Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)

Шевелева Екатерина Викторовна

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kollektsionirovanie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Задача педагогов – стимулирование познавательной деятельности детей, ведь с возрастом потребность ребёнка в новых впечатлениях возрастает, но возможности дошкольника достаточно ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если маленький человечек, по каким – либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть. Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги используют разнообразные формы работы в своей педагогической практике. Одной из таких эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников является коллекционирование. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Коллекционирование – целенаправленное собирательство каких – либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Правильно организованная деятельность  учит детей классифицировать собранные объекты, определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. У многих детей детское увлечение перерастает в хобби на всю жизнь.

Новизна проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм взаимодействия участников образовательного процесса, является методом материализации собственного «я» в современном мире для детей дошкольного возраста, в том числе для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Проект позволяет детям глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме (выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию).

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, проект основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель проекта:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

для детей:

1. Научиться собирать  предметы, оформлять из них коллекцию.

2. Узнать интересную информацию о предметах своих коллекций.

3. Познакомиться с детьми – коллекционерами (внутри дошкольного учреждения), коллекционерами – взрослыми.

Для педагогов:

1. Изучить технологию коллекционирования.

2. Познакомиться с этапами коллекционирования.

3.Рассказать детям о коллекциях, коллекционерах; заинтересовать их коллекционированием.

4. Создать условия для развития детского коллекционирования.

5. Научить детей классифицировать, систематизировать предметы.

6. Развивать инициативность, любознательность и познавательную активность детей; расширять кругозор воспитанников.

7.  Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

8. Обогащать и активизировать словарь детей.

9.  Способствовать развитию творческих, коммуникативных навыков, креативности дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности.

10. Формировать бережное отношение к хранению коллекций.

11.Вовлечь родителей в совместную деятельность на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.  

12.Сформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.

13.Познакомить родителей с оформлением коллекций.

Для родителей:

1.Способствовать формированию положительного отношения детей к коллекционированию.

2.Научиться правильному оформлению коллекций.

Форма проведения итогового мероприятия:

Выставка «Наши коллекции».

Продукты проекта:

для детей:

· Коллекции разных видов: индивидуальные, коллективные, домашние.

·  Собрана библиотека познавательной, энциклопедической литературы.

для педагогов:

· Конспекты, сценарии, методическая литература, компьютерные презентации, видеофильмы по теме;

·  классификационные карты предметов коллекций;

· предметы и материалы для организации разнообразных мини – музеев, коллективные коллекции;

·  оформлена библиотека (детские энциклопедии).

для родителей:

Индивидуальные и домашние коллекции; памятки о правильном оформлении коллекций.

Сильные стороны проекта:

Значимость и целесообразность использования коллекционирования в современном образовательном пространстве объясняется тем, что коллекционирование:

· Способно помочь решить множество педагогических задач (помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы детей; развивает коммуникативные навыки, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать; способствует творческому развитию личности; помогает формировать эстетическое и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики);

· Включает разнообразные педагогические методы и приёмы;

· Интегрированность в разных видах совместной деятельности;

·Обеспечивает эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса;

· Поддерживает индивидуальность и инициативу детей;

· Способствует установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;

·  Позволяет взаимодействовать с родителями воспитанников.

   Слабые стороны:                                                                                                  

Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию, но, к сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает (коллекционирование – не просто собирательство предметов, а классификация их по родовидовым отношениям).

Пассивность некоторых  родителей в этом виде деятельности, ведь от вовлечённости родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. Или же наоборот, родители берут инициативу по сбору коллекции в «свои руки», подавляя самостоятельность ребёнка.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Заинтересованность дошкольников коллекционированием. У детей имеются стойкие представления о коллекционировании, коллекциях (их разнообразии), коллекционерах. Дети владеют практическими   навыками оформления коллекций. Сформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Собраны индивидуальные коллекции (по выбору и желанию), которой ребёнок «управляет», ухаживает, умеет получать информацию о предметах коллекции из различных источников и применять полученные знания на практике

Для педагогов:

Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.

Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал.

Собраны коллективные (групповые) коллекции по темам.

Создано полноценное социальное сотрудничество с семьями воспитанников.

Для родителей:

Сформировано представление о коллекционировании, как типе исследовательской деятельности; владеют навыками оформления коллекций.

Собраны домашние, индивидуальные коллекции.

Создано полноценное социальное сотрудничество с педагогами группы, дошкольной организации.

Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации;

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"

Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...

Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...

Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Метод исследования способстует  приобретению у дошкольников  новых знаний, умений и  навыков, а также развитию его творческих способностей....