Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников.
консультация

Виноградова Марианна Викторовна

Известный ученый А.Н.Сохор считает, что «музыкальное мышление представляет собой единство трех основных видов деятельности – отражение, созидания и общения».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Музыка как средство коррекции поведения и развития           коммуникативных способностей дошкольников. (консультация)

Музыкальный руководитель:Виноградова М.В.

Известный ученый А.Н.Сохор считает, что «музыкальное мышление представляет собой единство трех основных видов деятельности – отражение, созидания и общения». По мнению М.Г.Арановского, признание за музыкальным мышлением функции общения, коммуникации, дает повод рассматривать музыку как один из самых мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, все общество. Существует мнение, что музыка не может считаться «языком… с четко зафиксированным значением». Однако его отсутствие не мешает музыке выполнять основные языковые функции. А это значит, что музыка может и является одним из мощных средств общения, развития коммуникативных качеств ребенка.

        

        Для того, чтобы влиять на формирование личности дошкольника, педагог должен уметь среди смен его настроений и различных проявлений характера, распознать лучшие для последующего закрепления, худшие – для нейтрализации в процессе восприятия музыки. Восприятие музыки преображает человека, ведь каждый одну и ту же музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что восприятие музыки носит личностно значимый смысл, который зависит от многих причин:

  • личного жизненного опыта;
  • уровня развития образного мышления;
  • уровня развития ситуативного мышления;
  • общей культуры восприятия;
  • уровня развития устойчивого внимания, таких его характеристик, как концентрированность и распределенность, переключаемость и др.
  • различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной и др.);
    музыкальной подготовки (сформированности понятий и средствах музыкальной выразительности);
  • склада нервной системы, т.е. темперамента.

Важность и главная ценность музыки как вида искусства в том, что через ее восприятие человек познает себя. Как считает искусствовед Т.В.Чередниченко, «музыка превратила наше внутреннее бытие в предмет созерцания, «открыла» нас для нас самих». Именно поэтому, воспринимая музыку, ребенок может испытать те чувства, которые не всегда удобно выставлять напоказ, посредством музыки может приблизиться к пониманию чувств, которые он еще не испытывал в жизни, но которые готовы к пробуждению, однако пока не востребованны.

        Наука показала, что музыка, ее выразительные средства, такие как динамика, темп, тембр голоса или инструмента, акценты, пульсации, последовательность аккордов, развитие мелодической линии, регистры исполнения могут воздействовать на частоту пульса и дыхания, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение или расслабление, что в комплексе определяет эмоциональное состояние, а порой и общее самочувствие слушателя.

        Проявления восприятия музыки могут быть различными:

  • внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное движение голосовых связок, настраивание дыхания к мелодической линии произведения;
  • покачивание головой, движения пальцев рук или ног, тактирования рукой или ногой;
  • изменение мимики (напряжение или расслабление определенных мышц);
  • подвижность глазных яблок, слезы, улыбка (при слушании закрытыми глазами).

Эти и другие проявления восприятия музыки необходимо использовать в своей работе педагогу.

        Как известно, слушать музыку -  еще не значит воспринимать ее. Способность к восприятию музыки можно и нужно развивать у дошкольника, как на музыкальных занятиях, так и при индивидуальной работе по развитию музыкальных способностей. Ценность умения воспринимать музыку в том, что ребенок чувствует произведение по-своему, обращаясь к своему внутреннему миру, в котором безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не тербует от ребенка жизненного опыта и его подтверждения, весь арсенал ее средств является для юного слушателя откровением и, возможно, истиной. Ребенок воспринимает через музыку духовность и учится принимать ее.

        Музыка на групповых занятиях выступает как средство:

  • общения;
  • познания нового;
  • развития общей культуры;
  • развития духовности.

Она способствует умению:

  • сосредоточиться;
  • выслушать другую точку зрения и высказать свою;
  • вести спор и др.

Работая индивидуально с дошкольником, педагог имеет много возможностей для раскрытия его личностных качеств. На индивидуальном занятии музыкальный руководитель предлагает музыку для восприятия, которая не только приятна ребенку, но и успокаивает, расслабляет и т.д. При разборе музыкального произведения необходимо обращать внимание на яркость мелодической линии, изобразительные и выразительные, образные музыкальные средства, прививать тем самым любовь к музыке. При необходимости педагог может рекомендовать родителям музыку, которая будет полезна ребенку в различных ситуациях.

        Английский писатель У.Теккерей писал: «Посейте поступок -  и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу». Так и музыку можно и нужно использовать на всех этапах развития ребенка как воспитательное средство, как средство общения, средство, которое дает возможность почувствовать красоту и гармонию не только музыкального искусства, но и всего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников

Влияние музыки на развитие  коммуникативных способностей дошкольников....

Консультация для воспитателей: "Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников. "

      Английский писатель У.Теккерей писал: «Посейте поступок -  и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы п...

Консультация для педагогов "Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей"

Консультация для педагогов "Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей"...

Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников

  В дошкольном детстве важное место отводится  музыкальному воспитанию.          Музыка – самое яркое, а потому и самое эф...

Консультация для воспитателей Музыка, как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей детей

Роль и возможности общения, как в образовательном, так и процессах интиллектуального и психического развития дошкольников огромны....