«Речевое развитие детей 2 – 3 лет»
консультация (младшая группа)

Козлова Татьяна Викторовна

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Речевое развитие детей 2 – 3 лет»

Подготовила

воспитатель: Козлова Т.В.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1734110/652edf0b-170b-433a-83d3-7d70444278a9/s1200?webp=false

   Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём.

    В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, представляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой запас.

   В дошкольном возрасте (3 – 7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития. Это происходит потому, что именно в этот период (в среднем 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

    Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так ка ку речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Если познавательные (психические) процесс – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи ребёнка в раннем и дошкольном возрасте.

      В раннем и дошкольном возрастах круг проблем и задач речевого развития ребёнка постепенно расширяется. Причём, по мере роста ребёнка задачи развития речи становятся более детализированными (то есть наблюдается принцип «от общего к частному») По мере расширения задач родители начинают понимать, что им не хватает специальных знаний, что им нужны квалифицированные советы и консультации педагогов. Иначе, они действуют стихийно, по интуиции (что очень ярко видно на примере обучения чтению), они не помогают своему ребёнку, а зачастую обрекают его на серьёзные трудности в последующем обучении письменным формам речи.

Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что всё окружающее ребёнка люди (родители и педагоги) действую взаимосвязано – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.

Итак, в раннем возрасте перед взрослым стоит цель -  обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребёнка; формирование понятий и активной речи.

Задачи развития речи детей 2 – 3 лет в семье.

  • Много разговаривать с ребёнком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить ребёнка понимать и выполнять простые инструкции.
  • Во время игр с ребёнком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства).  Учить называть различные предметы (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки), некоторые действия и взаимоотношения, признаки, обозначающие величину, цвет, вкус.
  • Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним.

Задачи развития речи детей 2 – 3 лет в ДОУ.

  • Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Возьми чашку»).
  • Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображённые на картинке.
  • Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, звонкий, твёрдый)
  • Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеётся, грустит)
  • Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом)
  • Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных.
  • Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и детьми. Упражнять в умении обращаться с просьбой и предложениями ко взрослому и другому ребёнку.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1543238/3a7d1be3-7e55-4cac-ab39-f0a06bfdeecf/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...