Психологический лекторий для родителей: «Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»
статья

Жарикова Стелла Александровна

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение  9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_adaptatsii_rebenka_v_dou._igra_v_period_adaptatsii.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Об адаптации ребенка в ДОУ. Игра в период адаптации»

        При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

       

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.    

                                                                                                                                             

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение  9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении...

Сроки и продолжительности адаптационного периода у детей, различные, все зависит от индивидуальных особенностей детей. От 3 до 5 месяцев.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.                                                                                                                                        2. Состояние здоровья.                                                                                                               3.Уровень развития.                                                                                                                    4.Умение общаться со взрослыми и сверстниками.                                                   5.Сформированность предметной и игровой деятельности.                                 6.Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

                                                                                                                          Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей.

Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.                                                                                      

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.  

Адаптационный период считается законченным, если:                                                                                                                                • Ребенок ест с аппетитом;                                                                                                               • Быстро засыпает, вовремя просыпается;                                                                                • Эмоционально общается с окружающими

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

 1. Легкая адаптация:                                                                                                              -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);                                        -аппетита (норма по истечении 10 дней);                                                                          -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;                                                                                                                                                     -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;                                                                                                                                                                            -функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.                                                                                                                                     Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.  Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ.

Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:

 I. До родов (антенатальные факторы).

  • Токсикозы I и II половины беременности.
  • Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
  • Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
  • Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
  • Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
  • Профессиональные вредности матери в период беременности.
  • Употребление матерью алкоголя во время беременности.
  • Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
  • Курение матери в период беременности.

 II. Во время родов (интранатальные факторы).

  • Осложнения в родах.
  • Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.
  • Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

 III. После родов (постнатальные факторы).

  • Недоношенность или переношенность ребенка.
  • Крупная масса тела (вес больше 4 кг).
  • Заболеваемость на первом месяце жизни.
  • Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
  • Курение матери во время вскармливания грудью.
  • Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
  • Искусственное вскармливание ребенка.
  • Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).
  • Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
  • Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и
  • т. д.).
  • Задержка нервно-психического развития.
  • Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
  • Отсутствие закаливающих мероприятий.
  • Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
  • Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
  • Конфликтные взаимоотношения в семье.
  • Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
  • Первый или единственный ребенок в семье.
  • Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека,  гипоопека и т. д. (см. статью ""Кумир семьи" в "ежовых рукавицах"").

К моменту поступления в детский сад ребенок должен был уметь:

-самостоятельно садиться на стул;                                                                                          -самостоятельно пить из чашки;                                                                                                 -пользоваться ложкой;                                                                                                                  -активно участвовать в одевании, умывании.                                            

1.Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.          2.Наличие у ребенка своеобразных привычек.                                                              3.Неумение занять себя игрушкой.                                                                                      4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.                                                                                                                                           5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

1. Бывает так, что родители сами усугубляют ситуацию-когда до поступления  в детский сад запугивают ребенка словами: «Вот тебе там покажут». Как правило, в следствии ребенок не хочет идти в детский сад.

 

2.  Или другая ситуация, ребенок долго не может расстаться с мамой в детском саду, на консультации выясняется, что мама сама очень тревожная и очень переживает за своего ребенка. Дело в том, что  ребенок на подсознательном уровне чувствует мать,  и тревожность мамы передается ребенку. Поэтому и ребенок бурно реагирует, когда мама оставляет его в детском  саду.

Использование игровых приёмов в организации совместной деятельности с детьми раннего возраста, способствующих их лёгкой адаптации.

     Дети по-разному ведут себя при поступлении в дошкольное образовательное учреждение.

Задача воспитателя: выяснить причины этих различий, понять интересы каждого малыша, «проникнуть в духовный мир ребенка» (В.А.Сухомлинский).

Решив эти задачи, воспитателю будет понятно как организовать совместную деятельность, способствующую легкой адаптации детей.

Критериями успешной адаптации является внешний комфорт (эмоциональная стабильность ребенка) и внутренняя адекватность поведения (способность выполнять требования воспитателя). Для того, чтобы ребенок мог выполнять эти требования, они (требования) должны быть понятными для малыша и многократно повторяющимися.

Адаптация – это не только привыкание ребенка к ДОУ, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни (формирование культурно - гигиенических навыков).

Это проявляется в соблюдении алгоритма действий в режимных и игровых моментах, так называемые правила поведения в группе (моем руки перед едой; задвигаем стульчик каждый раз, как встаём из-за стола; книжку читаем на диване, мозаикой занимаемся за столом, машинку катаем по полу и пр.).

Обеспечивая индивидуальный подход к ребенку, воспитателями организуется безопасная и доступная предметно-развивающая среда с учетом потребностей детей:

1.  Наличие знакомых вещей и игрушек (обучение детей игровым действиям),

2. Использование игрушек – забав, звуковых книжек, погремушек, каталок, инерционных и заводных игрушек, молоточков и пр.,

3. Учёт привычек и интересов детей (выясняются в ходе бесед с родителями, наблюдением за ребёнком в течение дня).

Например, уголки «Позвони маме», «Парикмахерская», «Шиномонтаж».

Успешной организации совместной деятельности способствует использование музыкальных минуток, аудиозаписи знакомых песенок, в том числе из популярных мультфильмов, которые позже сопровождают режимные моменты (утренняя гимнастика, дневной сон, танцевальные и физические упражнения).

Побуждают ребёнка к общению со сверстниками совместные игры – упражнения с воспитателем («Пузырь», «Паровозик», «Хоровод», и т.д.), игры – занятия («Чаепитие», «Уложим куклу спать» и т.д.), имитационные игры («Зайка серенький» прыгаем как зайка, "Воробушки" полетаем как птички), игры с телесным взаимодействием («Лошадка», «Ехали медведи», «Сорока» и пр.), использование фольклора (потешки, прибаутки), включение элементов театрализованной деятельности (произведения А.Барто, сказкотерапия и др.), игры рядом – подвижные игры («У медведя во бору», «Огуречик-огуречик» «Гуси» и др.), пальчиковые игры («Строим дом», «Птички», «Мы пирог лепили», «Замок» и пр.).

Вовлекая детей в продуктивную деятельность интересны сюрпризные моменты, игровые ситуации «Чудесный мешочек», «Найди, что назову», «Бегите ко мне» и др. На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности. «Акваметод» снижает стресс в период адаптации, способствует снятию психоэмоционального и физического напряжения (игры и упражнения по экспериментальной деятельности, например, «Тонет - не тонет», «Достань камешек», «Тёплый – холодный» и т.д.).

Еще одним эффективным методом является песочная терапия, ведь известно, что песок - прекрасное психопрофилактическое средство, стабилизирующее эмоциональное состояние детей раннего возраста. Немаловажным фактором для успешной адаптации является и сам педагог, а именно его спокойствие, улыбчивость, доброта при встрече ребенка; эмоциональность, смена тона и громкости (возможно загадочность) речи; яркость внешнего вида (при необходимости) в течение дня, в целом, увлеченность педагога работой с детьми. Чётко спланированная и грамотно реализованная организация совместной деятельности с детьми раннего возраста даст положительные результаты в период адаптации детей к условиям ДОУ.