Родительское собрание "Семья глазами ребёнка"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Николайчук Ольга Викторовна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Семья глазами ребенка»

                                    Воспитатель высшей квалификационной категории Николайчук О.В.

                                                                                                                                 г.Новоалтайск

Ход собрания
Воспитатель:
1. Вступительное слово.
Добрый вечер, уважаемые родители! Наша очередная встреча посвящена теме «Семья глазами ребенка». На сегодняшней встрече мы хотели бы обсудить с вами следующие вопросы:
• какое место отводит себе в семье ваш ребенок;
• в воспитании и развитии роль какого родителя для ребенка наиболее значима - для мальчика, для девочки.
Также мы хотим показать вам, как наши дети отражают в своих рисунках образ мужчины и женщины.
2. Рефлексия "Ладошка"
Воспитатель: Для начала давайте поиграем. Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке - член вашей семьи. Ваша задача - подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют).
Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? (Высказывания родителей.)
3. Интерпретация рисунков «Ладошка».
Педагог-психолог: Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная).
А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей; сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка»; совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы. (В целом обсуждались следующие параметры: эмоциональная связь семьи, самооценка, значимые/незначимые члены семьи, доминантный/ менее эмоциональный член семьи, дополняющие элементы (животные, растения, явления природы и т. д.), добавление новых членов семьи, если «забыл» нарисовать какого-либо члена семьи.)
4. Анализ рисунка «Моя семья».
Педагог-психолог: Данная методика позволяет родителям лучше понять, а быть может, узнать что-либо новое о взаимоотношениях в семье. Все рисунки предназначены лишь для размышлений, но никак не для упреков ребенка или «карательных» санкций. {Совместно с родителями анализируются следующие параметры: рисует ребенок только себя; дополняет свою семью; забыл нарисовать кого-то из членов своей семьи; где ребенок разместил себя на рисунке; размеры фигуры; анализ частей тела - голова, руки, ноги, глаза, уши, рот (их наличие или отсутствие); опора в жизни; дополнение рисунка различными деталями, явлениями природы и т.д.
Давайте обсудим:
• почему наши дети, таким образом, ощущают себя в семье;
• как мы строим семейное воспитание;
• каким образом выстраиваем взаимоотношения со своим ребенком;
• нужно ли учитывать тендерные отношения в семье при воспитании ребенка.
5. Деловая игра «Ситуации».
Цель игры - выявить варианты поведения пап и мам в заданной ситуации;
моделирование поведения мужчин и женщин в рамках тендерного подхода.
Педагог-психолог: Уважаемые родители, предлагаем вам сыграть в игру, которая поможет понять роль тендерного воспитания в семье, его отличие и необходимость. Представьте себе такую ситуацию: мама приготовила обед и зовет с улицы папу и ребенка, но ребенок упорно не хочет идти домой.
- Ваши действия?
Ответы пап: настойчиво просим, если не помогает, то берем и уносим;
применяем хитрость; молча взять подмышку и понести; договор с ребенком.
Ответы мам: договор с ребенком (еще 5 мин и пойдем); привожу довод (скоро начинаются мультики...); настойчиво зову; наказание (применение физического воздействия, лишение чего-либо).
А теперь ситуация меняется - папы становятся мамами, а мамы становятся папами.
Ответы пап (в роли мам): уговоры, пожалеть; подкуп (купить что-либо,
почитать книги).
Ответы мам (в роли пап): сейчас позову маму; обещание поиграть дома; обещать наказать; лишение чего-либо (мультики запретить смотреть, лишение сладкого); понести домой.
Педагог-психолог: Давайте вместе с вами решим, кем быть легче - мамой или папой?
-Мамы решили, что легче быть мамой, воздержались 4 человека; папы
решили, что папами быть легче, они более лояльные; 1 - воздержался.
В целом пришли к выводу, что мамы более жесткие, строгие, агрессивные, папы более лояльные, мягкие, податливые.) Таким образом, мы подошли к следующим особенностям тендерной картины воспитания наших детей: характеристики, которыми были наделены раньше мужины, полностью противоположны социальному полу в сегодняшнем обществе. Соответственно, картина меняется и у женщин.
6. Просмотр диафильма «Если бы я был папой, мамой...»
(Дети обсуждают ту же ситуацию, которая была представлена родителям. Данная ситуация позволяет нам проследить модели поведения мальчиков и девочек в рамках своего социального пола, выявить их гендерные особенности взаимоотношений.)
7. Обсуждение видеофильма.
8. Особенности восприятия мальчиками и девочками образов мужчины
и женщины на основе детских рисунков.

