Музыка, как средство коррекции и развития коммуникативных способностей
консультация

Занько Юлия Юрьевна

Музыка, как средство развития коммуникативных способностей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка  как  средство  коррекции  поведения  и  развития  коммуникативных  способностей  дошкольников

        Роль  и  возможности  общения  как  в образовательном, так  и  в  процессах  интел-лектуального  и  психического  развития  дошкольников  огромны. Общение  позволяет  ребёнку, через  сравнение  себя  со  сверстниками, выработать  самооценку, найти  своё  место, что  весьма  часто  бывает  одной  из  главных  проблем  личности. Ведь  комму-никабельность – одна  из  составляющих  успешности. Навыки  поведения  начинают  формироваться  в  раннем  возрасте.

        Поведение  зависит  от  суммы  накопленных  знаний, которые  каждая  личность  пропускает  через  своё  сознание. А  оно, в  свою  очередь, определяет  способ  поведения.

        Признание  за  музыкальным  мышлением  функции  общения, коммуникации, даёт  повод  рассматривать  музыку  как  один  из  самых  мощных  информационных  процес-сов, охватывающих, в  принципе, всё  общество. Существует  мнение, что музыка не  может  считаться  «языком… с  чётко  зафиксированным  значением». Однако  его  отсутствие  не  мешает  музыке  выполнять  основные  языковые  функции. А  это  значит, что музыка  может  и  является  одним  из  мощных  средств  общения, развития  коммуника-тивных  качеств  ребёнка.

         Для  того, чтобы  влиять  на  формирование  личности  дошкольника, педагог  дол-жен  уметь  среди  смен  его  настроений  и  различных  проявлений  характера, распоз-нать лучшие  для  последующего  закрепления, худшие – для  нейтрализации  в  процессе  восприятии  музыки. Восприятие  музыки  преображает  человека, ведь  каждый  одну  и  ту  же  музыку  чувствует  по-разному. Можно  сказать, что  восприятие  музыки  носит  личностно  значимый  смысл, который  зависит  от  многих  причин:

  • личного  жизненного  опыта
  • уровня  развития  образного  мышления
  • общей  культуры  восприятия
  • уровня  развития  ситуативного  мышления
  • уровня  развития  устойчивого  внимания, таких  его характеристик  , как  концентрированность  и  распределённость, переключаемость  и  др.
  • различных  видов  памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной  и  др.)
  • склада  нервной  системы, т.е. темперамента

        Важность  и  главная  ценность  музыки  как  вида  искусства  в  том, что  через  её  восприятие  человек  познаёт  себя. Воспринимая  музыку, ребёнок  может  испытать  те  чувства, которые  не  всегда  удобно  выставлять  напоказ, посредством  музыки  может  приблизиться  к  пониманию  чувств, которые  он  ещё  не  испытывал  в  жизни, но  ко-торые  уже  готовы  к  пробуждению, однако  пока  невостребованны.

          Наука  показала, что  музыка, её  выразительные  средства, такие  как  динамика, темп, тембр  голоса  или  инструмента, акценты, пульсации, последовательность  аккор-дов, развитие  мелодической  линии  могут  воздействовать  на  частоту  пульса  и  дыха-ния, биологические  процессы  в крови, биоритмы  мозга, мышечное  напряжение  или  расслабление, что  в  комплексе  определяет  эмоциональное  состояние, а порой и  общее  самочувствие  слушателя.

        Проявления  восприятия  музыки  могут  быть  различными:

  • внутреннее  подпевание, вызывающее  непроизвольное  движение  голосовых  связок, настраивание  дыхания  к  мелодической  линии  произведения
  • покачивание  головой, движения  пальцев  рук  или  ног, тактирование  рукой  или  ногой
  • изменение  мимики  (напряжение  или  расслабление  определённых  мышц)
  • подвижность  глазных  яблок, слёзы, улыбка  (при  слушании  с  закрытыми  глазами)

        Эти  и  другие  проявления  восприятия  музыки  педагогам  необходимо  использовать  в  своей  работе.

        Как  известно, слушать  музыку – ещё  не  значит  воспринимать  её. Способность  к  восприятию  музыки  можно  и  нужно  развивать  у  дошкольника  как  на  занятиях, так  и  при  индивидуальной работе  по  развитию  способностей. Ценность  умения  воспринимать  музыку  в  том, что  ребёнок  чувствует  произведение  по-своему, обращаясь  к  своему  внутреннему  миру, в  котором  безоговорочно  доверяет  эмоциям. Музыка  не  требует  от  ребёнка  жизненного  опыта  и  его  подтверждения, весь  арсенал  её  средств  является  для  юного слушателя  откровением  и, возможно, истиной. Ребёнок  воспринимает  через  музыку  духовность  и  учится  принимать  её.

        Музыка  на  групповых  занятиях  выступает  как  средство:

  • общения
  • познания  нового
  • развития  общей  культуры
  • развития  духовности

        Она  способствует  умению:

  • сосредоточиться
  • выслушать  другую  точку  зрения  и  высказать  свою
  • вести  спор

        Английский  писатель У.Теккерей  писал: «Посейте  поступок – и  вы  пожнёте привычку, посейте  привычку – и  вы  пожнёте  характер, посейте  характер – и  вы  пожнёте  судьбу». Так  и  музыку  можно  и  нужно использовать на  всех  этапах  развития  ребён-ка  как  воспитательное  средство, как  средство  общения, средство, которое  даёт  возможность  почувствовать  красоту  и  гармонию  не  только  музыкального  искусства, но  и  всего  мира.

Подготовила музыкальный руководитель: Фомина Г.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

«Музыка как средство коррекции поведения и коммуникативных способностей дошкольников»

В дошкольном детстве важное место отводится  музыкальному воспитании. Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей....

Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников.

Известный ученый А.Н.Сохор считает, что «музыкальное мышление представляет собой единство трех основных видов деятельности – отражение, созидания и общения»....

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование кинезиологического комплекса даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния....

Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ

Как правила в последнее время увеличивается число детей, в развитии которых обнаруживаются различные виды нарушений. Мы педагоги в работе не раз слышим такие слова (от самых близких ребенку людей), он...