Причины трудности при адаптациии детей раннего возраста и первой младшей группы к ДОУ
консультация (младшая группа)

 

Период привыкания ребёнка раннего и младшего возраста к условиям дошкольного учреждения трудный период и для него самого и для его семьи.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_trudnosti_pri.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Причины трудности при

адаптациии  детей раннего возраста

и  первой младшей группы к ДОУ.

Период привыкания ребёнка раннего и младшего возраста к условиям дошкольного учреждения трудный период и для него самого и для его семьи.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением и на психическом, и на физическом здоровье  ребёнка. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребёнок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб, и раним.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Любая адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную.

Биологическая – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. В условиях тяжелой адаптации к ДОУ,  у ребенка возможны замедление речевого, психического развития.

Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми.

Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.

Задачи:

  1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.
  2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка:

Разлука → страх → стресс → срыв адаптации → болезнь.

Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.

И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  1. хороший аппетит;
  2. спокойный сон;
  3. охотное общение с другими детьми;
  4. адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  5. нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести:

1. рвота;

2. пристрастие к личным вещам;

3. наличие страхов;

4. неуправляемое поведение;

5. стремление спрятаться от взрослых;

6. истерические реакции;

7. тремор подбородка, пальчиков.

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее:

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например).

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование.

3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее.

4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет в ребенка, что все будет хорошо.

В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.

От того, как воспитатели и родители организуют период его адаптации, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду? Перед тем как ребёнок поступит в детский сад, воспитатель должен познакомиться с ребёнком и родителями и при этом важно выяснить :

  1. Поведение ребёнка, связанное с удовлетворением органических потребностей – навыки самообслуживания.
  2.  Уровень нервно –психического развития – обладает ли ребёнок активной речью.
  3. Некоторые черты личности ребёнка – уровень социализации – наличие инициативности, самостоятельности ,умение общаться с другими детьми.
  4. Привязанность к матери.
  5. Физическое состояние ребёнка

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированы ли навыки самообслуживания, предметная и игровая деятельность – вот основные критерии, по которым можно судить о степени готовности малыша к поступлению в детский сад и благополучному привыканию к ним.

Если у ребёнка не сформированы навыки самообслуживания (не садится на горшок, самостоятельно не ест ложкой, не пьёт из кружки), то он во всех режимных процессах чувствует себя не уверенно. Не успевая за темпом жизни группы, он испытывает отрицательные эмоции и, как правило, эти дети плохо переносят усвоение и подчинение себя распорядку дня.

Еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации – психологические особенности родителей, особенно матери, и стиль взаимоотношений  в семье. Тревожно – мнительный или конфликтный характер матери, излишняя опека. Попустительство или авторитарный стиль, могут  являться причинами невротизации ребёнка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить сразу на время с начала работы группы (7.00 час) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка.

Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают.

Детей с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией приводят также к 10.00 часам на прогулку с детьми (около двух недель),  после обеда мама с ребенком может поиграть в группе. Через какое-то время ребенка приглашают в группу сразу после прогулки без мамы.

Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует, как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями, психологом детского сада.

Для успешной адаптации необходима совместная работа с родителями. Задача родителей сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от родных, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов.

Для этого  родителям необходимо:

-  Привести домашний режим в соответствии с режимом ДОУ

 -  Научить малыша разнообразно играть самостоятельно, занимать себя интересным делом.

 - На некоторое время приучать оставаться дома в отсутствии матери  с другими членами семьи.

- Научить ребёнка необходимыми навыками самообслуживания. Чтобы он  не чувствовал себя  беспомощным, мог обслуживать себя с незначительной помощью взрослых.

Лучше всего адаптацию проводить вместе с участием мамы. Первую встречу хорошо организовать на территории детского сада, во время прогулки детей, где мама присутствует с ребёнком во время игры с детьми  и  знакомиться с воспитателем. Воспитатель рассказывает маме о тех трудностях, с которыми он может столкнуться в группе, и для облегчения их, просит маму привести ребёнка в группу, в те часы, когда детей в группе небольшое количество (вечерние часы), где ребёнок может познакомиться с игрушками, обстановкой. Маме разрешается самой ввести ребёнка в групповую комнату, немного побыть с ним, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться.