Воспитатель: Сейчас мы с вами обсудим информацию, касающуюся особенностей вос-
приятия семьи глазами ребенка. Если посмотреть на «мужчин" и «женщин» в целом, то мальчики и девочки воспринимают их по-разному. Мы представляем вам выставку рисунков. Тема: «Мужчина и женщина глазами ребенка». Обратите внимание на то, как рисуют девочки и как рисуют мальчики.
Педагог-психолог: Обратите внимание на то, как прорисованы в рисунках мальчиков и девочек части тела. Они имеют ряд особенностей: девочки рисуют женщин более детально, используя в рисунке не менее четырех цветов. Туловище женщин чаще имеет форму овала, мужская фигура в виде прямоугольника, используются не более трех цветов. В рисунках мальчиков туловище женщины имеет форму треугольника (треугольное платье), используют не более трех цветов: желтый, красный, черный; детали используют редко. Рисуя фигуру мужчины, чаще используют квадрат или прямоугольник. Доминирующие тона: красный, коричневый, синий. Деталей, украшений нет. Вы наглядно убедились в том, что тендерное воспитание в современном обществе играет особую роль, и вы, родители, принимаете в этом процессе непосредственное участие.
9. Этап рефлексии
Воспитатель: Уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи и приклеить стикер в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями:
• Собрание для меня было полезным, узнал(ла) много нового.
• Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
• Воспитывать ребенка, учитывая гендерные особенности, важно
для нашей семьи.
• Тендерное воспитание для нашей семьи не актуально, воспитыва
ем как прежде.
• Есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком.
• У нас отличные отношения в семье, я сегодня это подтвердил(ла).

Типы воспитания ребенка в семье. 

 

1. АВТОРИТАРНЫЙ

· ребенок удобен, поскольку послушен, исполнителен, его легко подчинить родительской воле;

· у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;

· ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей.

Это приводит: 

· по достижении подросткового возраста ребенок может вырваться из жестокой системы детско-родительских отношений, часто такие дети отрицательно говорят о своих родителях;

· возможен приход ребенка в секты и криминальные компании, где будет послушен и управляем;

· став взрослым «ребенок» также становится авторитарен.

 

2. ГИПЕРОПЕКАЮЩИЙ

· ребенок является центром семьи, большинство желаний удовлетворяются сразу, огражден от неприятностей и отрицательных эмоций;

· ребенок живет своими интересами и потребностями, не принимает чувства и желания других членов семьи;

· у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка;

· родители ощущают себя сделавшими все для своих детей;

· часто такие родители – жертвы;

· до начала посещения детского сада ребенок считает себя защищенным и принимает позицию «культа», придя в детский сад замки защиты рушатся, появляется агрессия, невротизация, отрицательный фон поведения.

Это приводит: 

·ребенок не адаптирован к взрослой жизни, сложность адаптации возвратна в различные возрастные периоды;

· ребенок потребительски относится к миру, болезненно реагирует на любые требования и ограничения;

· ребенок не может сам справиться со злостью, обидой, горем.

 

3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

· родители в семье считают ребенка главным, но им принадлежит основная доля власти и ответственности;

· при решении семейных вопросов учитываются мнения и интересы детей;

· в семье принято уважительное отношение друг к другу;

· ребенок знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности;

· в семье преобладает благоприятный психологический климат;

· родители взрослеют вместе со своим ребенком;

· родитель понимает, что его ребенок отличается от него самого.

Это приводит: 

· дети вырастают дружелюбными;

· осознают свои потребности и понимают желания окружающих;

· ребенок способен справится с различными жизненными ситуациями.

Типы воспитания ребенка в семье. 

 

1. АВТОРИТАРНЫЙ

· ребенок удобен, поскольку послушен, исполнителен, его легко подчинить родительской воле;

· у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;

· ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей.

Это приводит: 

· по достижении подросткового возраста ребенок может вырваться из жестокой системы детско-родительских отношений, часто такие дети отрицательно говорят о своих родителях;

· возможен приход ребенка в секты и криминальные компании, где будет послушен и управляем;

· став взрослым «ребенок» также становится авторитарен.

 

2. ГИПЕРОПЕКАЮЩИЙ

· ребенок является центром семьи, большинство желаний удовлетворяются сразу, огражден от неприятностей и отрицательных эмоций;

· ребенок живет своими интересами и потребностями, не принимает чувства и желания других членов семьи;

· у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка;

· родители ощущают себя сделавшими все для своих детей;

· часто такие родители – жертвы;

· до начала посещения детского сада ребенок считает себя защищенным и принимает позицию «культа», придя в детский сад замки защиты рушатся, появляется агрессия, невротизация, отрицательный фон поведения.

Это приводит: 

·ребенок не адаптирован к взрослой жизни, сложность адаптации возвратна в различные возрастные периоды;

· ребенок потребительски относится к миру, болезненно реагирует на любые требования и ограничения;

· ребенок не может сам справиться со злостью, обидой, горем.

 

3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

· родители в семье считают ребенка главным, но им принадлежит основная доля власти и ответственности;

· при решении семейных вопросов учитываются мнения и интересы детей;

· в семье принято уважительное отношение друг к другу;

· ребенок знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности;

· в семье преобладает благоприятный психологический климат;

· родители взрослеют вместе со своим ребенком;

· родитель понимает, что его ребенок отличается от него самого.

