Консультация для родителей «Образ природы в русской поэзии и музыке 19 века».
консультация (средняя группа)

Пахмутова Ольга Николаевна

Природа или   по латыни «naturа» - материальный мир, среда обитания, все то, что не создано человеком. Культура – человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, включая формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, а также весь накопленный человечеством материальный и духовный опыт бытия. 

Искусство - образное осмысление действительности, воплощенное творцом в художественном образе. Наряду с наукой, искусство – один из способов познания человеком мира и себя в мире.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 19 «Светлячок» г.Волжска Республики Марий Эл

Консультация для родителей

«Образ природы в русской поэзии и  музыке 19 века».

Подготовила:

музыкальный руководитель Пахмутова О.Н.

Музыкальный материал:

П. Чайковский «Мелодия».

Пьесы из цикла «Времена года»: «Песня жаворонка». Март, «Подснежник». Апрель, «Белые ночи». Май, «Баркарола». Июнь.

М.Глинка Романс «Жаворонок».

Литературный материал:

Стихи Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А.А.Фета, А.Н. Майкова

         – Вслушайся! Весь мир поет:

           Шорох, свист и щебет.

           Музыка во всем живет,

           Мир ее волшебен.

           Остановись и оглянись:

           Какая музыка в природе!

           Звенит струною каждый лист

           И тембр меняет по погоде.

Природа и музыка. Человек и природа. Искусство, красота…  

Природа или   по латыни «naturа» - материальный мир, среда обитания, все то, что не создано человеком. Культура – человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, включая формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, а также весь накопленный человечеством материальный и духовный опыт бытия.

Искусство - образное осмысление действительности, воплощенное творцом в художественном образе. Наряду с наукой, искусство – один из способов познания человеком мира и себя в мире.

Искусство - то, что создается человеком в процессе творчества.

Творчество-процесс, в результате которого создаются материальные или духовные ценности, некий итог создания нового, ранее не существовавшего.

Человек, занимаясь творчеством и создавая произведения искусства, всегда подражал природе, вдохновлялся ею, копировал и учился у нее.

На фоне «Мелодии» П.И. Чайковского стихотворение Ф. Тютчева «Не то, что мните вы, природа» 

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

В этом стихотворении автор изложил свою позицию по отношению к природе: она «не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть язык».

В эти майские дни весь мир отмечает 175-летие Петра Ильича Чайковского. Чайковский благоговейно любил природу, вдохновлявшую его на творчество. Петр Ильич, совершая длительные пешие прогулки в полном одиночестве и в любое время года, обдумывал многие свои сочинения. Думаю, во время таких прогулок, композитор сочинял музыкальные темы цикла пьес «Времена года».

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат  М.И. Чайковский: "Петр Ильич, как никто кто, любил жизнь.  Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа."

          Лирическими чувствами, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка фортепианного шедевра Чайковского "Времена года", своеобразной энциклопедии русской усадебной жизни XIX века. В образах этого цикла Чайковский запечатлел   бескрайние русские просторы, деревенский быт, картины петербургских городских пейзажей, сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Возникновение цикла " Времена года", непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард.  

Издатель заказал Чайковскому 12 пьес, по количеству месяцев в году, чтобы в каждом новом выпуске было по пьесе, и читатели с нетерпением ждали журнала, ждали новой музыкальной пьесы, музыкального сюрприза. Главное условие издателя – пьесы должны быть технически доступны любителю музыки.

При издании цикла "Времена года» в "Нувеллисте" пьесы получили поэтические эпиграфы. Издатель журнала - Николай Матвеевич Бернард - был музыкантом и знатоком русской поэзии. Он предложил включить стихи русских поэтов Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова, Жуковского в качестве эпиграфов к пьесам Чайковского.

В конце 1876 года Бернард опубликовал весь цикл Чайковского отдельным изданием. Обложка была с двенадцатью картинками - медальонами и названием "Времена года". Цикл получил невероятную популярность среди любителей музыки и пользуется ею поныне. Истинной любовью к жизни и восхищением ею наполнена вся музыка фортепианного цикла. Это альбом красочных музыкальных зарисовок, разнохарактерных, но очень ярких и своеобразных.

Нет ничего прекраснее весны… Это – рождение жизни, рождение тепла и света, пробуждение всего живого…  

Ф.И.Тютчев

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но, сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Поле зыблется цветами...

В небе льются света волны...

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня...

Не видать певцов за светом...

Так надежды молодые

Тешат сердце мне приветом...

И откуда раздаются

Голоса их, я не знаю...

Но, им внемля, взоры к небу,

Улыбаясь, обращаю.

