Психологический лекторий для родителей: «Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»
статья
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_adaptatsii_rebenka_v_dou._igra_v_period_adaptatsii.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении...
Сроки и продолжительности адаптационного периода у детей, различные, все зависит от индивидуальных особенностей детей. От 3 до 5 месяцев.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст. 2. Состояние здоровья. 3.Уровень развития. 4.Умение общаться со взрослыми и сверстниками. 5.Сформированность предметной и игровой деятельности. 6.Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей.
Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если: • Ребенок ест с аппетитом; • Быстро засыпает, вовремя просыпается; • Эмоционально общается с окружающими
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация: -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней); -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; -функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ.
Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:
I. До родов (антенатальные факторы).
- Токсикозы I и II половины беременности.
- Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
- Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
- Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
- Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
- Профессиональные вредности матери в период беременности.
- Употребление матерью алкоголя во время беременности.
- Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
- Курение матери в период беременности.
II. Во время родов (интранатальные факторы).
- Осложнения в родах.
- Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.
- Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.
III. После родов (постнатальные факторы).
- Недоношенность или переношенность ребенка.
- Крупная масса тела (вес больше 4 кг).
- Заболеваемость на первом месяце жизни.
- Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
- Курение матери во время вскармливания грудью.
- Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
- Искусственное вскармливание ребенка.
- Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).
- Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
- Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и
- т. д.).
- Задержка нервно-психического развития.
- Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
- Отсутствие закаливающих мероприятий.
- Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
- Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
- Конфликтные взаимоотношения в семье.
- Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
- Первый или единственный ребенок в семье.
- Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д. (см. статью ""Кумир семьи" в "ежовых рукавицах"").
К моменту поступления в детский сад ребенок должен был уметь:
-самостоятельно садиться на стул; -самостоятельно пить из чашки; -пользоваться ложкой; -активно участвовать в одевании, умывании.
1.Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. 2.Наличие у ребенка своеобразных привычек. 3.Неумение занять себя игрушкой. 4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков. 5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
1. Бывает так, что родители сами усугубляют ситуацию-когда до поступления в детский сад запугивают ребенка словами: «Вот тебе там покажут». Как правило, в следствии ребенок не хочет идти в детский сад.
2. Или другая ситуация, ребенок долго не может расстаться с мамой в детском саду, на консультации выясняется, что мама сама очень тревожная и очень переживает за своего ребенка. Дело в том, что ребенок на подсознательном уровне чувствует мать, и тревожность мамы передается ребенку. Поэтому и ребенок бурно реагирует, когда мама оставляет его в детском саду.
Использование игровых приёмов в организации совместной деятельности с детьми раннего возраста, способствующих их лёгкой адаптации.
Дети по-разному ведут себя при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.
Задача воспитателя: выяснить причины этих различий, понять интересы каждого малыша, «проникнуть в духовный мир ребенка» (В.А.Сухомлинский).
Решив эти задачи, воспитателю будет понятно как организовать совместную деятельность, способствующую легкой адаптации детей.
Критериями успешной адаптации является внешний комфорт (эмоциональная стабильность ребенка) и внутренняя адекватность поведения (способность выполнять требования воспитателя). Для того, чтобы ребенок мог выполнять эти требования, они (требования) должны быть понятными для малыша и многократно повторяющимися.
Адаптация – это не только привыкание ребенка к ДОУ, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни (формирование культурно - гигиенических навыков).
Это проявляется в соблюдении алгоритма действий в режимных и игровых моментах, так называемые правила поведения в группе (моем руки перед едой; задвигаем стульчик каждый раз, как встаём из-за стола; книжку читаем на диване, мозаикой занимаемся за столом, машинку катаем по полу и пр.).
Обеспечивая индивидуальный подход к ребенку, воспитателями организуется безопасная и доступная предметно-развивающая среда с учетом потребностей детей:
1. Наличие знакомых вещей и игрушек (обучение детей игровым действиям),
2. Использование игрушек – забав, звуковых книжек, погремушек, каталок, инерционных и заводных игрушек, молоточков и пр.,
3. Учёт привычек и интересов детей (выясняются в ходе бесед с родителями, наблюдением за ребёнком в течение дня).
Например, уголки «Позвони маме», «Парикмахерская», «Шиномонтаж».
Успешной организации совместной деятельности способствует использование музыкальных минуток, аудиозаписи знакомых песенок, в том числе из популярных мультфильмов, которые позже сопровождают режимные моменты (утренняя гимнастика, дневной сон, танцевальные и физические упражнения).
Побуждают ребёнка к общению со сверстниками совместные игры – упражнения с воспитателем («Пузырь», «Паровозик», «Хоровод», и т.д.), игры – занятия («Чаепитие», «Уложим куклу спать» и т.д.), имитационные игры («Зайка серенький» прыгаем как зайка, "Воробушки" полетаем как птички), игры с телесным взаимодействием («Лошадка», «Ехали медведи», «Сорока» и пр.), использование фольклора (потешки, прибаутки), включение элементов театрализованной деятельности (произведения А.Барто, сказкотерапия и др.), игры рядом – подвижные игры («У медведя во бору», «Огуречик-огуречик» «Гуси» и др.), пальчиковые игры («Строим дом», «Птички», «Мы пирог лепили», «Замок» и пр.).
Вовлекая детей в продуктивную деятельность интересны сюрпризные моменты, игровые ситуации «Чудесный мешочек», «Найди, что назову», «Бегите ко мне» и др. На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности. «Акваметод» снижает стресс в период адаптации, способствует снятию психоэмоционального и физического напряжения (игры и упражнения по экспериментальной деятельности, например, «Тонет - не тонет», «Достань камешек», «Тёплый – холодный» и т.д.).
Еще одним эффективным методом является песочная терапия, ведь известно, что песок - прекрасное психопрофилактическое средство, стабилизирующее эмоциональное состояние детей раннего возраста. Немаловажным фактором для успешной адаптации является и сам педагог, а именно его спокойствие, улыбчивость, доброта при встрече ребенка; эмоциональность, смена тона и громкости (возможно загадочность) речи; яркость внешнего вида (при необходимости) в течение дня, в целом, увлеченность педагога работой с детьми. Чётко спланированная и грамотно реализованная организация совместной деятельности с детьми раннего возраста даст положительные результаты в период адаптации детей к условиям ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Психологическая поддержка ребенка 6-7 лет в период адаптации к начальной школе
В каждой семье, где ребенок пошел в первый класс, начинается новый наполненный жизненными радостями и сложностями период. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переж...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...