Это приводит: 

· дети вырастают дружелюбными;

· осознают свои потребности и понимают желания окружающих;

· ребенок способен справится с различными жизненными ситуациями.

Типы воспитания ребенка в семье. 

 

1. АВТОРИТАРНЫЙ

· ребенок удобен, поскольку послушен, исполнителен, его легко подчинить родительской воле;

· у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;

· ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей.

Это приводит: 

· по достижении подросткового возраста ребенок может вырваться из жестокой системы детско-родительских отношений, часто такие дети отрицательно говорят о своих родителях;

· возможен приход ребенка в секты и криминальные компании, где будет послушен и управляем;

· став взрослым «ребенок» также становится авторитарен.

 

2. ГИПЕРОПЕКАЮЩИЙ

· ребенок является центром семьи, большинство желаний удовлетворяются сразу, огражден от неприятностей и отрицательных эмоций;

· ребенок живет своими интересами и потребностями, не принимает чувства и желания других членов семьи;

· у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка;

· родители ощущают себя сделавшими все для своих детей;

· часто такие родители – жертвы;

· до начала посещения детского сада ребенок считает себя защищенным и принимает позицию «культа», придя в детский сад замки защиты рушатся, появляется агрессия, невротизация, отрицательный фон поведения.

Это приводит: 

·ребенок не адаптирован к взрослой жизни, сложность адаптации возвратна в различные возрастные периоды;

· ребенок потребительски относится к миру, болезненно реагирует на любые требования и ограничения;

· ребенок не может сам справиться со злостью, обидой, горем.

 

3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

· родители в семье считают ребенка главным, но им принадлежит основная доля власти и ответственности;

· при решении семейных вопросов учитываются мнения и интересы детей;

· в семье принято уважительное отношение друг к другу;

· ребенок знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности;

· в семье преобладает благоприятный психологический климат;

· родители взрослеют вместе со своим ребенком;

· родитель понимает, что его ребенок отличается от него самого.

Это приводит: 

· дети вырастают дружелюбными;

· осознают свои потребности и понимают желания окружающих;

· ребенок способен справится с различными жизненными ситуациями.

12 симптомов детского стресса.


         Дети, так же как и взрослые, подвержены стрессам. Важно не пропустить первые сигналы того, что ребенок пребывает в состоянии стресса, и оказать ему своевременную помощь.
         Детские психологи выделили 12 симптомов детского стресса, которые нельзя оставлять без внимания:
1. Ощущение одиночества - ребенок удаляется от семьи и друзей.
2. Чувство неуверенности в себе - ребенок ощущает неловкость в обществе людей, на вопросы отвечает стеснительно и односложно.
3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминания - забывает, о чем он говорил несколько минут назад, теряет нить беседы, как будто ему совсем неинтересен разговор, ощущение, что у ребенка сказанное "в одно ухо влетает, в другое вылетает".
4. Нежелание общаться с людьми - пропадает интерес к сверстникам, внимание со стороны окружающих вызывает раздражение. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку, часто просит сказать, что его нет дома.
5. Усталость и нарушения сна - постоянно чувствует себя усталым, и тем не менее ему трудно заснуть.
6. Перепады настроения - периоды подъема легко сменяются ворчливым или плаксивым настроением, и так может быть по несколько раз в день.
7. Раздражительность и вспыльчивость - у ребенка снижается самоконтроль. В любой момент по самому ничтожному поводу он может выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки.
8. Беспокойство - ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. то и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
9. Нарушение аппетита - теряет интерес к пище, или есть с уговорами и без аппетита даже прежде любимые блюда, или уплетает все без разбора.
10. Бесцельная активность - ребенок упорно уклоняется отважных и полезных дел и занят какими-то бесцельными вещами.
11. Боязнь тишины - ребенку неприятна тишина, поэтому он непрерывно говорит или включает громко музыку или телевизор, при этом болезненно реагирует на неожиданные громкие и резкие звуки.
12. Чрезвычайное внимание к своей внешности тоже может быть вызвано стрессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для публикации: «Социальная азбука глазами ребёнка».

В последнее время особое значение приобретает социализация личности ребенка в обществе, семье, образовательном учреждении и т.д. Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом об...

Анкета "Семья глазами ребёнка".

Анкета " Семья глазами ребёнка"...

Тренинговая работа с воспитателями "Моя группа и Я" и "Счастье глазами ребёнка"

Сценарий тренинговой работы для педагогов-психологов с воспитателями детского сада...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, ...

Консультация для родителей на тему: «Семья глазами ребёнка»

Цель: дать родителям понятие, что личность формируется не только в   результате того, что ребёнка чему-то учат, дают указания, объясняют что хорошо, а что плохо, но и в итоге различных косве...

Анкета "Семья глазами ребёнка"

Анкета "Семья глазами ребёнка"...