной психологии есть такое упражнение. Родители садятся за стол переговоров и СОВМЕСТНО вырабатывают перечень правил  по трем пунктам:

  • ребенку категорически запрещено,
  • ребенку можно делать совместно с родителем,
  • ребенку можно.    

 Получается таблица из трех столбцов, которая после тщательно обдуманного заполнения вешается на холодильник, красиво украшается магнитами. Теперь родители могут пользоваться ею, дополнять и изменять с течением времени. В чем плюсы такой таблицы:

- уменьшается количество спорных ситуаций, когда родитель разрешает то, что запрещает другой,

-с таблицей могут ознакомится люди, которые принимают участие в воспитании ребенка или общаются с ним (бабушки, дедушки, няни и т.д.) и действовать слаженно с мнением родителей,

- ребенку можно в игровой форме предъявить «свод законов нашего королевства», и он будет способен проще их усвоить. Важно также объяснить ребенку, почему что-то запрещено.

- у ребенка сформируется баланс между Можно и Нельзя, он будет хорошо чувствовать эту грань.

Важно отметить, что категорический запрет мы ставим в случае реальной опасности для ребенка, а игрушку сломать, обои разрисовать можно разрешить. Ребенок – высшая ценность. Родителям нужно правильно расставить приоритет. Развитие уникальности ребенка – вот высшая ценность. А грязная одежда или порванные обои, это все исправить можно.

В ситуации кульминации кризиса, если родитель видит, что ребенок делает опасную для жизни вещь, его нужно брать под мышку и уносить в безопасное место. Он может орать, брыкаться, плакать, упрямится, но родителям другого ничего не остается. Единственное, что можно сделать, это сделать это с любовью и симпатией, а не с гневом, злостью и ненавистью к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление агрессивного поведения у ребёнка трёх лет

Советы родителям по общению с ребёнком, который проявляет агрессию...

Консультация для родителей: «Что важно знать о ребёнке трёх лет?»

Уважаемые родители!Хочу рассказать Вам о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста, а именно о кризисе трёх лет.Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых. Он начинает осознавать себя ...

Консультация для педагогов «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ»

Консультация для педагогов «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ»    Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и с...

Кризис детей трёх лет

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности....

Консультация для родителей " Кризис детей трёх лет"

« Кризис детей 3 лет»Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Э...

Как научить одеваться ребёнка трёх лет.

Советы родителям, как побуждать ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться....

Кризис детей трёх лет.

Что нужно знать родителям о кризисе трёх лет у ребенка....