Агрессивный ребенок: как ему помочь?
консультация (старшая группа)

Сливка Ирина Викторовна

Для коррекции агрессивного поведения детей необходимо всего лишь ласковое слово, внимание. Не считайте такого ребенка "испорченным".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dkonsultatsiya_agressivnyy_rebenok.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок: как ему помочь?

    Зачастую мы наблюдаем следующую картину: дома довольно спокойный, послушный ребенок в детском учреждении резко меняется – начинает бегать, прыгать,  драться с другими детьми, отнимать игрушки. На занятиях он неусидчив, часто отвлекается, отказывается выполнять просьбу старших. У взрослых складывается впечатление, что он действует назло окружающим. И все начинают относиться к нему соответственно. Постепенно мир становится враждебным по отношению к малышу.

    А причина всего этого банальна – очень строгие родители.  Они  зажимают активного по своей природе ребенка, не играют с ним в подвижные игры и не предоставляют возможности не только полноценно развиваться через движения, через деятельность, но и загоняют свое чадо в «угол», то есть невольно способствуют тому, чтобы ребенок активно действовал вне поля их зрения, тем самым, сваливая проблемы ребенка на окружающих.

    Бывает и другая ситуация. Оба родителя очень заняты либо работой, либо собой. В общем, дома для ребенка ни у кого  нет времени. Он чувствует себя чужим, никому не нужным. Да к тому же в детском саду его тоже не замечают. Педагоги обращают внимание на более крикливых, более шумных. Когда ребенок стремится ответить или задать вопрос, на него никто не реагирует, так как он и так все знает. Он хочет играть с другими детьми, но более активные дети его не берут или обижают. Ком проблем, желаний и обид постепенно растет. И в один прекрасный момент ребенок, что называется, срывается. И – о чудо!!!! – он получает долгожданное внимание и взрослых, и детей. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, педагог держит его возле себя. В общем, чем не внимание?! Постепенно имя ребенка не сходит у всех с языка. Он популярен! Опять же и родители стали уделять ему время – хотя бы для того, чтобы поругать или наказать, а потом посудачит о нем и при нем с родственниками и приятелями. Постепенно у ребенка формируется новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция развития, заданная внешними обстоятельствами.

    Есть и третий вариант развития данной проблемы. Дома взрослые при ребенке не скупятся на выражения, возможно, даже дерутся или бьют ребенка. И все это считается нормой. То есть ребенок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усваивает соответствующий стиль взаимодействия. Когда он начинает общение с людьми вне его круга, то переносит усвоенную модель на окружающих. Опять же такого ребенка воспринимают враждебно. Но ведь он не знает других способов общения. Малыш пытается играть с детьми, как умеет: отберет игрушку, толкнет, если что не нравится, или ударит. Но с таким ребенком дети не хотят играть. Они отгораживаются от него. На вопрос: «Почему ты сломал ребятам домик?» - мы услышим ответ: «Они меня не брали в игру». Он не понимает, в чем дело. И снова растет обида, злость, непонимание. А дома родители подначивают, учат поддать, показать, чтобы боялись: «Боятся – значит уважают». На лицо конфликт. С таким ребенком сложно. Окружающие относятся к нему негативно, замечают только плохое,  зачастую приписывают те поступки, которых он не совершал. «Конечно  это опять Иванов! Только он на это способен» И ребенок понимает, что как бы он не старался, все равно его все будут считать плохим. Так зачем стараться – то? Что же делать с такими детьми?

      В первую очередь – пожалеть их. Ведь они глубоко несчастны. Надо понимать, что и этим детям необходима и тепло и забота. Что им, как никому другому, требуется позитивное внимание и своевременная похвала. Для них тоже важно чувство значимости. Поскольку у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. С помощью цвета, форм ребенок выплескивает на бумагу все, что у него накопилось внутри, все то, что он не может донести до окружающих словами.

     На первом этапе предлагают ребенку ситуацию из его жизненного опыта. Например: «Семья», «Мои друзья», «День рождения», «На прогулке» и т.д. С помощью рисунка можно понять душевное состояние ребенка, суть его проблемы и вместе проанализировать ситуации. Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, учится находить выход продуктивными неагрессивными действиями. Сначала его рисунки кардинально отличаются от работ других детей. Они полны мрачных и красных тонов. На них изображены агрессивные персонажи или агрессивная направленность действий людей. И часто, где дети рисуют себя, они изображают свое одиночество, свою изолированность.

     На последующем этапе хорошо помогают техники визуализации (зрительное представление) с последующим рисованием своего впечатления, своих эмоций. Техники визуализации помогают ребенку расслабиться, успокоиться, получить позитивные эмоции, зарядиться дополнительной позитивной энергией.

      Когда мы с детьми рисуем красками, то используем вместо инструмента только руки, то есть, рисуем пальцами. Это помогает снять напряжение, а также активизировать рецепторы, которые в большом количестве располагаются на кончиках пальцев. Выполняя работу, ребенок получает должное и так необходимое ему положительное, некритичное внимание, а главное возможность выразить свое «Я» другими, новыми для него формами, не прибегая к агрессивным действиям. Видя продукт своего труда, получая похвалу за него, ребенок стремится к дальнейшей деятельности, к общению, у него растет чувство собственной значимости.

      На последнем этапе дети совместно с мамами и папами учатся взаимодействию с помощью творчества. Это помогает и родителям понять суть проблемы, найти путь к взаимопониманию со своим ребенком, а также вспомнить, что все они были тоже детьми, и, как правило,  с подобными проблемами. Да и ребенок видит родителей в другой ситуации – не как карающий орган, а как интересных партнеров

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины  проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были  даны конкретные  советы и рекомендации, как пом...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...