Речевое развитие детей 5 - 7 лет
консультация (старшая группа)

Степоненкова Светлана Александровна

Описаны возрастные особенности развития речи детей 5-6 лет; даны рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_ugolok_sentyabr.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей 5-6 лет.

К 5 годам продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. У большинства детей произношение звуков становится правильным. Однако у некоторых в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ, а также звуков Л, Р.

Неправильное произношение звуков сопровождается недоразвитием фонематических процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей. Дети недостаточно различают звуки, не способны узнавать отдельные звуки в слове. Хотя уже к 5 годам ребенок должен слышать наличие определенного звука в слове, это ему дается природой. Умение слышать и выделять звуки на слух, предупреждает многие трудности в школе при обучении письму.

Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет образования слов при помощи приставок, суффиксов. Если словарь ребенка 5 лет составлял 3000 слов, то к 6 годам он увеличивается на 1000-1200 слов. Ребенок более тонко различает обобщающие слова, например, не только называет слово животное, но и может сказать дикое или домашнее. Больше использует прилагательных, наречий. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный.

Несмотря на увеличение словаря, ребенок еще не всегда правильно ими пользуется. Хорошей проверкой развития словаря является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Способность подбирать наибольшее кол-во прилагательных к определенным существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий). Нужно учить подбирать близкие по смыслу слова, например, к слову  ходить – идти, шагать, топать, вышагивать.

Если постоянно играть с ребенком в подобные игры, то результат не заставит долго ждать.

К 6 годам грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок пользуется им достаточно свободно. Простые предложения становятся более распространенными, возрастает количество сложных предложений. Всё же ребенок допускает ошибки в согласовании слов. В падежных окончаниях существительных во множественном числе (ножов, карандашов).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые дома обращают внимание на ошибки своих детей, исправляя их, давая правильный образец. Необходимо также учить ребенка отвечать на вопрос полным ответом, а не одним словом.

Ребенок 5-6 лет может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, описать те события, которые он видел. Способен самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке. Но при составлении рассказа по картинке он часто видит только основные детали, менее важные опускает.

В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише, громче. В повседневной жизни темп речи умеренный, но при  рассказах речь часто замедленна за счет пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма. Они говорят быстрее и громче обычного.

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук: лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

 

Учитель – логопед

Рекомендации учителя - логопеда

родителям будущих первоклассников

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше у ребенка будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок на письме в школе. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала школьного обучения.

Четкое различение всех звуков речи на слух является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Для проверки слуховой дифференциации звуков предлагаются картинки, названия которых различаются одним  звуком. Например, слова «мишка» и «миска».

Важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем – и на письме.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

Например, звуки «ж-з». Объясните ребенку, что звук «ж» похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук «з» - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звука. Обратите внимание на различное положение губ при произнесении этих звуков. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем вы закрываете губы листком бумаги, и ребенок  только слышит звуки. После того, как малыш будет различать  эти звуки, познакомьте его с  соответствующими буквами. Теперь при произнесении любого из звуков, ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренировать его в различении этих звуков в словах, фразах.

Вот  игры, которые вам помогут.

Игра «Эхо». Водящий называет слово или фразу, а ребенок должен точно повторить за ним. Или наоборот - кто-то говорит слово, а водящий – «эхо» повторяет его.

Игра «Узнай звук». Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук, например, звук «ж». Звук «ж» нужно говорить протяжно, чтобы ребенок его услышал.

Упражнение «Пиши кружочками». Попросите ребенка записать слова кружочками: сколько в слове звуков, столько и кружков. Определенный звук можно закрасить цветным карандашом.

Все эти игры и упражнения и им подобные нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться с ними.

Успехов вам!

 Учитель – логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...