Русские народные традиции в музыке, как средство музыкального развития с ОВЗ
статья

Шамова Анастасия Валерьевна

Статья в журнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shamova_anastasiya_vaderevna_statya.docx20.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шамова Анастасия Валерьевна,
музыкальный руководитель,

МКДОУ № 306,

г. Новосибирск

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В МУЗЫКЕ, КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Музыкальное воспитание. — это не воспитание музыканта,

о, прежде всего воспитание человека»

В.А. Сухомлинский

С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями, в том числе и с речевыми расстройствами. У дошкольников с нарушениями речи наблюдается снижение внимания и восприятия к музыкальному звучанию, недостаточно сформирована система управления движениями, страдает точность, ритмичность и техника их выполнения, наблюдается ухудшение мелкой моторики, памяти, зрительно-пространственной ориентации, трудности в согласованных движениях рук и ног при разучивании игр н танцев. У детей отмечается нарушение артикуляции. это проявляется в зажатости и напряжении при пении. Детям сложно проявить свое эмоциональное состояние при исполнении песен и при прослушивания различных по жанру музыкальных произведений.

 Именно поэтому музыкальное воспитание, образование н развитие такой категории детей требует особого подхода и решения целенаправленных коррекционньгх задач, внесение в музыкальные занятия специальных упражнений на развитие речевого и певческого дыхания, упражнений, активизирующих: внимание, упражнений на ориентировку, в пространстве. координации движений, упражнений, воспитываюших чувство музыкального ритма.

Богатый опыт старшего поколения и музыкальные традиции нашего народа способны сделать музыкальное занятые интересным и доступным для восприятия детей с речевыми нарушениями. На протяжении многих лет живут в народном быту колыбельные песни, потешки, пестушки, которые развлекают и учат маленького ребенка, а также представляют собой прекрасный речевой и музыкальный материал. С них начинается музыкальное занятие.  

Для детей младшего возраста использую различные потешки, речевые игры «Зайчик», «Сорока-Белобока», «Ладушки-ладошки». В старшем возрасте использую музыкальные, краткие, ритмичные с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, распевки, например, «Барашеньки», «Едем на лошадке», «Андрей-воробей», «Зайчик ты зайчик». Их систематическое использование помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного свободного пения, развить чувство ритма.

Песенки-распевки учат детей сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами: хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов. Клавесы, народные музыкальные инструменты, такие
как бубен, рубель, трещотки, бубенцы, ложки, сопровождающие звучание попевок, способствуют созданию эмоциональной, творческой атмосферы, легкому запоминанию музыкального материала, развитию у детей ритмичности.

Учитывая особенности зрительно-пространственной ориентации детей, для совершенствования умения ориентироваться в пространстве, способности синхронизировать движения с темпом песенного исполнения, знакомлю детей с движениями русской пляски,
хороводным шагом, топающим шагом, ковырялочкой, присядкой. В старших группах обучаю детей различным построениям фигур и перестроениям в хороводах «Стенка на стенку», «Воротца», «Круг», «Капустка», «Змейка». Выполняя перестроение, дети сопровождают его пением и притопами.

Народная плясовая и хороводная музыка, которая используется на музыкальных занятиях для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр, имеет простой ритмический рисунок эмоциональна, легка для восприятия и запоминания.
Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, импровизировать в свободной пляске.

Конечно, мир детства невозможно представить без игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Это первый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Давайте вспомним игры наших бабушек, которые вызывают яркие эмоции и восторг у
детей: «Гори-ясно», «Бабка — ЕЖКА», «Хожу-похожу», «Колечко», «Заря-зарница», «Ручеек». Игры несут в себе обучающий характер, призывают детей быть организованными и дисциплинированными, ведь в каждой игре есть правила, которым должны подчиняться все участники.

Игровая форма способствует установлению взаимопонимания между детьми и педагогом, улучшает эмоциональный климат на занятии, помогает выявить некоторые проблемы детей. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, бег, галоп, шаг с высоким подъемом ног. Песенки, сопровождающие игру, обычно просты и легко запоминаются, поэтому разучивать их можно непосредственно вместе с движениями. С их помощью удобно проводить постановку голоса и проверять ее естественность и правильность. Ребенок, играя, поет, не задумываясь в это время над тем, правильно ли он это делает, или нет — он увлечен игрой. Прислушавшись, можно заметить, на что следует обратить внимание в индивидуальной работе с этим ребенком.

Все навыки и умения, которые дети получают в процессе игры очень важны для детей. Ведь в игровой форме дети легко запоминают тексты песен, нет скованности в движениях и произношении, развивается как двигательная активность, так слух и память одновременно.

Используя потенциал русской народной музыки, приобщая детей к народной культуре, мы решаем не только образовательные и коррекционные задачи, но способствуем развитию у детей национального самосознания, уважения к своему народу, старшим поколениям, которые передают свое бесценное наследие новому поколению для того, чтобы духовные и физические силы народа были сохранены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине".

Всем вместе надо "зародить" в детях то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине.

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине....

Памятка для родителей "Русские народные традиции, как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине"

Памятка для родителей«Русские народные традиции, как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине».  Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю...

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...