А. Майков

Данные стихотворения посвящены весеннему пробуждению природы и ее нежному расцвету.   С этими стихами созвучна пьеса Чайковского «Март» из цикла «Времена года».

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа в пьесе Чайковского нарисована простыми, но выразительными музыкальными средствами. В органичном переплетении  различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Присутствуют элементы звукоподражания, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

За мартом приходит апрель.

Подснежник. Такое программное название у следующей пьесы Чайковского в цикле «Времена года».

Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. После мертвой зимней стужи, безжизненной поры нежно и трогательно выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни.

Именно так трактует Чайковский образ этого удивительного цветка в своём цикле «Времена года». Пьесе «Апрель предшествует эпиграф – удивительно нежные и лирические строки Майкова:

«Голубенький, чистый

Подснежник – цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином…»

Образ природы и состояние человеческой души - эта та самая параллель, которая объединяет музыку Чайковского и стихи А. Майкова.

Пьеса "Подснежник" построена на вальсовом ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней передано волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостная, скрытая в глубине души, надежда на будущее.                                                                                         

Наше воображение сразу рисует нам солнечный день, первые проталины в лесу. Как чудо, появляется из-под снега первый робкий цветок. Он нежен и хрупок, но, несмотря на это, ему не страшны холод и снег. Лёгкий ветерок колышет тонкий стебелёк, а звуки капели всё увереннее провозглашают торжество жизни.

Афанасий Фет

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Звучит  пьеса П. Чайковского «Белые ночи». Май.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического пейзажа белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, мечтах о счастье.              

      Второй раздел по настроению порывистый. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей красоте Петербурге.

А.Н.Плещеев

Выйдем на берег; там волны

Ноги нам будут лобзать;

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

Там ветерок ароматный

Кудри твои разовьет;

Выйдем... Уныло качаясь,

Тополь к себе нас зовет.

В долгом и сладком забвенье,

Шуму внимая ветвей,

Мы отдохнем от печали,

Мы позабудем людей.

Много они нас терзали,

Мучили много, друг мой:

Те - своей глупой любовью,

Те - бесконечной враждой.

Всё мы забудем, как месяц

В темной лазури блеснет,

Всё - как природе и богу

Гимн соловей запоет!

Слайд №12

Учитель исполняет «Баркаролу» Июнь на фортепиано.

У.М.  Знаете ли вы, что означает слово «баркарола»?

Какое настроение создает эта музыка? Какой, по-вашему, музыкальный образ заключен в этой пьесе? И один ли он?

Какой вы представляете себе природу в этом произведении цикла?

Ученица: "Баркарола" Июнь. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были певучими, а ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел.                    В русской музыке первой половины XIX века получил большое распространение жанр баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.                                                       

 “Баркарола” - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России.                                               

   Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы “раскачивается” на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные переливы. В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Это напоминает дуэт певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

Посмотрите на этот  пейзаж. Красив ли он?

Да, красив. В нем есть гармония, покой, уравновешенность, им хочется любоваться. Представьте, что на картине появились пустые или полные пластиковые бутылки кока-колы, рваные бумажные пакеты, металлические банки из - под газированных напитков.

Что станет с картиной? Она утратит гармонию, станет некрасивой и непривлекательной, ей уже не захочется любоваться. Выходит, у красоты существуют свои законы. Что значит «по законам красоты»?

Не только созерцать, но жить и творить по законам красоты.

Список литературы:

  1. 1.Альшванг А.А. Чайковский П.И., М., 1959;
  2. 2.Козлова Н.П. Русская музыкальная литература, М., 2007;
  3. 3.Орлова Е.М. П.И.Чайковский, М., 1990;
  4. 4.Туманина Н.В. Чайковский: путь к мастерству 1840-1877, М., 1962;

Интернет – рессурсы:

http://www.tchaikov.ru/vremena.html

http://project.1september.ru/works/597690

http://music-fantasy.ru/content/p-chaykovskiy-vremena-goda-aprel-podsnezhnik

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наша природа"

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней – одна из актуальных задач сегодняшнего дня....

Консультация для родителей "Социальная природа детской игры"

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, та...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей "Гаджеты для детей: чума двадцать первого века."

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию еще одну статью о гаджетах замечательного педагога Н.В.Пятибратовой....

Консультация для родителей Система 4 К или навыки XXI века

В консультации рассказывается о  навыках Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции)и их значении в развитии детей....

Консультация для родителей «Образы в лепке» Подготовила: Казакова М.Л.

Консультация для родителей «Образы в лепке» КАК ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА ЛЕПКОЙ С РЕБЕНКОМ 5-6 ЛЕТ. В лепке у пятилетних детей обычно проявляются те же тенденции, что и в рисовании. Появл...