Для облегчения переживания одиночества, уменьшая страх разлуки ,помогает любимая игрушка, вещь, принадлежащая маме и папе, оформление семейного альбома, где ребёнок в любую минуту может рассматривать фотографии близких ему людей.

Наиболее эффективные варианты воздействия адаптации ребёнка к яслям:

  • Приём новых детей, практикуем не более двух в неделю.
  • Постоянные ритмы режима дня, для того, чтобы ребёнок усвоил распорядок дня и подчинение ему.
  • Приобретая опыт постоянства и последовательности, ребёнок формирует, в себе ритмы укрытости и защиты, будущее становиться предсказуемым и тем, самым становится важнейшим условием душевного благополучия и возможности войти в здоровый жизненный ритм, и чувство психологической защищенности.
  • Проводя режимные процессы, создаётся доброжелательная атмосфера сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, учитывается индивидуальные особенности малыша, активно используем игровые и речевые приёмы (стихи, потешки).
  • Вовлечение ребёнка в совместную деятельность путём организации игр, направленных на коммуникацию и знакомство со средой.
  • Занятие и режимные моменты сопровождаются музыкой.

Реализация методов и приёмов наиболее эффективна при соблюдении следующих условий:

  1. Обстановка в группе эмоционально положительная, приветливое, доброжелательное отношение, улыбка воспитателя;
  2. Оформление группы эмоционально привлекательное и эстетичное; близкое к домашней
  3. Игрушки и пособия яркие, красочные, доступные;
  4. Зона для игр с песком и водой.

В течение всего периода адаптации, воспитатель проводит наблюдение за вновь пришедшими детьми, для того, чтобы проследить, как быстро ребёнок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечается благоприятные изменения, и определяет длительность пребывания ребенка в группе, постепенно увеличивая время. Свои наблюдения фиксирует в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение. Частота заполнения зависит от состояния  и поведения ребенка.

По окончании адаптации проводится оценка уровня нервно – психического развития, по результатам диагностики. Планируется индивидуальная работа с ребёнком с учётом возрастных особенностей, группы здоровья, и уровня развития ребёнка.

Проводим педагогическое просвещение для родителей, дети которых поступили  в дошкольное учреждение:

1.Родительское собрание об адаптационном периоде ребёнка, психологических особенностей детей.

2.Распространение памятки, отражающие рекомендации по организации жизни ребёнка:

а) вопросы самообслуживания;

б) организация режима дня;

в) закаливания;

3.Рекомендации специалистов :

а) психолога;

б) логопеда;

в) врача;

4) Ежедневная работа с родителями в форме бесед об успехах ребёнка..

Карта наблюдений за ребенком в период адаптации

Заключение

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше, чем через2-3месяца.

С уверенностью можно сказать, что те условия, которые будут созданы  в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям, и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

Результаты работы в этом направлении позволяют говорить, что у ребёнка с легкой адаптацией быстро нормализуется сон, малыш с аппетитом ест, охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, настроение бодрое и спокойное. Умеет играть рядом с другими детьми.

Следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду возможна при соблюдении следующих условий:

  • родители заранее готовят малыша к посещению детского сада;
  • узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях;
  • знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Можно рассматривать два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).

Показателями успешной адаптации выступают: уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.

Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался  новым условиям.

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй группе раннего возраста - первой младшей группе «Наши дети повзрослели» 2017-2018г

Родительское(Итоговое )собрание во второй группе раннего возраста - первой младшей группе «Наши дети повзрослели» 2017-2018гЦель:-подведение итогов образовательной деятельности.-познакомит...

Консультация для родителей группы раннего возраста и младшей группы

Консультация по адаптации детей к детскому саду...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста (1 младшей группы) на 2022 -2023 учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковвторой группы раннего возраста (1 младшей группы) на 2022 -2023 учебный год...

Календарный план воспитательно – образовательной работы в группе раннего возраста 1 младшая группа.

Календарный план воспитательно- образовательной работы в группе раннего возраста....

Организация развивающей среды по сенсорному развитию во 2 группе раннего возраста -1 младшей группе.

Организация развивающей среды по сенсорному развитию во 2 группе раннего возраста -1 младшей группе....